Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23 июля 2019 г. N Ф09-4406/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А60-65905/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Варакса Н.В., Гладких Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.Н.
при участии:
от заявителя, Администрации города Каменска-Уральского: Коновницин А.М., паспорт, доверенность от 22.11.2018 N 5221,
от заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области: не явился,
от третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "Стрела": не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, Администрации города Каменск-Уральского,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 февраля 2019 года по делу N А60-65905/2018,
принятое судьей Гнездиловой
по заявлению Администрации города Каменска-Уральского (ИНН 6612001121, ОГРН 1026600938540)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Стрела",
о признании незаконным решения,
установил:
Администрация города Каменска-Уральского (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) о признании незаконным решения по жалобе N 135/18.1-2018 от 19.10.2018 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Стрела".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07 февраля 2019 года по делу N А60-65905/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация с принятым судом решением не согласилась, обжаловала его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе изложены доводы о том, что нарушения допущены не Администрацией непосредственно, а самостоятельным юридическим лицом Отраслевым органом администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, соответственно, решение вынесено в отношении не того юридического лица. Заявитель указывает, что данный орган, утверждая конкурсную документацию, руководствовался Положением о конкурсе и нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о перевозках), поэтому законных оснований для вынесения оспариваемого решения у антимонопольного органа не было. Администрация настаивает на том, что заявка ООО "Стрела" не соответствовала требованиям, установленным подпунктами 8,10 пункта 3.4 Положения о конкурсе, отказ данному обществу в допуске к участию во втором этапе конкурса является обоснованным, поскольку у ООО "Стрела" не было ни одного застрахованного транспортного средства, застрахованного в период как минимум с даты подачи заявления о предоставлении лицензии до 04.04.2018 с указанием его государственного регистрационного знака.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы поддержаны представителем заявителя, явившимся в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Антимонопольный орган, третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Стрела" (вх. N 01-219538 от 11.10.2018) на действия (бездействие) организатора торгов, совершенные при организации и проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом N 11 "Московская - Чкалово".
Данная жалоба была рассмотрена, антимонопольным органом принято решение N 135/18.1-2018 от 19.10.2018, которым жалоба общества с ограниченной ответственностью "Стрела" признана обоснованной. Организатор торгов признан нарушившим ч. 2 ст. 24 Закона об организации перевозок, что выразилось в отказе ООО "Стрела" в допуске к участию во втором этапе конкурса. Организатору торгов решено выдать предписание.
Не согласившись с данным решением антимонопольного органа, Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции не установил совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, суд апелляционной инстанции оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта не установил.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Апелляционным судом рассмотрены доводы заявителя о том, что нарушения допущены не Администрацией непосредственно, а самостоятельным юридическим лицом Отраслевым органом администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству.
Согласно ч.ч. 1, 7 и 8 ст. 37 Закона о местном самоуправлении местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местная администрация обладает правами юридического лица. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
В соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 20 Устава муниципального образования "город Каменск-Уральский" (утв. Решением Каменск-Уральской городской Думы от 22.02.2006 N 148, далее - Устав) Администрация города Каменска-Уральского входит в структуру органов местного самоуправления.
На основании Решения Городской Думы города Каменска-Уральского от 22.08.2012 N 557 Отраслевой орган Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству входит в структуру Администрации города Каменска-Уральского.
Отраслевой орган Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству в силу п. 1.1 Положения об отраслевом органе Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству (утв. решением Городской Думы г. Каменска-Уральского от 26.11.2008 N 24, далее - Положение) является структурным подразделением Администрация города Каменска-Уральского.
На основании ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган уполномочен рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов. Торги (в том числе электронные) в силу п. 4 ст. 447 ГК РФ проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. При этом случаи, когда договор может быть заключен только путем проведения торгов, согласно п. 3 ст. 447 ГК РФ устанавливаются ГК РФ или иным законом.
Пунктом 19 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации перевозок) под свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок понимается документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в силу ч. 2 ст. 19 Закона об организации перевозок выдается по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 24 Закона об организации перевозок заявки на участие в открытом конкурсе представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества. Форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются.
Заявка на участие в открытом конкурсе в силу ч. 4.1 ст. 24 Закона об организации перевозок должна, в том числе содержать следующие сведения:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
2) среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
3) государственные регистрационные знаки транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения.
