г. Киров |
|
18 января 2024 г. |
Дело N А28-4391/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алеевой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика - Подлевских В.Н, действующего на основании доверенности от 15.11.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования Вахрушевского городского поселения в лице администрации Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.11.2023 по делу N А28-4391/2023
по заявлению муниципального образования Вахрушевского городского поселения в лице администрации Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области
(ИНН 4329010088, ОГРН 1054315520270)
к Управлению Федерального казначейства по Кировской области
(ИНН: 4347015804, ОГРН: 1024301337246)
третьи лица: Министерство строительства Кировской области (ИНН: 4345522277, ОГРН: 1234300000241), администрация Слободского муниципального района Кировской области (ИНН: 4329001083, ОГРН: 1024301078944), Курманалиева Наталья Владимировна, муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства пгт. Вахруши (ИНН: 4329004750, ОГРН: 1024301081551)
о признании недействительным представления в части,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование Вахрушевское городское поселение в лице администрации Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области (далее - заявитель, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (далее - ответчик, Управление, УФК) о признании недействительным представления Управления от 13.01.2023 N 40-25-09/2 в части нарушения, указанного в пункте 2, предусматривающего нецелевое использование средств в размере 2 103 603 рублей 47 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство строительства Кировской области (далее - Министерство), администрация Слободского муниципального района Кировской области (далее -Администрация района), Курманалиева Наталья Владимировна (далее -Курманалиева Н.В.), муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства пгт. Вахруши (далее - Предприятие).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 07.11.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Администрация указывает, что Курманалиева Н.В. была зарегистрирована по адресу: пгт.Вахруши, пер.Школьный д.4, кв.4 с 10.10.1991, в коммунальной квартире общей площадью 27.2 кв.м. Совместно с ней проживали и были прописаны члены ее семьи: две дочери, внуки и зять. Впоследствии она была переселена в другое свободное жилое помещение в данном доме, так как состояла на учете в качестве нуждающейся с 25.05.1992. Жилые помещения в аварийном доме аварийными не признавались. Иного маневренного фонда в пгт.Вахруши для предоставления нуждающимся в жилых помещениях, пригодных для проживания, не имелось. Ни Администрация, ни Курманалиева Н.В. не знали, что дом, расположенный по адресу: пгт.Вахруши, пер.Школьный, д.4, подпадет под программу переселения.
УФК в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы Администрации.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.12.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.12.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы.
Заявитель и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Администрация заявила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с приказом Управления от 16.11.2022 N 499 "О назначении внеплановой выездной проверки в администрации Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области" в период с 22.11.2022 по 09.12.2022 в отношении Администрации проведена внеплановая выездная проверка использования средств Фонда на реализацию федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" и проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также использования средств Фонда, сформированных за счет средств Фонда национального благосостояния, на предоставление займов юридическим лицам в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры.
В ходе проверки, в том числе установлено следующее.
Постановлением Администрации от 20.01.2020 N 09 утверждена муниципальная программа "Переселение граждан, проживающих на территории Вахрушевского городского поселения, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, на 2020-2025 годы". Из указанной муниципальной программы усматривается, что площадь ветхих жилых помещений в поселении на 01.01.2017 составляет 2971,24 кв.м. Согласно приложению к муниципальной программе площадь аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению до 01.09.2025, включает в себя 841,6 кв.м. расположенных в доме по адресу, пгт. Вахруши, пер. Школьный, д.4.
01.04.2020 Министерство, Администрация района, Администрация подписали трехстороннее соглашение о предоставлении в 2020 году субсидий из областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья (далее - соглашение от 01.04.2020), пунктом 1.1 которого предусмотрено, что предмет соглашения - предоставление из областного бюджета в 2020 году бюджету Слободского муниципального района Кировской области субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда для бюджета муниципального образования Вахрушевское городское поселение Слободского района Кировской области в рамках государственной программы Кировской области "Обеспечение граждан доступным жильем", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 N 753-П.
Пунктом 1.2 Соглашения предусмотрено, что субсидия предоставляется на мероприятия в соответствии с приложением N 1 к настоящему соглашению, являющимся его неотъемлемой частью, в целях софинансирования расходных обязательств Поселения, возникающих при выполнении указанных в приложении мероприятий.
Указанным приложением предусмотрено, что субсидия предоставляется на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: Слободской район, пгт Вахруши, ул.Ленина, д.2к.
