г. Владимир |
|
17 января 2024 г. |
Дело N А38-2766/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2024.
Полный текст постановления изготовлен 17.01.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.10.2023 по делу N А38-2766/2023,
принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Йошкар-Олы" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (ИНН 1215020390, ОГРН 1021200764331) о признании недействительным предостережения Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл от 02.05.2023 N 520 (с учетом уточнения).
В судебном заседании приняли участие представители Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл - Мошков Д.С. на основании доверенности от 10.01.2024 сроком действия до 31.12.2024; Хлыбов Н.А. на основании доверенности от 10.01.2024 сроком действия до 31.12.2024.
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" г. Йошкар-Олы" муниципального образования "Город Йошкар-Ола", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" г. Йошкар-Олы" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (далее - Предприятие) зарегистрировано в установленном порядке в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1021200764331, о чем 19.11.2002 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Основным видом деятельности Предприятия является забор, очистка и распределение воды. Предприятие имеет лицензию на пользование участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.
В связи с аварийной ситуацией на централизованной сети водоснабжения 22.12.2022 Предприятием произведено отключение холодного водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, бул. Чавайна, д. 11. Время отключения составило с 11 час. 15 мин. до 23 час. 30 мин.
С целью рассмотрения обращения гражданки Голубевой И.А. об обязании произвести перерасчет платы за холодную воду Департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл (далее - Департамент) направил Предприятию запрос от 22.02.2023 N 188 о необходимости представления следующих документов и информации:
- выписки из лицевой карты потребителя по квартире N 1 дома, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, бул. Чавайна, д. 11 (детализации начислений платы за холодное водоснабжение и водоотведение) с января 2022 года по февраль 2023 года;
- информации, оборудована ли квартира N 1 индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения;
- информации обо всех жилых помещениях, не оборудованных индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения в указанном доме;
- актов о некачественном предоставлении коммунальной услуги по холодному водоснабжению за 2022 и 2023 годы;
- сведений о том, производился ли перерасчет размера платы за некачественно предоставленную коммунальную услугу по холодному водоснабжению собственникам помещений указанного дома в связи с аварией в декабре 2022 года;
- иных документов, необходимых для рассмотрения указанного выше вопроса.
В ответ на запрос Департамента Предприятие представило выписку из лицевого счета (информационный лист) помещения N 1 по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, бул. Чавайна, д. 11; перечень жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения; копию выписки из журнала учета аварийных ситуаций; а также информацию о перерасчете собственникам размера платы за некачественно предоставленную коммунальную услугу по холодному водоснабжению в связи с аварией в декабре 2022 года. Кроме того, письмом от 15.03.2023 N 593 Предприятие пояснило, что в связи с прекращением подачи воды 22.12.2022 в период с 11 час. 15 мин. до 23 час. 30 мин. собственникам всех жилых помещений произведен перерасчет платы за услуги холодного водоснабжения, начисленной за декабрь 2022 года.
Усмотрев в действиях Предприятия нарушение подпунктов "в", "г", "д" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 354), а также подпункта "г" пункта 34 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 644), Департамент объявил Предприятию предостережение от 02.05.2023 N 520 о недопустимости нарушения обязательных требований и предложил принять меры по обеспечению соблюдения названных пунктов, а именно: соблюдать установленные требования предоставления коммунальных услуг потребителям круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, бул. Чавайна, д. 11; своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.
Предприятие подало в Департамент возражения на предостережение, в которых указало, что 22.12.2022 после устранения аварийной ситуации централизованной сети холодного водоснабжения Предприятие проводило промывку и дезинфекцию водопроводной сети, что увеличивает допустимое время на устранение аварии.
Письмом от 31.05.2023 N 1599 Департамент сообщил, что Предприятием не были представлены акты дезинфекции системы холодного водоснабжения, в связи с чем предложил вернуться в рассмотрению предостережения.
Предприятие 31.05.2023 направило в адрес Департамента дополнение к возражениям на предостережение с приложением акта о завершении аварийно-восстановительных работ на сетях водопровода г. Йошкар-Олы от 22.12.2022, подтверждающего проведение дезинфекции водопроводной сети.
Письмом от 04.07.2023 N 121 Департамент по результатам рассмотрения дополнения к возражениям на предостережение предложил Предприятию вернуться к рассмотрению предостережения в связи с несвоевременным представлением актов дезинфекции системы холодного водоснабжения.
Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предостережения Департамента от 02.05.2023 N 520.
Решением от 18.10.2023 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил заявленное Предприятием требование.
Департамент обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы обратил внимание суда на тот факт, что при рассмотрении обращения Голубевой И.А. от 16.02.2023 Предприятием в ответе на запрос не представлено актов о проведенной дезинфекции трубопроводов после устранения аварии. В этой связи Департамент вынес предостережение от 02.05.2023 N 520, основываясь на ответе Предприятия от 15.03.2023, в котором не сообщалось ни о какой проведенной дезинфекции, а признавался факт допущенного нарушения и произведенного перерасчета.
