г. Владивосток |
|
17 апреля 2019 г. |
Дело N А51-25128/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Моторс",
апелляционное производство N 05АП-1483/2019
на решение от 31.01.2019
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-25128/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Владивостокской таможни
(ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
к обществу с ограниченной ответственностью "ДВ-Моторс" (ИНН 2540141384, ОГРН 1082540002181)
о взыскании с ООО "ДВ-Моторс" в пользу Владивостокской таможни задолженности по уплате утилизационного сбора в размере 603 750 рублей 00 копеек, неуплаченного в отношении товаров N 1, задекларированных в ДТ NN 10702030/280316/0014029, 10702020/120216/0002620,
при участии:
от Владивостокской таможни: Тополенко Д.В., доверенность от 22.01.2019, сроком до 22.01.2020 года, служебное удостоверение;
от ООО "ДВ-Моторс": не явились,
УСТАНОВИЛ:
Владивостокская таможня (далее - заявитель, таможенный орган, таможня) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ДВ-Моторс" (далее - ответчик, ООО "ДВ-Моторс", общество, декларант) о взыскании суммы утилизационного сбора в размере 603 750 рублей, неуплаченного в отношении товаров N 1, заявленных в ДТ N10702030/280316/0014029, N10702020/120216/0002620.
Решением суда от 31.01.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Общество, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В доводах жалобы указывает на то, что в рассматриваемом случае пункт 17 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 (далее - Правила N 81) неприменим, так как при ввозе спорных товаров утилизационный сбор не уплачивался, паспорта транспортных средств либо паспорта самоходных машин таможенным органом не оформлялись. В связи с чем, по мнению апеллянта, отсутствуют основания для взыскания с общества утилизационного сбора.
По тексту представленного в материалы дела письменного отзыва и в судебном заседании представитель таможни выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, пояснив, что считает обжалуемое решение принятым при полном исследовании обстоятельств дела, с правильным применением норм материального права и не подлежащим отмене.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направило. Суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения в связи со следующим.
Согласно материалам дела, ООО "ДВ-Моторс" в феврале и марте 2016 года на таможенную территорию Евразийского экономического союза были ввезены и помещены под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" следующие товары:
- 12.02.2016 в ДТ N 10702020/120216/0002620 был задекларирован товар N 1 - снегоход на гусеничном ходу, б/у, марка "УАМАНА", модель "VENTURE XL", Г/В:1996.07.01; рама 89М001890, VIN отсутствует цвет черный/бордовый, укомплектован бензиновый двигатель, 89-М-номер отсутствует, объем 485 см?/48 л.с., мест 2, кузов отсутствует, показание одометра 300 000 км. классифицируемые кодом 8703101100 ТН ВЭД ЕАЭС;
- по ДТ N 10702030/280316/0014029 был задекларирован товар N 1 - трактор на колесном ходу для сельскохозяйственных работ, бывший в употреблении, марка "KUBOTA ZL1-385", момент выпуска 1997, paма LIHD-51152; тип двигателя: дизель, номер двигателя F2202-DI-52393 цвет: красный, мест 1, объем: 2165 см?/38.5 л.с., VIN отсутствует, кузов отсутствует; б/у, код ТН ВЭД ЕАЭС 8701905000.
Таможенный орган при оформлении товара требование об уплате утилизационного сбора декларанту не предъявил, паспорт транспортного средства таможней не оформлялся, товар был выпущен без оформления паспорта транспортного средства и уплаты утилизационного сбора.
В отношении указанных товаров заявлений об уплате утилизационного сбора декларантом также не подавалось.
В целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и иных документах, предъявленных при таможенном декларировании товаров, и определения правильности исчисления и своевременности уплаты утилизационного сбора, 21.06.2018 в отношении общества проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров.
По результатам таможенного контроля, оформленного актом от 21.06.2018 N 10702000/210618/А00027, установлено, что утилизационный сбор обществом в отношении товаров N 1, задекларированных в ДТ N10702020/120216/0002620, N10702030/280316/0014029 не уплачен, что подтверждается отсутствием таможенных приходных ордеров.
На основании сведений, заявленных в ДТ N 10702020/120216/0002620, N 10702030/280316/0014029 и представленных в ходе таможенного декларирования документов, с учетом классификационного кода 8703101100 и 8701905000, установленного коэффициента расчета размера утилизационного сбора, утилизационный сбор, подлежащий уплате в отношении снегохода, составил 224 250 руб.; а утилизационный сбор, подлежащий уплате в отношении трактора, составил 379 500 руб., всего в размере 603 750 руб.
Письмом от 10.07.2018 N 25-35/34426, направленным в адрес общества, таможней последнему предложено уплатить утилизационный сбор в указанном размере 603 750 руб.
Указанное письмо декларантом получено 23.07.2018, что подтверждается почтовым уведомлением.
Между тем, утилизационный сбор в отношении товаров N 1, сведения о которых заявлены в ДТ N10702020/120216/0002620, N10702030/280316/0014029, ООО "ДВ-Моторс" не уплачен.
Вышеназванные обстоятельства послужили основанием для обращения таможенным орган в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
В пункте 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) сказано, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 указанной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, в числе которых названы лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 1291 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Таким образом, Перечень служит целям исчисления размера утилизационного сбора, подлежащего уплате за колесное транспортное средство (шасси), в том числе, применения соответствующего коэффициента расчета суммы утилизационного сбора.
В пункте 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ указано, что при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Из содержания названной правовой нормы следует, что законодатель не определил исчерпывающий перечень физических характеристик, оказывающих влияние на затраты при исчислении размера утилизационного сбора.
Перечень физических характеристик является открытым, т.к. утилизационный сбор не отвечает понятию сбора, определенному Налоговым кодексом Российской Федерации, не обладает обязательными элементами налогообложения.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 28.02.2013 N АПЛ13-15 указал, что такие критерии, как вид и категория колесных транспортных средств, а также объем двигателя относятся к физическим характеристикам колесного транспортного средства, т.е. к факторам, оказывающим влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, что соответствует пункту 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в том числе и расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
В силу пункта 12 Правил N 81 после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо наличия чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.
Таможенный орган выдает плательщику или его уполномоченному представителю приходный ордер, форма, порядок заполнения и порядок корректировки которого определяется Федеральной таможенной службой (пункт 13 Правил N 81).
Как было указано выше, пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, к которым отнесены и лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию, следовательно, обязанность уплаты утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность не зависит от наличия либо отсутствия факта дальнейшей эксплуатации ввезенного транспортного средства, на что указывает в жалобе общество.
Судом установлено, что спорные транспортные средства ввезены на таможенную территорию РФ и помещены под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10702030/280316/0014029, N 10702020/120216/0002620. В декларациях указана отметка "выпуск разрешен".
Таким образом, проанализировав вышеприведенные нормативные акты, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что под "ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию" (статья 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ) следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленному таможенному режиму (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений, в данном случае, в свободное обращение). Таким образом, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска бывшего в употреблении транспортного средства таможней в свободное обращение.
В этой же связи, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что исходя из приведённых положений Правил N 81 и статьи 24.1 Федерального закона N89-ФЗ, именно уплата утилизационного сбора в установленном порядке является одним из условий выдачи ПТС, а не наоборот; выдача таможенными органами ПТС на ввозимые на территорию РФ транспортные средства осуществляется после уплаты утилизационного сбора и проставления в соответствующей графе отметки о его оплате.
При таких обстоятельствах, не имеет правового значения для целей взимания утилизационного сбора довод заявителя жалобы относительного того, что паспорта на спорные транспортные средства не выдавались, что свидетельствует о том, что они ввезены не в целях эксплуатации.
Разделом II Постановления N 81 определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
В целях выбора коэффициента для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в перечне указаны наименования (виды) самоходной техники и их коды по ТН ВЭД ЕАЭС.
Коэффициент для расчета суммы утилизационного сбора в отношении снегоходов, минитракторов, классифицируемых в соответствии с кодом 8701-8703 ТН ВЭД ЕАЭС, установлен разделом XIV Перечня в зависимости от мощности силовой установки.
Факт отсутствия у спорных самоходных машин ПСМ не является основанием для освобождения лица, осуществившего ввоз такого транспортного средства на территорию РФ, от уплаты утилизационного сбора.
При этом, общество свою обязанность по уплате утилизационного сбора не выполнило, в связи с чем, таможенный орган обоснованно обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 81, в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется плательщику заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
По смыслу норм Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311- ФЗ) правовым основанием для направления требования об уплате таможенных платежей выступает соответствующее решение в сфере таможенного дела, при отсутствии которого требование об уплате таможенных платежей противоречит Закону N 311-ФЗ. Названный порядок взыскания таможенным органом фактически соблюден, поскольку письмом от 10.07.2018 N25-35/33285 таможня сообщила обществу о необходимости уплаты утилизационного сбора, что рассматривается судом как направление соответствующего требования.
В силу подпункта 1 части 5 статьи 150 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей подлежит выставлению в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, который заканчивается по истечении 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации. Либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля - 10.07.2018 (дата составления письма).
Проверив порядок и сроки взыскания утилизационного сбора, суд установил, что он соблюден таможенным органом.
Также судом проверен расчет утилизационного сбора и признан правильным методологически и арифметически, возражений в отношении расчета сбора обществом не представлено, доказательств уплаты обществом предъявленной к взысканию суммы утилизационного сбора материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции по настоящему делу является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены судом правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 31.01.2019 по делу N А51-25128/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.