27.10.2020 Администрация и ООО "Иста-ремонт" заключен муниципальный контракт N 50 на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в рамках реализации муниципальной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Вахрушевского городского поселения из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания" (далее - Контракт от 27.10.2020).
Из пунктов 1.1 - 1.2.2 Контракта от 27.10.2020 следует, что подрядчик в установленные сроки обязуется выполнить строительно-монтажные работы и иные предусмотренные контрактом мероприятия по строительству объекта капитального строительства, указанного в пункте 1.2 контракта, в соответствии с проектной документацией (Приложение N 1 к контракту), графиком выполнения строительно-монтажных работ (далее - график выполнения работ) (Приложение N 2 к контракту), и передать объект заказчику, а заказчик обязуется принять объект и уплатить определенную контрактом цену. Наименование объекта - строительство многоквартирного жилого дома в рамках реализации муниципальной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Вахрушевского городского поселения, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания". Место нахождения объекта (место выполнения работы): Кировская область, Слободской район, пгт Вахруши, ул. Ленина, д. 2 к.
Пунктом 3.4 Контракта от 27.10.2020 предусмотрено, что источник финансирования - средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средства областного бюджета и местного бюджета.
Курманалиева Н.В. была зарегистрирована по адресу: пгт.Вахруши, пер. Школьный д.4, кв.4 с 10.10.1991 в коммунальной квартире общей площадью 27.2 кв.м. Многоквартирный дом по адресу Кировская область, Слободской район, пгт Вахруши, пер. Школьный, дом 4 признан аварийным 13.11.2012 и подлежащим к расселению до 01.05.2022.
Согласно предоставленным документам (поквартирным карточкам, форма N 10) Курманалиева Н.Е. (наниматель) зарегистрирована в 2013 году по адресу Кировская область, Слободской район, пгт Вахруши, пер Школьный, дом 4, кв 30 в помещениях общей площадью 69,8 кв.м. Договор социального найма N 102 жилого помещения заключен 08.12.2015. Согласно данному договору наниматель проживает по адресу Кировская область, Слободской район, пгт Вахруши, пер Школьный, дом 4, кв 5 в помещениях 10-12 общей площадью 66,9 кв.м., жилой площадью 51,7 кв.м.
Таким образом, ответчиком установлено, что договор социального найма заключен в 2015 году после того, как дом признан аварийным (13.11.2012).
Администрация передала Курманалиевой Н.Е. по договору социального найма квартиру в жилом доме по адресу Кировская область, Слободской р-н, пгт Вахруши, ул. Ленина, д. 2к, кв. 22, общей площадью 68,5 кв.м., стоимостью 2 954 499,26 рублей, из них средства Фонда - 2 103 603,47 рублей.
09.12.2022 составлен акт выездной проверки Администрации (далее - Акт от 09.12.2022).
В связи с выявлением нарушений бюджетного законодательства 13.01.2023 Управлением вынесено представление N 40-25-09/2.
В пункте 2 представления от 13.01.2023 указано, что Администрацией в 2013 году заселены граждане в многоквартирный дом по адресу Кировская область, Слободской район, пгт Вахруши, пер Школьный, дом 4, признанный аварийным 13.11.2012, и в 2015 году заключены с ними договоры социального найма жилых помещений, которым в 2022 году по договорам социального найма предоставлены квартиры в новом доме по адресу Кировская область, Слободской р-н, пгт Вахруши, ул. Ленина, д. 2к, расходы по строительству которого осуществлялись, в том числе и из средств Фонда, общей площадью 68,5 кв.м. общей стоимостью 2 954 499,26 руб., из них средства Фонда -2 103 603,47 руб., что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. УФК требует по выявленному нарушению принять меры по устранению причин и условий его совершения в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего представления, а также устранить выявленное нарушение путем возврата на лицевой счет министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области средств субсидии, предоставленных из областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, источником которых являлись средства Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства в сумме 2 103 603,47 рублей в срок до 01.06.2023 включительно.
Не согласившись с представлением в указанной части, Администрация обратилась в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к принципам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в том числе, эффективность использования бюджетных средств, адресность и целевой характер бюджетных средств.
В силу пункта 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 2 статьи 266.1 БК РФ).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Пунктом 4 Положения о Федеральном казначействе установлено, что Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится Управление.
Как следует из пункта 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, установлены Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ), в редакции, действовавшей в проверяемый УКФ по Кировской области период.
Пунктом 3 статьи 2 Закона N 185-ФЗ определено следующее понятие переселения граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 20 Закона N 185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, в местные бюджеты.
