город Ростов-на-Дону |
|
17 апреля 2019 г. |
дело N А53-39075/2018 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Илюшина Р.Р.,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.02.2019 по делу N А53-39075/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Арсенал"
к ответчику - открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании пени за просрочку доставки груза,
принятое в порядке упрощенного производства судьей Губенко М.М.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арсенал" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании пени за нарушения сроков доставки грузов в размере 65282,40 руб.
Ответчиком заявлено ходатайство о снижении размера пени в порядке ст. 333 ГК РФ.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2019 с ответчика в пользу истца взыскано 45697,68 руб. пени. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Суд удовлетворил ходатайство ответчика, заявленное в порядке ст. 333 ГК РФ, снизив размер неустойки.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2019 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить в части взыскания пени в размере 13056,48 руб.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что по железнодорожной накладной N ЭШ105514 срок доставки груза был увеличен по причине неисправности вагона.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по железнодорожной транспортной накладной N ЭШ105514 грузоотправителем - ООО "Арсенал" со станции отправления Слободское Горьковской железной дороги в адрес грузополучателя - ПБОЮЛ Гадаева Б.Б. на станцию назначения Избербаш Северо-Кавказской железной дороги был отправлен груз - пиломатериалы.
Срок доставки груза по железнодорожной накладной истекал 28.07.2018. Согласно расчету истца просрочка доставки груза по указанной железнодорожной транспортной накладной составила 10 суток.
Истец исчислил на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации пеню, которая, по его расчету составила 65282,40 руб. и обратился с соответствующей претензией к перевозчику.
Поскольку ответчик оставил требования претензии без удовлетворения, начисленную пеню за просрочку доставки груза не выплатил, истец обратился в суд с настоящим иском.
Как следует из статьи 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ), перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
В пункте 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указано, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке перевозчик несет ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и Кодексами, а также соглашением сторон договора перевозки.
Согласно статье 97 УЖТ, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего устава обстоятельств.
Перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущена просрочка.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 г. "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Факт просрочки доставки грузов подтвержден представленными в материалы дела транспортными железнодорожными накладными.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции признал корректным расчет пени за задержку доставки грузов в размере 65282,40 руб., произведенный истцом. Однако взыскал с ответчика 45697,68 руб., поскольку снизил размер пени в порядке ст. 333 ГК.
Обращаясь с апелляционной жалобой, ответчик просил отказать во взыскании 13056,48 руб., поскольку срок доставки груза по железнодорожной накладной N ЭШ105514 не был нарушен.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ, п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" апелляционный суд осуществляет проверку законности решения суда от 15.02.2019 по доводам апелляционной жалобы.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 1 статьи 29 УЖТ установлено, что вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении.
В соответствии с пунктом 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (Далее - Правила N 245), сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с оформлением и исправлением обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
В соответствии с ч. 2 ст. 401 ГК РФ, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В доказательство отсутствия вины в задержке доставки груза ответчик представил суду акты общей формы N 2/3200 от 31.07.2018, N 2/3214 от 02.08.2018; отметка о неисправности имеется на накладной.
Однако ответчик не учел, что в соответствии со статьи 20 УЖТ, подаваемые под погрузку вагоны должны находиться в технически исправном состоянии, техническую пригодность вагонов определяет перевозчик.
При этом УЖТ не ставит исполнение обязанности перевозчика подавать под погрузку технически пригодные вагоны и контейнеры в зависимость от того, принадлежат ему вагоны или контейнеры на праве собственности или ином праве. Таким образом, именно перевозчик отвечает за техническую неисправность вагонов, принятых к перевозке по указанным железнодорожным накладным.
Таким образом, одного факта технической неисправности вагонов для увеличения срока доставки груза недостаточно. Выявление технической неисправности вагонов в пути следования, равно как и обоснованность задержки вагонов для необходимого ремонта, сами по себе не освобождают перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов.
Ответчик не представил доказательств того, что до начала движения груженого вагона им было заявлено о наличии дефектов, препятствующих перевозке.
Вина грузополучателя в задержке доставки указанных вагонов перевозчиком не доказана, поэтому срок доставки по указанным отправкам не подлежит увеличению.
Согласно части 6 статьи 33 УЖТ за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 данного Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 данного Устава.
Факт нарушения сроков доставки груза подтвержден документально, а именно соответствующей отметкой о доставке груза в железнодорожной накладной. Следовательно, требование истца о взыскании неустойки законно.
В остальной части решение суда не оспаривается.
Пеня в размере 45697,68 руб. соразмерна последствиям нарушения обязательства.
ООО "Арсенал" решение суда не обжаловало.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено. Суд первой инстанции не допустил нарушений положений главы 29 АПК РФ, верно рассмотрел дело без вызова сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам в порядке упрощенного производства.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчиком государственная пошлина не уплачена, с ОАО "Российские железные дороги" подлежат взысканию в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2019 по делу N А53-39075/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Судья |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.