Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 июля 2019 г. N Ф04-3147/19 настоящее постановление оставлено без изменения
Омск |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А70-16306/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2388/2019) закрытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "Стар" и апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2489/2019) товарищества собственников недвижимости "Дворик на Федорова" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.01.2019 по делу N А70-16306/2018 (судья Бадрызлова М.М)
по заявлению закрытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "Стар" (ОГРН 1027200774017, ИНН 7203056837)
к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460)
3-е лицо: товарищество собственников недвижимости "Дворик на Федорова"
о признании недействительным отказа от 28.08.2018 N 12943/10-4
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Бутакова Юлия Геннадьевна по доверенности б/н от 29.12.2018 сроком действия по 31.12.2019;
от заинтересованного лица: Митина Мария Юрьевна по доверенности б/н от 18.07.2018 сроком действия один год;
от 3-го лица: Савицкий Валерий Олегович по доверенности б/н от 25.03.2019 сроком действия по 30.06.2019;
установил:
ЗАО "Проектно-строительная фирма "Стар" (далее - заявитель, ЗАО "ПСФ "Стар", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент имущественных отношений) о признании недействительным отказа от 28.08.2018 N 12943/10-4.
На основании определения от 12.11.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Товарищество собственников недвижимости "Дворик на Федорова" (третье лицо, ТСН "Дворик на Федорова").
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.01.2019 по делу N А70-16306/2018 в удовлетворении требований заявителя было отказано полностью.
В обоснование решения суд первой инстанции указал, что Департамент имущественных отношений не имел полномочий на утверждение схемы перераспределения земель, поскольку земельный участок с кадастровым номером 72:23:0430001:20 учтен в государственном кадастре недвижимости в 2002 году (дата постановки на государственный кадастровый учет - 11.04.2002), т.е. до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, границы указанного земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Следовательно, указанный земельный участок находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирных домов по адресу: г. Тюмень, ул. Николая Федорова, д. 6 и г. Тюмень, ул. Николая Федорова, д. 6, корп. 1, расположенных на указанном земельном участке, в силу закона.
Не соглашаясь с решением суда, ЗАО "ПСФ "Стар" и ТСН "Дворик на Федорова" обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых указывают, что не имеется оснований для вывода о переходе собственности на земельный участок к третьему лицу, поскольку часть его является землями общего пользование, не входит в благоустройство дома и не должно содержаться за счет собственников многоквартирного жилого дома.
В отзывах на апелляционные жалобы Департамент имущественных отношений указывает на законность формирования земельных участков, предоставленных как заявителю, так и третьему лицу; считает, что собственники земельных участок под многоквартирным жилым домом вправе реализовать проект межевания и осуществить мероприятия по проведению кадастровых работ и постановке на кадастровый учет земельного участка непосредственно под своим домом, но данные работы могут быть проведены исключительно по их желанию; межевой план содержит указание на перераспределение земель с целью устранения выявленных ошибок, но перераспределение земельных участков к способам устранения ошибок не относится; оснований для перераспределения земель в конкретной ситуации не имеется.
Доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, изложены в дополнениях Общества к апелляционной жалобе и его возражениях на отзыв заинтересованного лица.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель и третье лицо поддержали доводы своих апелляционных жалоб и дополнений, а заинтересованное лицо - доводы отзывов.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционных жалоб, дополнений и пояснения, отзывов на апелляционные жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
06.12.1996 Комитетом по архитектуре и градостроительству было утверждено Архитектурно-планировочное задание N 108 на проектирование парковой зоны отдыха по ул. Федорова, Гончаровой в 5-6 мкр.г.Тюмени, в которой предполагается возведение общественного центра досуга и отдыха жилого района (т.1 л.д.112-113).
