17 апреля 2019 г. |
Дело N А83-8955/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Приваловой А.В., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Головченко Я.А., с участием представителя от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю - Ульянкина Ю.В. по доверенности от 09.01.2019 N 1, в отсутствии Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма", государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Вереновской Т.И., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 ноября 2018 года по делу N А83-8955/2017 (судья Кузнякова С.Ю.), принятое по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" об оспаривании представления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Вереновской Т.И., при участии заинтересованного лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю,
установил:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" (далее по тексту - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю (далее по тексту - Управление), государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущему специалисту-эксперту отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Вереновской Т.И. (далее - государственный инспектор Вереновская Т.И.) о признании недействительным представления от 07.06.20017 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20 ноября 2018 года предприятию отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с указанным судебным актом, предприятие подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 ноября 2018 года в полном объеме, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного разбирательства от Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлено оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в адрес Управления поступило письмо начальника Территориального отдела по г.Керчи и Ленинскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Облиенковой А.Н. от 05.05.2017 N 14-01290-17 "Информация по обращению" гр. Исько С.И. по вопросам загрязнения прибрежных вод моря по адресу г.Керчь, ул. Колхозная, д. 68 для рассмотрения и принятия мер, согласно действующему законодательству.
С целью рассмотрения обращения, в соответствии с ч. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", государственными инспекторами отдела надзора на море Восточного региона Управления, по требованию Керченской природоохранной прокуратуры совместно со специалистами Славянского отдела ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО", было проведено рейдовое обследование территории ул. Колхозная г. Керчи (микрорайонов "Семь ветров", "Старый карантин").
По результатам проведенного совместного обследования территории от ГБУ РК "Керченский психоневрологический интернат" г. Керчь, ул. Колхозная, 68 к акватории Керченского пролива Азовского моря установлено, что возле дороги, идущей в 200 метрах от центрального въезда на территорию ГБУ РК "Керченский психоневрологический интернат" вдоль территории бывшего пионерского лагеря "Волна" в сторону побережья Керченского пролива в точке с координатами широта - 45° 18' 07,3"N; долгота - 036°27' 25,9"Е обнаружен выход воды, имеющей характерный запах сточных вод системы канализации, на поверхность почвы. Обнаруженный выход воды образовывал водоток по поверхности рельефа данной местности с естественным уклоном и последующим отеканием по склону и попаданием в акваторию Керченского пролива Азовского моря.
Специалистами Славянского отдела ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" при проверке были отобраны пробы морской воды.
В соответствии с экспертным заключением N 66 от 24.04.2017 по результатам исследования проб N 270, N 271, N 272 установлено превышение концентрации опасных веществ нормам ПДК.
По данному факту 22.05.2017 государственным инспектором Вереновской Т.И. в отношении ГУП РК "Вода Крыма" составлен протокол об административном правонарушении N 07-04-83/2017 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. Указанным протоколом зафиксирован факт осуществления ГУП РК "Вода Крыма" водоотведения в границах городского округа, повлекшее загрязнение, засорение (или) истощение Керченского пролива.
31.05.2017 старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителем начальника отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и городу Севастополю Кизима Н.В. вынесено постановление о назначении административного наказания N 04-07-83/2017, согласно которому предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000,00 руб.
07.06.2017 государственным инспектором Вереновской Т.И. в отношении ГУП РК "Вода Крыма" вынесено представление, которым предприятию предписано устранить причины и условия нарушения требований законодательства по охране водных объектов, которые могут привести к загрязнению, засорению Керченского пролива Азовского моря, в течение одного месяца со дня получения представления.
Полагая, что указанное представление является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования предприятия, суд первой инстанции исходил из того, что доводы предприятия направлены на переоценку установленных в рамках дела N 21-1201/2017 фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств и обосновывают законность не обжалуемого предписания, а постановления о назначении административного наказания.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Из оспоренного представления следует, что ГУП РК "Вода Крыма" осуществляет водоотведение в границах городского округа, повлекшее загрязнение, засорение (или) истощение Керченского пролива.
Судом установлено, что 09.02.2016 между ГУП РК "Вода Крыма" (поставщик) и Государственным бюджетным учреждением Республики Крым "Керченский психоневрологический интернат" (заказчик) заключен государственный контракт N 1087 холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с пунктом 1 которого поставщик, осуществляющий холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения и принимать сточные воды в централизованную систему водоотведения - холодную (питьевую) воду.
Приложения N 1 и N 2 к вышеуказанному контракту со стороны ГБУ РК "Керченский ПНИ" не подписаны, в связи с тем, что в приложениях не указаны точные границы раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям. Канализационные и водопроводные сети, расположенные за пределами территории интерната не являются собственностью ГБУ РК "Керченский ПНИ". Канализационные стоки от интерната по канализационному коллектору поступают самотёком на городскую насосную станцию для дальнейшего перераспределения в городские очистные сооружения.
Самотечный канализационный коллектор, расположенный в районе ул. Колхозной в г. Керчи не является собственностью муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.
Постановлением Администрации г. Керчи Республики Крым от 09.03.2016 N 470/1-п "Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым" гарантирующей организацией определено государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма".
07.09.2016 самотёчный канализационный коллектор протяженностью 752,0000 м (кадастровый номер 90:19:000000:129) и водовод протяженностью 606,00 м (кадастровый номер в 90:19:000000:130), расположенные в районе психоневрологического диспансера по ул. Колхозной в г. Керчи, поставлены на учет Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Администрацией города Керчи Республики Крым 23.09.2016 в адрес ГУП РК "Вода Крыма" для подписания были направлены передаточные акты о передаче данных бесхозяйных объектов в эксплуатацию. Как следует из отметки на почтовом уведомлении, адресатом указанное письмо получено 29.09.2016 на электронную почту администрации города поступило письмо от 15.11.2016 N 5062/01-15, которым ГУП РК "Вода Крыма" сообщило, что не желает принимать водоснабжающие/водоотводящие сети в связи с их аварийностью, предложило реконструировать или построить новые для дальнейшей передачи их в эксплуатацию либо "на баланс" ГУП РК "Вода Крыма".
В силу части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 55 ВК РФ при использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять хозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
В силу части 4 статьи 23 Закон N 7-ФЗ, выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статьей 43.1 Закона N 7-ФЗ установлено, что при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водопотреблении и водоотведении", в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
На основании изложенного, поскольку гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым определено ГУП РК "Вода Крыма", и действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность отказа гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения от эксплуатации бесхозяйственных сетей водоснабжения и (или) водоотведения, суд пришел к выводу, что оспариваемое представление является законным.
Кроме того, оспариваемым представлением административный орган обязал предприятие принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, за совершение которого, ГУП РК "Вода Крыма" привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ на основании постановления о назначении административного наказания от 31.05.2017 N 04-07-83/2017.
Из материалов дела следует, что решением Керченского городского суда Республики Крым от 15.11.2017 по делу N 21-1201/2017, постановление от 31.05.2017 N04-07-83/2017 было оставлено без изменения, а жалоба ГУП РК "Вода Крыма" - без удовлетворения. Решением Верховного Суда Республики Крым от 06.03.2018 указанное решение оставлено без изменений, в связи с чем, вступило в законную силу 06.03.2018.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 ноября 2018 года по делу N А83-8955/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.