Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 июня 2019 г. N Ф05-9159/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А40-192293/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.,
судей Савенкова О.В., Бондарева А.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества г.Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 декабря 2018 года
по делу N А40-192293/2017, принятое судей Чекмаревой Н.А.
по иску ООО "Фирма ОПТИМА-1" (ОГРН 1027739217571)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
третье лицо: Департамент по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы
об урегулировании разногласий
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Мамедов С.Ш. генеральный директор на основании выписки из ЕГРЮЛ от 18.01.2019,
от ответчика: Хабаров Д.С. по доверенности от 29.11.2018,
от третьего лица: Петрий Д.П. по доверенности от 05.09.2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма Оптима-1" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитрия Ульянова, д.16, корп.1, общей площадью 90,8 кв.м. изложив:
- п. 3.1. договора в следующей редакции: "Цена Объекта составляет 10 136 000 руб. 00 коп., НДС в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не начисляется."
- изложив п. 3.4 договора в следующей редакции:
"Оплата по Договору вносится Покупателем ежемесячно. Первый платеж перечисляется не позднее одного месяца с даты заключения Договора. Последующие ежемесячные платежи осуществляются Покупателем до 25 числа каждого месяца и состоят из оплаты в счет основного долга, составляющей не менее 168 933 руб. 34 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21 декабря 2018 года по делу N А40-192293/2017 исковые требования удовлетворены, разногласия сторон урегулированы на предложенных истцом условиях.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с возможностью заключения договора купли-продажи спорных помещений, указывает, что спорный объект является защитным сооружением гражданской обороны.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявитель требования и доводы жалобы поддержал.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица поддержал позицию ответчика.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Фирма ОПТИМА-1" (истец) является арендатором нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 16, корп. 1, общей площадью 149 кв.м., на основании договора аренды недвижимого имущества N 07-00001 от 09.01.2008 г.
Нежилые помещения непрерывно арендуются истцом с 2008 года до настоящего времени.
09.10.2013 г. истец обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о приобретении арендуемых помещений и заключении договора купли-продажи имущества.
Ответчиком был выдан проект договора купли-продажи имущества- помещения площадью 149 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 16, корп. 1. Согласно Отчету об оценке рыночной стоимости от 12.12.2013 г. N 11.13-59, выполненного по заказу Департамента, ООО "Центр оценки и аудита" цена выкупаемого имущества составляет 42.964.000 руб. без учета НДС.
Не согласившись с заявленными требованиями, Общество с ограниченной ответственностью "Фирма ОПТИМА-1" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту городского имущества города Москвы об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи нежилого помещения.
Решением арбитражного суда города Москвы от 22.06.2016 г. по делу N А40-155897/14 исковые требования удовлетворены. Судом принято решение урегулировать разногласия, возникшие между ООО "Фирма ОПТИМА-1" и Департаментом городского имущества города Москвы при заключении договора купли-продажи нежилого помещения площадью 149 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 16, корп. 1, изложив п. 3.1. договора в следующей редакции: "Цена объекта составляет 15 322 893 рублей. НДС в соответствии с п. 12 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации не начисляется.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2016 года, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 января 2017 года решение по делу N А40-155897/14 оставлено без изменения.
15 февраля 2017 года от Департамента городского имущества города Москвы по делу N А40- 155897/2014, в суд было направлено заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2016 года. Вновь открывшимся обстоятельством ответчик считал письмо Начальника Управления по ЮЗАО Департамента ГОЧСиПБ, в котором указывается, что часть приватизированного нежилого помещения числится в реестре защитных сооружений гражданской обороны ЮЗАО города Москвы.
Определением от 07 апреля 2017 года по делу N А40-155897/2014 в удовлетворении заявления Департамента городского имущества города Москвы о пересмотре решения суда от 22 июня 2016 года на основании пункта 1 части 1 статьи 311 АПК РФ отказано.
31 марта 2017 года ООО "Фирма ОПТИМА-1" обратилось в Департамент с требованием о предоставлении проекта договора купли-продажи помещения на условиях, определенных судом по делу N А40-155897/2014.
02 мая 2017 года из Департамента городского имущества города Москвы получен отказ в предоставлении Договора купли-продажи N ДГИ-1 -25503/17-1, который обусловлен включением части арендуемого помещения площадью 54,9 кв.м, в перечень защитных сооружений гражданской обороны Юго-Западного административного округа города Москвы.
19 июля 2017 года Департамент городского имущества города Москвы направил в адрес ООО "Фирма ОПТИМА-1" проект Договора купли-продажи на часть арендуемого помещения (площадью 94,1 кв.м), которая не включена, по мнению ДГИ, в перечень защитных сооружений гражданской обороны.
При этом стоимость помещения площадью 94,1 кв.м, в указанном проекте Договора указана в размере стоимости помещения площадью 149 кв.м, согласно решению суда по делу N А40- 155897/14 (15 322 893 рублей).
В рамках дела N А40-155897/14 проведено экспертное исследование ФБУ РФЦ СЭ при Минюсте РФ (экспертное заключение N 2523/19-3 от 02.03.2016), исходя из которого стоимость 1 кв.м, выкупаемого помещения составляет 102 838 руб. 21 коп. Соответственно, стоимость помещения площадью 94,1 кв.м, будет составлять 9 677 075 рублей 56 копеек.
18 августа 2017 года ООО "Фирма ОПТИМА-1" направило в ДГИ города Москвы протокол разногласий к вновь полученному проекту договора купли-продажи недвижимости.
18 сентября 2017 года ответчик направил в адрес ООО "Фирма ОПТИМА-1" отказ во внесении изменений в текст проекта договора купли-продажи нежилого помещения.