Частью 1.1 статьи 20 Закона N 185-ФЗ предусмотрено, что контроль за использованием средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации системы коммунальной инфраструктуры, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.
В силу части 1.2 статьи 20 Закона N 185-ФЗ проверку использования средств Фонда в соответствии с частью 1.1 статьи 20 Закона N 185-ФЗ проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Оспариваемое в рамках настоящего дела представление от 13.01.2023 N 40-25-09/2 выдано УФК по Кировской области в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.
Одним из условий предоставления финансовой поддержки, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, является утверждение региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждаемой в соответствии со статьей 16 Закона N 185-ФЗ.
В целях реализации положений статьи 16 Закона N 185-ФЗ постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 N 753-П утверждена государственная программа Кировской области "Обеспечение граждан доступным жильем" (далее - Программа Кировской области N 753-П), источниками ее финансирования являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда.
В качестве Приложения N 8 к Программе Кировской области N 753-П утвержден Порядок предоставления и распределения субсидии местным бюджетам из областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - Порядок N 753-П).
Пунктом 2 Порядка N 753-П установлено, что субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Распределение субсидий осуществляется между муниципальными образованиями Кировской области - участниками Программы N 113-П, которые выполнили установленные статьей 14 Закона N 185-ФЗ условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, на территории которых расположены аварийные многоквартирные дома, признанные таковыми до 01.01.2017 (пункт 4).
Пунктом 6 Порядка N 753-П предусмотрено предоставление субсидии муниципальным образованиям при соблюдении следующих условий: при наличии муниципальной программы, содержащей мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия из областного бюджета; при заключении соглашения о предоставлении субсидии между министерством и муниципальным образованием.
В соответствии с пунктом 9.1 Порядка N 753-П (в редакции, действовавшей в проверяемый УФК по Кировской области период) получатели средств местных бюджетов производят расходы на цели, указанные в части 6 статьи 16 Закона N 185-ФЗ, а в случае приобретения жилых помещений на вторичном рынке недвижимости производят расходы на приобретение жилых помещений, на которые отсутствует обременение, в том числе договором аренды недвижимого имущества.
В соответствии с частью 6 статьи 16 Закона N 185-ФЗ средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов могут расходоваться на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.
В силу пункта 4 Порядка N 753-П в редакции, действующей на момент выдачи оспариваемого акта, распределение субсидии осуществляется между муниципальными образованиями Кировской области - участниками областной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 27.03.2019 N 113-П "Об областной адресной программе "Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года", которые выполнили установленные статьей 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на территории которых расположены аварийные многоквартирные дома, признанные таковыми до 01.01.2017. Распределение субсидии на обеспечение мероприятий по строительству объектов коммунальной инфраструктуры при строительстве многоквартирных домов осуществляется муниципальным образованиям за счет средств областного бюджета при условии, если муниципальные образования в год предоставления субсидии обеспечили ввод многоквартирных домов, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, площадью более 10 тыс. кв. метров.
Постановлением Правительства Кировской области от 27.03.2019 N 113-П утверждена адресная программа "Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" (далее - Программа N 113-П).
Из паспорта Программы N 113-П следует, что участником данной программы является, в том числе Слободской район.
Приложением N 1 к Программе N 113-П является перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01 января 2017 года. В данном перечне значится дом по адресу: пгт Вахруши, пер. Школьный, д. 4, признанный аварийным 13.11.2012.
Пунктом 9.8 части 1 статьи 16 Закона N 185-ФЗ предусмотрено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих реализацию на территориях муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, мероприятий, направленных на информирование населения о принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства и по вопросам развития общественного контроля в этой сфере, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда с 1 января 2013 года.
Постановлением Администрации от 20.01.2020 N 09 утверждена муниципальная программа "Переселение граждан, проживающих на территории Вахрушевского городского поселения, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на 2020-2025 годы".
В силу части 3 статьи 16 Закона N 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Пунктом 7.3.1 Программы N 113-П предоставление построенных (приобретенных) жилых помещений по договорам социального найма гражданам, переселяемым из занимаемых по договорам социального найма жилых помещений в аварийных многоквартирных домах установлено, что предоставляемое жилое помещение должно быть: благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта; равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель имеет право соответственно на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире. В случае переселения граждан из коммунальной квартиры при расчете общей площади изымаемого жилого помещения органам местного самоуправления муниципальных образований Кировской области рекомендуется учитывать площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в квартире, пропорционально площади непосредственного проживания; отвечающим установленным требованиям, то есть пригодным для проживания.