Как утверждает заявитель, в рамках данного архитектурно-планировочного задания 20.09.2011 ЗАО "ПСФ "Стар" было получено разрешение N RU 72304000-250-ре на строительство жилого дома N 6 с офисными помещениями, инженерными сетями и трансформаторной подстанцией (т.1 л.д.75-77).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРН), выданной 25.10.2016, на кадастровый учет был поставлен под номером 71:23:0430001:15313 незавершенный строительством многоквартирный дом, объект незавершенного строительства, общая площадь застройки 9 690 кв.м., степень готовности 15%. Правообладателем указано ЗАО "ПСФ "Стар".
В данной выписке также указано, что документами-основаниями являются договор аренды земельного участка от 15.07.2004, соглашение о внесении изменений в договор аренды от 20.05.2009, соглашение о продлении и внесении изменений в договор аренды земельного участка от 07.05.2013, дополнительное соглашение от 30.05.2007, соглашение о продлении и внесении изменений в договор от 21.04.2010, разрешение на строительство от 20.09.2011 (т.1 л.д.73-74).
11.04.2016 ЗАО "ПСФ "Стар" было выдано свидетельство о государственной регистрации права на объект незавершенного строительства, общей площадью застройки 1 380, 3 кв.м., степень готовности 50% по адресу г.Тюмень, ул.Федорова-Гончаровой, ГП-7 (т.1 л.д.84).
Между Департаментом имущественных отношений и ЗАО "ПСФ "Стар" 18.01.2017 заключены договоры аренды N N 23-20/3385, 23-20/3384, 23-20/3389 земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0430001:15436, 72:23:0430001:15438, 72:23:0430001:15439 для размещения многоэтажной жилой застройки.
Согласно указаниям в договоре на земельных участках располагается объект незавершенного строительства (незавершенный строительством многоквартирный дом с кадастровым номером 71:23:0430001:15313) (т.1 л.д.85-100).
В материалы дела представлен также межевой план, составленный для заказчика кадастровых работ ООО "ПСФ "Стар" (т.1 л.д.21-52). Согласно пояснительной записке к данному межевому плану, он составлен с целью исправления ошибки в местоположении границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0430001:15436, 72:23:0430001:15438, 72:23:0430001:15439, 72:23:0430001:20 (т.1 л.д.33).
Кадастровый инженер указывает, что при сопоставлении сведений из ЕГРН о границах вышеуказанных земельных участков и материалов геодезической съемки, было выявлено несоответствие границ, а именно, сети инженерно-технического обеспечения выходят за границы земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0430001:15436, 72:23:0430001:15438, 72:23:0430001:15439 и попадают в границы земельного участка с кадастровым номером 72:23:0430001:20, что противоречит генеральному плану застройки.
Согласно указанию кадастрового инженера на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0430001:20 расположены два многоквартирных дома по адресу г.Тюмень, ул.Федорова, 6 и г.Тюмень, ул.Федорова, 6 корп.1.
Судя по чертежу земельного участка (т.1 л.д.36) каждый из земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0430001:15436, 72:23:0430001:15438, 72:23:0430001:15439 предполагается увеличить за счет земельного участка с кадастровым номером 72:23:0430001:20.
Письмом от 06.08.2018 N 01/42 Общество направило в Департамент имущественных отношений указанный межевой план в связи с исправлением ошибки местоположения границ земельный участков (т.1 л.д.20).
28.08.2018 за N 12943/10-4 Департамент имущественных отношений отказал Обществу в согласовании изменения границ земельного участка с кадастровыми номерами 72:23:0430001:15436, 72:23:0430001:15438, 72:23:0430001:15439 за счет смежного земельного участка с кадастровым номером 72:23:0430001:20 и возвратил не согласованным межевой план.
Основанием для отказа послужил вывод Департамента имущественных отношений о том, что у него отсутствуют основания для согласования границы земельного участка с кадастровым номером 72:23:0430001:20, который в силу закона принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Полагая, что отказ от 28.08.2018 N 12943/10-4 заинтересованного лица нарушает права Общества как арендатора земельного участка с кадастровым номером 72:23:0430001:15436 на целевое использование земельного участка - строительство, в том числе проездов к строящемуся на указанном земельном участке многоквартирному жилому дому, создает препятствия обществу в предпринимательской деятельности в выполнении функций застройщика, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы считает необоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьями 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.