Поскольку Департамент городского имущества города Москвы отказался от подписания договора купли-продажи с представленным протоколом разногласий, так как не согласился с предложенной Арендатором выкупной ценой, ООО "Фирма ОПТИМА-1" обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Так, согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Согласно пункту 5 статьи 3 названного Федерального закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Такие особенности установлены Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу статьи 3 Закона субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Данное право может быть реализовано при наличии в совокупности четырех условий, предусмотренных этой статьей, в том числе - если арендуемое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании субъекта малого или среднего предпринимательства непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу данного Закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение указанного срока; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с положениями пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ, статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, ООО "Фирма ОПТИМА-1" имеет преимущественное право на приобретение в собственность арендуемых помещений: во-первых, ООО "Фирма ОПТИМА-1" является субъектом малого предпринимательства в силу соответствия критериям, установленным положениями статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ, помещения непрерывно арендуются истцом на протяжении более 2-х лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ; во-вторых, у истца отсутствует задолженность по арендной плате, а площадь арендуемых нежилых помещений, не превышает предельного значения площади, установленного частью 2 статьи 12 Закона города Москвы "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 17.12.2008 N 66, при этом арендуемое помещения не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Оспаривая состоявшийся судебный акт, ответчик, настаивает на специальном статусе отчуждаемого объекта, ссылаясь на то обстоятельство, что в силу закона, приватизация защитных сооружений гражданской обороны запрещена.
Данный довод противоречит обстоятельствам дела и не принимается судебной коллегией.
Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы".
В соответствии с п. 2.10.1 данного регламента, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является запрет на приватизацию в отношении недвижимого имущества, в отношении которого подан запрос.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
На основании п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 года N 2284, защитные сооружения гражданской обороны являются объектами федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) под "гражданской обороной" понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Этим же законом определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Согласно статье 6 Закона N 28-ФЗ определение порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее -Порядок создания убежищ), разработанный в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и определяющий правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны (пункт 1 Порядка создания убежищ).
Пунктом 2 указанного постановления определено, что методическое руководство и контроль за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министерство).
В соответствии с пунктом 14 Порядка создания убежищ Министерство в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1.2 Правил требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
Согласно пункту 2.1 Правил учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5.
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны (пункт 2.2 Правил).
Вместе с тем, в отношении объекта, на причастности которого к защитным сооружениям настаивает Департамент, паспорт ЗС ГО отсутствует.
Напротив, отказ Департамента городского имущества города Москвы от 02 мая 2017 года в предоставлении Договора купли-продажи N ДГИ-1-25503/17-1, обусловлен включением лишь части арендуемого помещения площадью 54,9 кв.м, в перечень защитных сооружений гражданской обороны Юго-Западного административного округа города Москвы.
Согласно письму начальника управления по Юго-Западному административному округу Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (т. 1, л.д. 80):
Нежилое помещение общей площадью 54,9 кв.м (подвал, помещение III комнаты N 4, 5, 6, 7, 8), расположенное по адресу: г.Москва, Дмитрия Ульянова, 16, корп.1, арендуемое ООО "Фирма ОПТИМА-1" является защитным сооружением гражданской обороны и числится в Реестре защитных сооружений гражданской обороны Юго-Западного административного округа города Москвы.
Нежилое помещение общей площадью 94,1 кв.м (подвал, помещение III, комнаты 1, 2, 3), расположенное по адресу: г.Москва, Дмитрия Ульянова, дом 16, корп. 1, арендуемое ООО "Фирма ОПТИМА-1" не является защитным сооружением гражданской обороны и числится в Реестре защитных сооружений гражданской обороны Юго-Западного административного округа города Москвы.
Указанное обстоятельство, в частности послужило основанием для уточнения истцом исковых требований, в процессе которого истец исключил из иска требования выкупе площадей, относящихся к объектам гражданской обороны.
С учетом принятого в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения, на настоящий момент подлежат рассмотрению требования об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитрия Ульянова, д.16, корп.1, общей площадью 90,8 кв.м., то есть в части помещений, не относящихся в защитным объектам.
При таких обстоятельствах требования о признаются судебной коллегией обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ установлено, что цена арендуемого имущества, отчуждаемого из государственной или муниципальной собственности, устанавливается как рыночная стоимость и определяется независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В силу положений части 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ дата получения от субъекта малого или среднего предпринимательства заявления о реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества является началом исчисления срока, в течение которого уполномоченный орган обязан обеспечить проведение оценки рыночной стоимости выкупаемого имущества.
При этом оценка рыночной стоимости выкупаемого имущества должна определяться независимым оценщиком на дату получения уполномоченным органом от субъекта малого или среднего предпринимательства надлежащего заявления о реализации им предоставленного Законом N 159-ФЗ преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Определением суда от 01.06.2018 г. удовлетворено ходатайство истца о назначении судебной экспертизы, проведение которой поручено ООО "БСГ-КОНСАЛТИНГ ГРУПП", эксперту Сафонову Юрию Вячеславовичу с постановкой перед экспертом следующего вопроса: определить рыночную стоимость недвижимости (нежилого помещения), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д.16, корп.1 по состоянию на 09.10.2013 г.
Согласно экспертному заключению ООО "БСГ-КОНСАЛТИНГ ГРУПП" стоимость спорного имущества, по состоянию на 09.10.2013 г. составила 10 136 000 руб. 00 коп., без учета НДС.
Оценив представленное в материалы дела заключение судебной экспертизы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о его соответствии требованиям Закона об оценочной деятельности и надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорного объекта недвижимости. Основания полагать иное, ответчиком суду не представлено.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба Департамента городского имущества города Москвы по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 декабря 2018 года по делу N А40-192293/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
А.В. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.