По мнению Департамента, суд первой инстанции не дал оценку ответу Предприятия от 15.03.2023 N 593, в котором среди перечисляемых Предприятием работ по устранению аварийной ситуации в многоквартирном доме по адресу г.Йошкар-Ола, бул. Чавайна, 11, доказывающих превышение время перерыва подачи холодной воды, мер по дезинфекции не указано.
Как поясняет Департамент, информация о дезинфекции предоставлена Предприятием только при рассмотрении повторного обращения Голубевой И.А.
Департамент настаивает, что предостережение N 520 является рекомендательным документом и мерой профилактики.
Представители Департамента в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Предприятие отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Предприятия.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
По смыслу части 2 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предостережение отвечает признакам ненормативного акта, так как содержит оценку органа государственного контроля действий (бездействия) конкретного субъекта, влечет для него как в случае согласия, так и в случае несогласия с предостережением, необходимость совершения определенных действий.
Следовательно, предостережение возлагает определенные обязанности, в том числе, влияющие на возможность осуществления предпринимательской деятельности, издание предостережения уполномоченным органом в отношении хозяйствующего субъекта является предметом судебного контроля.
В силу пункта 8 Положения о Департаменте государственного жилищного надзора Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16.05.2016 N 217, Департамент организует и проводит в рамках осуществления государственного жилищного надзора проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, в пределах своей компетенции; принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений обязательных требований. Тем самым предостережение объявлено уполномоченным органом.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу подпункта "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг (подпункт "г" пункта 3 Правил N 354).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в случае возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения. На основании части 4 статьи 21 указанного закона прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения.
Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации (подпункт "а" пункта 115 Правил N 354).
По смыслу подпункта "г" пункта 34 Постановления N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.
В соответствии с приложением N 1 к Правилам N 354 допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).
Согласно таблице 26 Свода правил 31.13330.2021 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84*", утвержденного приказом Минстроя России от 27.12.2021 N 1016/пр (далее - СНиП 2.04.02-84*), при глубине заложения труб более 2 метров и диаметром труб до 400 мм расчетное время ликвидации аварий на трубопроводах составляет 12 часов. При необходимости дезинфекции трубопроводов после ликвидации аварии указанное время следует увеличивать на 12 часов (примечание 3 таблицы 26).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что 22.12.2022 с 11 час. 15 мин. до 23 час. 30 мин. в связи с аварией произведено отключение холодного водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, бул. Чавайна, д. 11 (л.д. 18-19). С учетом диаметра труб (150 мм) и глубины их залегания (2,3-2,5 м) время ликвидации указанной аварии - 12 часов.
Материалами дела подтверждено, что после устранения аварийной ситуации централизованной сети холодного водоснабжения Предприятием проведена промывка и дезинфекция водопроводной сети с 17 до 22 час. (л.д. 16). Следовательно, время ликвидации подлежит увеличению на 12 час., то есть до 24 час.
В рассматриваемом случае время перерыва подачи Предприятием холодной воды при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - 12 час. 15 мин. (с 11 час. 15 мин. до 23 час. 30 мин.) - соответствует допустимой продолжительности ликвидации аварии на трубопроводах.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что действия Предприятия не нарушают подпункты "в", "г", "д" пункта 3 Правил N 354 и подпункта "г" пункта 34 Постановления N 644.
Довод Департамента о том, что предостережение является законным, поскольку Предприятие представило в адрес Департамента акт о проведении дезинфекции системы холодного водоснабжения после объявления предостережения, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Как следует из материалов дела, запросом от 22.02.2023 Департамент не просил предоставить информацию о проведении (или непроведении) Предприятием дезинфекции. Напротив, в абзаце 1 указано о том, что запрашиваемые документы необходимы для рассмотрения обращения гражданина по вопросу несогласия с начислением платы за холодное водоснабжение, в связи с чем Предприятием представлены именно документы, касающиеся перерасчета собственникам помещений платы за декабрь 2022 года (л.д. 57-58). Департаментом предложено Предприятию представить акты дезинфекции системы холодного водоснабжения в письме от 31.05.2023 N 1599 (л.д. 14), то есть после объявления предостережения.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предостережение является недействительным и не соответствующим Постановлению N 354 и Постановлению N 644.
Аргумент Департамента о том, что оспоренное предостережение не нарушает права и законные интересы Предприятия, поскольку является профилактической мерой, не возлагающей на Предприятие каких-либо обязанностей, верно отклонен судом первой инстанции, поскольку предостережение направлено на урегулирование индивидуального правоотношения с участием лица, которому выдается (объявляется) предостережение и порождает правовые последствия для этого лица: понуждает его к отказу от реализации выбранного им варианта поведения либо побуждает к совершению определенных действий в целях устранения нарушений обязательных требований. При этом сам факт объявления предостережения сопряжен с нахождением лица под риском наступления неблагоприятных имущественных, организационных и иных подобных последствий в случае совершения им определенных действий (бездействия).
На основании части 5 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы осуществляют учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и впоследствии используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленное Предприятием требование.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Департамент от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.10.2023 по делу N А38-2766/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-2766/2023
Истец: МУП Водоканал г. Йошкар-Олы МО Город Йошкар-Ола
Ответчик: Департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл