г. Воронеж |
|
10 апреля 2019 г. |
Дело N А36-11269/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Мокроусовой Л.М., |
судей |
Маховой Е.В., |
|
Сурненкова А.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Офицеровой А.В.,
при участии:
от акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания": Черкасовой Е.Н., представителя по доверенности N 2-164/19 от 27.12.2018, паспорт РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "Коммунсервис": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунсервис" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.12.2018 по делу N А36-11269/2017 (судья Дегоева О.А.),
по иску открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" (ОГРН 1054800190037, ИНН 4822001244) к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунсервис" (ОГРН 1054800140064, ИНН 4816006928) о взыскании задолженности за электрическую энергию на содержание общего имущества в многоквартирном доме за апрель-май 2017 г. в размере 46 273 руб. 88 коп., пени в размере 3 726 руб. 12 коп., расходов по оплате госпошлины в сумме 2 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Липецкая энергосбытовая компания" (далее - истец, ОАО "ЛЭСК") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Коммунсервис" (далее - ООО "Коммунсервис", ответчик) задолженности за электрическую энергию на содержание общего имущества в многоквартирном доме в сумме 125 164,71 руб. основного долга за период апрель-май 2017 года и 33 100,91 руб. пени за период с 16.05.2017 по 17.10.2018 (с учетом уточнений).
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 06.09.2017дело было назначенок рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 31.10.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 20.12.2018 исковые требования удовлетворены, с ООО "Коммунсервис" в пользу ОАО "ЛЭСК" взыскано 125 164,71 руб. задолженности за апрель-май 2017 года и 33 100,91 руб. пени за период просрочки с 16.05.2017 по 17.10.2018.
Не согласившись с состоявшимся решением, ООО "Коммунсервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда полностью, либо оставить его без рассмотрения.
В судебное заседание апелляционной инстанции 03.04.2019 представитель ответчика не явился.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
Судом приобщен отзыв ОАО "ЛЭСК" на апелляционную жалобу, в котором истец возражал против доводов жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ОАО "ЛЭСК" возражал против доводов жалобы, по основания, изложенным в отзыве.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО "Коммунсервис" осуществляет управление 70 многоквартирными домами.
01.01.2017 между истцом и ответчиком заключен договор энергоснабжения N 5495 в целях приобретения электрической энергии,потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирных домах.
В спорный период истец осуществлял поставку электрической энергии в МКД, находящиеся в управлении ответчика, выставлял ответчику счета- фактуры, корректировочные счета-фактуры на оплату электроэнергии на содержание общего имущества в МКД, исходя из фактических показаний ОДПУ.
Обслуживаемые ответчиком МКД оборудованы ОДПУ, что подтверждается представленными в материалы дела актами контрольного снятия показаний составленного сотрудниками сетевой организации - филиала ПАО "МРСК-Центра"-"Липецкэнерго" е соответствии с абзацем 8 пункта 145, абзацем 4 пункта 161, абзацем 2 пункта 163 Правил N 442.
Факт поверки данных приборов учета подтверждается актами поверки приборов учета.
Порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, императивно установлен пунктом 21(1) Правил N 124.
Объём коммунального ресурса определён из разницы показаний ОДПУ за текущий и предыдущие расчётный период за минусом объема, подлежащего оплате непосредственно потребителями, что подтверждается представленными в материалы дела реестрами показаний ИПУ. В случае отсутствия соответствующих данных, объем потребления проиведен истцом в соответствии с Правилами N 354 (п.п.31,36-42,59-60).
Объём коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями, рассчитывается в соответствии с пунктами 31, 36-42, 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с требованиями действующего законодательства истец обеспечивает возможность приема показаний приборов учета от потребителей (покупателей) способами, допускающими возможностьудаленной передачи сведений о показаниях приборов учета:устнопосредством телефонной связи, SMS-сообщений, в квитанциях при оплате потребленной электрической энергии через платежных агентов, через личный кабинет клиента, посредством электронной почты, а также очно - посредством передачи показаний приборов учета электрической энергии во время визита в центр обслуживания клиентов. На основании полученных данных составляются реестры.