Статьей 55 ЖК РФ предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Согласно статье 14 ЖК РФ, пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
Из статьи 60 ЖК РФ следует, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Определение жилого помещения дано в статье 15 ЖК РФ. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Пунктом 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47), установлено, что основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Согласно пункту 50 Положения N 47 в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством. Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством.
В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
В силу пункта 75 Постановления N 25 под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Из материалов настоящего дела усматривается, что Курманалиева Н.В. с 1991 года была зарегистрирована в жилом помещении N 4 площадью 27,2 кв.м, расположенном в многоквартирном жилом доме по адресу Кировская область, Слободской район, пгт Вахруши, пер Школьный, дом 4 (далее - МКД 4) и с 25.05.1992 состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
13.11.2012 МКД 4 признан аварийным.
08.02.2013 Администрация издала распоряжение N 24 о предоставлении Курманалиевой Н.В. по договору социального найма жилого помещения (квартира 30) в МКД N4 площадью 51,7 кв.м. Согласно поквартирной карточке, 21.02.2013 Курманалиева Н.В. и ее дочь Курманалиева Кристина Рамазановна зарегистрированы в жилом помещении по адресу: пгт Вахруши, пер Школьный, дом 4, кв. 30, площадь 51,7/69,8 кв.м.
08.12.2015 муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства поселка Вахруши и Курманалиева Н.В. подписали договор N 102 социального найма жилого помещения (далее - договор найма N 102), согласно которому Курманалиевой Н.В. и членам ее семьи передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 3 комнат(ы) в коммунальной квартире общей площадью 66,9 кв.м, жилой площадью 51,7 кв.м. по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт Вахруши, пер. Школьный, дом 4, квартира 5, помещение 10-12. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется дочь - Курманалиева Кристина Рамазановна.
16.06.2022 Администрация и Курманалиева Н.В. заключили договор N 38 социального найма жилого помещения, согласно которому Курманалиевой Н.В. и членам ее семьи передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью 68,5 кв.м по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт, Вахруши, ул. Ленина дом 2 к, квартира 22. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется дочь - Курманалиева Кристина Рамазановна.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что договор найма N 102 заключен после признания МКД N 4 аварийным домом, переданное по указанному договору помещение не отвечало требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и, соответственно, не могло являться предметом договора социального найма.
В связи с чем апелляционный суд поддерживает позицию суда о том, что в рассматриваемом случае Курманалиева Н.В. и проживающие совместно с ней члены семьи имели право на переселение из жилого помещения площадью 27,2 кв.м, расположенного в МКД N 4, именно указанная площадь могла быть включена в муниципальную и региональную программы переселения, исходя из данной площади могли предоставляться средства поддержки из Фонда.
Согласно статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное, в том числе, местной администрацией нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
При указанных выше фактических обстоятельствах и приведенном нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений усматривается, что муниципальное образование произвело действия по предоставлению жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося, путем предоставления жилого помещения в рамках переселения из аварийного жилья за счет средств Фонда, что не соответствует целевому назначению бюджетных средств, поскольку последние не предоставлялись в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования по предоставлению жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся по основаниям иным, чем проживание в аварийном жилом фонде.
Доводы подателя жалобы, что Курманалиева Н.В. с 1991 года проживала в МКД N 4, не могут быть признаны достаточными для удовлетворения требований заявителя по изложенным выше основаниям.
С учетом изложенного, представление УФК от 13.01.2023 N 40-25-09/2 в части нарушения, указанного в пункте 2 соответствует приведенным выше положениям БК РФ, Закона N 185-ФЗ, Программы N 113-П, не возлагает на Администрацию незаконно какие-либо обязанности в сфере ее экономической деятельности, в связи с чем предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания данного представления недействительным не имеется.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы Администрации, однако они не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 07.11.2023 по делу N А28-4391/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 07.11.2023 по делу N А28-4391/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального образования Вахрушевского городского поселения в лице администрации Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-4391/2023
Истец: МО Вахрушевского городского поселения в лице Администрации Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Кировской области
Третье лицо: Администрация Слободского муниципального района Кировской области, Курманалиева Наталья Владимировна, Министерство строительства Кировской области, МУП ЖКХ пгт. Вахруши, Управление по вопросам миграции УМВД РФ по Кировской области