г. Хабаровск |
|
17 апреля 2019 г. |
А73-13668/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эником"
на решение от 10.01.2019
по делу N А73-13668/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Серовой Е.Н.
по иску закрытого акционерного общества "Локотранс" (ОГРН 1027600682010, ИНН 7604054410)
к обществу с ограниченной ответственностью "Эником" (ОГРН 1022700527266, ИНН 2703020075)
о взыскании 76 200 руб.,
третье лицо: открытое акционерное общество "Российские железные дороги",
установил:
закрытое акционерное общество "Локотранс" (далее - ЗАО "Локотранс", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эником" (далее - ООО "Эником", ответчик) о взыскании штрафа в размере 76 200 руб. за задержку вагона N 58014028 после выгрузки.
В дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Решением от 10.01.2019 Арбитражный суд Хабаровского края взыскал с ООО "Эником" в пользу ЗАО "Локотранс" взыскан штраф в размере 76 200 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 048 руб.
Полагая, что суд первой инстанции при вынесении решения допустил существенные нарушения норм материального права, выводы, изложенные в судебном акте, не соответствуют обстоятельствам дела, ООО "Эником" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку суд не учел следующие обстоятельства:
- между сторонами отсутствуют договорные отношения;
- имеется риск одновременного взыскания санкций и с ответчика, и с грузоотправителя одновременно, что может повлечь за собой двойную ответственность;
- расчет штрафа выполнен истцом неправильно.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению арбитражным судом апелляционной инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "Локотранс" не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 04.05.2018 на станцию Хабаровск-2 Дальневосточной железной дороги по накладной N ЭФ102842 в адрес грузополучателя - ООО "Эником" прибыл вагон N 58014028, принадлежащий ЗАО "Локотранс".
По данным справки ГВЦ ОАО "РЖД" 1839 "Операции с вагонами" вагон подан под выгрузку 05.05.2018 года в 10 ч. 10 мин. Операция "уборка вагона с подъездного пути" была осуществлена только 22.05.2018 в 19 ч. 14 мин.
Полагая, что ООО "Эником" неправомерно удерживало вагон после выгрузки в период с 05.05.2018 по 22.05.2018, истец в адрес ответчика направил претензию от 30.05.2018 N 2677 с требованием оплатить штраф.
Указанная претензия оставлена ответчиком без ответа.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ЗАО "Локотранс" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими нормами материального права и исходил из следующего.
За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 указанного Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами (часть 2 статьи 99 УЖТ).
В результате реформы, произошедшей после принятия Устава железнодорожного транспорта, перевозчик перестал быть единственным владельцем вагонов.
Оператор железнодорожного подвижного состава - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров (статья 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, ЗАО "Локотранс" является оператором подвижного состава и его права при использовании принадлежащих ему вагонов не должны отличаться от прав перевозчика (ОАО "РЖД"). Указанная позиция подтверждена Обзором судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденным президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2017 года.
Так, в соответствии с пунктом 14 указанного Обзора, владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, вправе взыскать штраф, предусмотренный частью 6 статьи 62 УЖТ, за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой.
Согласно статье 100 УЖТ за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 УЖТ, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда; за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона; штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов; задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
Статьей 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 руб.
Следовательно, штраф за 1 час задержки одного вагона составляет 200 руб.
Поскольку факт задержки вагона подтверждается материалами дела, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованным взыскание в пользу истца с ответчика штрафа в размере 76 200 руб. за 381 часов задержки.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 10.01.2019 по делу N А73-13668/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.