Окончательный расчет объёмов коммунального ресурса, определенный по показаниям ОДПУ, а также расчёт объёмов коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями отражены в сводных ведомостях - информации о начислении электроэнергии" за спорный период.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 2 ПравилN354, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Подпунктом "г" пункта 4 Правил N354 к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю исполнителем, отнесены услуги электроснабжения, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 161 и частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирного дома определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом (пункт 9 Правил N354).
На основании пунктов 13 и 54 Правил N354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты "б" и "г" пункта 31 Правил N354).
Следовательно, по общему правилу, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N310-КГ14-8259.
Пунктом 44 Правил N354 определено, что объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, предъявляемой к оплате населению, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что собственниками помещений в спорном многоквартирном доме принимались решения о распределении потребленной электрической энергии на общедомовые нужды в размере превышения потребления, исходя из нормативов потребления, в связи, с чем у исполнителя коммунальных услуг имеется обязанность по оплате сверхнормативного объема электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды.
В пункте 14 Правил N354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Внесение потребителями коммунальных услуг платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не изменяет схему договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов, поэтому управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N303-ЭС15-7918).
Кроме того, в силу подпунктов "а", "г" и "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491 (далее - Правила N491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание в надлежащем состоянии общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (пункт 16 Правил N491).
В силу названных норм права обязанность по содержанию общедомового имущества в надлежащем состоянии и по поддержанию порядка его использования по общему правилу возложена на управляющую организацию. В законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие ресурсоснабжающую организацию, при наличии управляющей организации, следить за общедомовым имуществом, от надлежащего состояния и использования которого, в том числе, зависит объем ресурса, расходуемый на общедомовые нужды.
Из пунктов 4, 21 (1), подпункта "а" пункта 22, пункта 30 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N124 (далее - Правила N124), в их системном толковании следует, что обязанность по оплате ресурса, потребленного сверх норматива на общедомовые нужды, при отсутствии соответствующего решения собственников помещений многоквартирного жилого дома возлагается на управляющую организацию, обязанную следить за состоянием общедомового имущества и порядком его использования.
Как видно из материалов дела, ответчик, как управляющая организация, приступил к оказанию коммунальной услуги по электроснабжению в соответствии с пунктом 14 Правил N354.
В спорный период объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, превысил объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды для потребителей в многоквартирных домах.
Таким образом, ответчик, как управляющая организация, является исполнителем коммунальной услуги, обязан содержать общее имущество в многоквартирном доме, выполнять мероприятия по эффективному использованию коммунальных ресурсов на общедомовые нужды и нести обязанность по оплате ресурса, потребленного сверх норматива на общедомовые нужды.
С 01.01.2017 в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания имущества в многоквартирном доме", плата за электрическую энергию, потребленную на содержание общего имущества в многоквартирном доме, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией не является платой за коммунальную услугу, а включена в плату за содержание жилого помещения. Такое правовое регулирование предусмотрено новой редакцией пункта 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 40 Правил N 354.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Как следует из представленного истцом расчета неустойки, за период ее начисления оплата задолженности не производилась, следовательно, судом правомерно удовлетворено требование о взыскании неустойки, начисленной на сумму долга исходя из приведенных выше положений и ставки рефинансирования на день принятия решения (7,5%).
В нарушение ст.ст. 65, 130 АПК РФ ответчик возражений относительно предъявленного иска не заявил, контррасчета уточненных исковых требований не представил.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как не подтверждаются материалами дела и не опровергают данных, представленных истцом. Истец обеспечивает возможность приема показаний приборов учета от потребителей (покупателей) способами, предусмотренными Правилами N 354, которые не содержат требований об обязательном участии исполнителя коммунальных услуг в фиксации правильности собранных показаний и не препятствуют последнему самостоятельно осуществлять сбор таких данных и заявлять возражения. При наличии в материалах дела первичных документовдовод о невозможности предоставления контррасчета не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции.
Возражения относительно отсутствия у представителя истца - ООО "Юридическое агентство "Делегат" полномочий на обращение с настоящим иском проверены судом и также признаны не состоятельными. Право предъявления исковых требований о взыскании дебиторской задолженности по оплате электрической энергии и представительства по данным вопросам в суде от имени ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" подтверждается договором об оказании юридических услуг N 1 от 17.02.2014 в редакции дополнительного соглашения N 1 от 09.04.2015.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.12.2018 по делу N А36-11269/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.