Таким образом, образование новых земельных участок с прекращение старых земельных участков путем перераспределения их и иных земель, не сформированных в участки, возможно как между землями, принадлежащими физическим лицам и организациям, так и с участием земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Правила перераспределения земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрены специальной главой Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях:
1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута;
2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута;
3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.
В случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.
Следовательно, перераспределение участков, находящихся в ведении разных уровней власти, осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами власти разных уровней, находящихся в ведении одного органа - на основании решения соответствующего органа, поскольку все земельные участки и (или) земли находятся в его распоряжении.
При этом в силу подпункта 1 части 1 данной статьи перераспределение осуществляется между сформированными участками; в силу подпункта 2 пункта 1 данной статьи перераспределение осуществляется между сформированными участками и несформированными землями (в обоих случаях земельные участки должны быть не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц). В силу подпункта 3 пункта 1 перераспределение возможно между земельными участками, предоставленными на одном виде права одному и тому же лицу.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0430001:15436, 72:23:0430001:15438, 72:23:0430001:15439 являются землями, государственная собственность на которые не разграничена, и все находятся в ведении Департамента имущественных отношений, но предоставлены в аренду ООО "ПСФ "Стар".
Земельный участок с кадастровым номером 72:23:0430001:20 имеет целевое назначение под строительство жилого дома, права собственности на него не оформлены.
Таким образом, перераспределение земельных участков, в принципе, было бы возможным только по подпункту 1 пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако, в конкретной ситуации не соблюдено условие о том, что земельный участок не должен быть предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута.
Как было выше сказано, земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0430001:15436, 72:23:0430001:15438, 72:23:0430001:15439 предоставлены в аренду ООО "ПСФ "Стар", а земельный участок с кадастровым номером 72:23:0430001:20 был предоставлен под строительство застройщику многоквартирных домов по адресу г.Тюмень, ул.Федорова, 6 и г.Тюмень, ул.Федорова, 6 корп.1.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Следовательно, собственники многоквартирных домов по адресу г.Тюмень, ул.Федорова, 6 и г.Тюмень, ул.Федорова, 6 корп.1 имеют установленное законом право на приобретение земельного участка с кадастровым номером 72:23:0430001:20 в собственность полностью или в части.
Не принимается судом по внимание ссылка заявителя на возможность перераспределения земель по подпункту 3 пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в нем идет речь ни о том, что земельные участки должны принадлежать одному собственнику, а о том, что они должны принадлежать на одном праве одному и тому же владельцу, например, арендатору.
Применение же пункта 3 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации в любом случае возможно только с соблюдением условий, предусмотренных одним из подпунктов пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя, повторенная в межевом плане, на то при сопоставлении сведений из ЕГРН о границах вышеуказанных земельных участков и материалов геодезической съемки, было выявлено несоответствие границ, а именно, сети инженерно-технического обеспечения выходят за границы земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0430001:15436, 72:23:0430001:15438, 72:23:0430001:15439 и попадают в границы земельного участка с кадастровым номером 72:23:0430001:20, не может свидетельствовать о наличии оснований для перераспределения земель.
Фактически речь идет о предоставлении дополнительных земель (части земельного участка) в обход процедуры предоставления, установленной статьей 39.3 Земельным кодексом Российской Федерации.
При этом, как следует из архитектурно-планировочного задания, строительство предполагало возведение инженерных сетей, что было допустимо только в пределах границ предоставленных земельных участков.
Таким образом, у Департамента имущественных отношений имелись основания для отказа заявителям в осуществлении перераспределения земельных участков.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Проектно-строительная фирма "Стар" и апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Дворик на Федорова" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.01.2019 по делу N А70-16306/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.