город Ростов-на-Дону |
|
16 апреля 2019 г. |
дело N А32-43054/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.01.2019 по делу N А32-43054/2018, принятое в составе судьи Шкира Д.М.
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска"
к государственной жилищной инспекции Краснодарского края
при участии третьего лица: акционерного общества "Новороссийская управляющая компания"
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал города Новороссийска" (далее - МУП "Водоканал города Новороссийска", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - госжилинспекция, административный орган) о признании недействительным и отмене предписания от 06.09.2018 N 2425 о необходимости прекратить начисление платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению собственникам и пользователям, проживающим в подъездах 4-5 многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Новороссийск, ул. Видова, 165.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено акционерное общество "Новороссийская управляющая компания" (далее - АО "НУК").
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что предприятие необоснованно произвело начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и водоотведению потребителям в подъездах N 4, 5 многоквартирного дома N 165 по ул. Видова. Доказательств того, что оспариваемы предписанием нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не представлено.
МУП "Водоканал города Новороссийска" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, ссылаясь на то, что организацией, предоставляющей коммунальные услуги в доме N 165 по ул. Видова, является акционерное общество "Новороссийская управляющая компания", за исключением подъездов N 4 и 5. АО "НУК" не заключало договор на поставку питьевой воды и прием сточных вод на спорные подъезды.
От предприятия поступило также ходатайство о приобщении к материалам дела письма госжилинспекции от 21.01.2019 N 75-10570-ОП/18 и справку, подтверждающую, что начисления по спорным подъездам производит предприятие.
В отзыве на апелляционную жалобу госжилинспекция указала на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
От АО "НУК" поступили письменные возражения, в которых третье лицо просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, поскольку договор управления подъездами 4 и 5 многоквартирного дома был заключен 30.08.2015. С 01.09.2015 управляющей компанией являлось АО "НУК".
Лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, не установил процессуальных препятствий к рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 10.08.2018 N 2779 административным органом в отношении предприятия была проведена проверка, по вопросу правомерности начисления платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и водоотведению потребителям в подъездах N 4, 5 многоквартирного дома N 165 по ул. Видова в городе Новороссийске, в ходе которой установлено, что между собственниками помещений в подъездах N 4 и 5 многоквартирного дома и управляющей организацией АО "Новороссийская управляющая компания" заключен договор управления многоквартирным домом от 20.11.2014, согласно которому исполнителем коммунальных услуг является АО "Новороссийская управляющая компания", прямые договоры между предприятием и собственниками помещений отсутствовали.
Результаты проверки отражены в акте от 06.09.2018 N 2890.
Госжилинспекция пришла к выводу о неправомерности начисления платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению собственникам и пользователям, проживающим в подъездах 4-5 указанного многоквартирного дома, в связи с чем предприятию было выдано предписание от 06.09.2018 N 2425, согласно которому предприятию в срок до 06.11.2018 необходимо устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с вынесенным предписанием, предприятие оспорило его в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При рассмотрении спора о признании недействительным предписания государственного органа в предмет доказывания входит вопрос о наличии у органа, выдавшего предписания, соответствующих полномочий; оценивается соответствие предписания требованиям нормативных актов; устанавливается наличие нарушенных прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
Следовательно, оспариваемое предписание выдано уполномоченным государственным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Согласно статье 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу части 4 статье 198 Жилищного кодекса Российской Федерации при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.
На момент заключения договора управления многоквартирным домом в отношении подъездов 4 и 5 от 20.11.2014 часть 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации действовала в следующей редакции - "Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания".
Изменения в часть 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральным внесены законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ, согласно которому "управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом".
Поскольку отношения между управляющей организацией и собственниками жилых помещений в подъездах N 4 и 5 возникли на основании договора управления от 01.09.2015, то необходимо применению подлежат положения части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения договора управления.
Следовательно, на момент заключения договора, действия по внесению сведений в реестр не определяли момент возникновения права управления домом, являясь действиями по учету в сфере управления многоквартирным домом, поскольку применительно к статьям 1 и 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (действовавшем на момент заключения договора) права и обязанности, связанные с управлением не связаны с исполнением обязанности по внесению изменений в реестр, а вытекают из условий договора управления.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство РФ постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 14 Правил N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании АО "НУК" осуществляло управление подъездами N 4 и 5 спорного многоквартирного дома в соответствии с договором управления многоквартирного дома с 01.09.2015.
Письмами АО "Новороссийская управляющая компания" от 23.10.2015, 10.12.2015 предприятие извещалось о начале управления подъездами N 4,5 многоквартирного дома.
Письмом предприятия от 09.09.2016 N 2629 АО "Новороссийская управляющая компания" было сообщено, что после проведения сверки начислений и оплаты за услуги холодного водоснабжения и водоотведения с собственниками жилых помещений будет рассмотрен вопрос о передаче вышеуказанного многоквартирного дома в управление АО "Новороссийская управляющая компания". Однако, договор с АО "Новороссийская управляющая компания" по указанным подъездам так и не заключен, полномочия по начислению платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения предприятием не переданы.
Информация и подтверждающие документы о заключении между предприятием и собственниками помещений в подъездах N 4, 5 многоквартирного дома прямых договоров на предоставление коммунальных услуг в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не принимает доводы жалобы о том, что предприятие договора поставки ресурса в отношении спорных подъездов не принимало.
Часть 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей управляющей организации как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом. В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно статье 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5 статьи 46 ЖК РФ).
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что АО "НУК" осуществляло управление многоквартирным домом, в том числе, подъездами N 4 и 5 на законных условиях, предпринимало попытки внести изменения в договор на поставку коммунальных ресурсов.
При таких обстоятельствах, предписание государственной жилищной инспекции соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя по делу, в связи с чем предписание является законным на основании ст. 201 АПК РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм жилищного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Поскольку заявителю апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины по апелляционной жалобе, она подлежит взысканию с предприятия.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.01.2019 по делу N А32-43054/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска", (ИНН 2315178760, ОГРН 1132315000806) в доход федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 3 000 (Три тысячи) рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.