В силу пп. 8 и пп. 10 п. 3.4 Положения N 493 к заявлению, помимо прочего, должны быть приложены следующие документы и сведения:
- сведения о среднем количестве (рассчитанном в соответствии с частью 4.2 статьи 24 Закона об организации перевозок) транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимать, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте муниципального образования с приложением копий соответствующих договоров обязательного страхования гражданской ответственности;
- сведения о государственных регистрационных знаках транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте муниципального образования.
Из материалов дела следует, что ООО "Стрела" с заявлением на участие в открытом конкурсе приложены следующие документы:
- Выписка из ЕГРЮЛ (т. 1 л.д. 104-107);
- Копии учредительных документов ООО "Стрела" (т. 1 л.д. 108-125), в том числе лицензия на перевозку пассажиров автомобильным транспортом;
- Сведения о количестве ДТП, произошедших по вине перевозчика, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью (т. 1 л.д. 128);
- обязательства, а именно: гарантийное письмо ООО "Стрела" о предоставлении документов на транспортные средства (т. 1 л.д. 129), информация об отсутствии транспортных средств, в отношении которых подлежат предоставлению договоры обязательного страхования гражданской ответственности (т. 1 л.д. 130); конкурсное предложение ООО "Стрела" (характеристика транспорта, предлагаемого для обслуживания маршрута) (т. 1 л.д. 131-133); письмо об одобрении приобретения обществом "Стрела" у общества с ограниченной ответственностью "Элемент Лизинг" транспортного средства ПАЗ 32043504 (т. 1 л.д. 134-135)
Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (п. 1 ст. 2); под документированной информацией - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (п. 11 ст. 2).
При этом требования к документированию информации могут быть установлены законодательством Российской Федерации или соглашением сторон (ч. 1 ст. 11).
Организатором торгов принято решение об отказе в допуске ООО "Стрела" к участию во втором этапе конкурса в связи с несоответствием конкурсной заявки требованиям п. 3.3 Конкурсной документации, а именно: отсутствовали следующие обязательные документы:
- копии договоров обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, действовавших в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении конкурса на официальном сайте муниципального образования, которыми заявитель должен подтвердить сведения о среднем количестве транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица;
- сведения о государственных регистрационных знаках транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте муниципального образования.
Позиция ООО "Стрела" сводится к тому, что поскольку на момент подачи заявки у общества отсутствовали транспортные средства, им не представлены копия договора обязательного страхования гражданской ответственности и сведения о государственных регистрационных знаках транспортных средств.
Администрация считает, что требования о предоставлении документов и сведений установлен Законом об организации перевозок, следовательно, для заявителей они являются обязательными. Поскольку заявка ООО "Стрела" не соответствовала требованиям, установленным пп. 8 и пп. 10 п. 3.4 Положения N 493, обществу правомерно было отказано в допуске к участию во втором этапе конкурса.
Администрация, мотивируя свою позицию по делу, ссылается на Постановление Администрации города Каменска-Уральского от 08.06.2018 N 493 "Об утверждении Положения об открытом конкурсе на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Каменск-Уральский" (далее - Положение N 493).
Податель жалобы указывает, что перечень документов и сведений, прилагаемых к заявкам на участие в конкурсе, предусмотрен п. 3.3 Конкурсной документации, а также ч. 4.1 ст. 24 Закона об организации перевозок.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, организатором в Положении N 493 не предусмотрен перечень документов и сведений, предоставляемых заявителем в случае отсутствия у него транспортных средств на момент подачи заявок.
Факт отсутствия транспортных средств у ООО "Стрела" на момент подачи заявки Администрацией не оспаривается.
Доказательств, свидетельствующих о том, что сведения, представленные ООО "Стрела", являются недостаточными, заявитель не представил.
Действительно, исходя из тех документов, которые были непосредственно представлены ООО "Стрела", свидетельствуют об отсутствии у него транспортных средств на момент подачи заявок, соответственно, у организатора торгов не было оснований для отказа ООО "Стрела" в допуске к участию во втором этапе конкурса, поскольку бремя доказывания недостоверности представленных сведений несет организатор торгов, который не представил доказательств недостоверности представленных сведений.
По указанным выше мотивам отклоняются доводы Администрации о том, что заявка ООО "Стрела" не соответствовала требованиям, установленным подпунктами 8,10 пункта 3.4 Положения о конкурсе, отказ данному обществу в допуске к участию во втором этапе конкурса является обоснованным.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
С учетом материалов дела, перечисленные в указанной норме, обстоятельства являются доказанными, заявителем не опровергнуты.
Законный ненормативный правовой акт не нарушает права и законные интересы заявителя.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются в полном объеме, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и, по существу, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 февраля 2019 года по делу N А60-65905/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрация города Каменск-Уральского - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.