г. Чита |
|
17 апреля 2019 г. |
Дело N А19-28926/2018 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 февраля 2019 года, по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-28926/2018, по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697, место нахождения: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Декабрьских событий, д. 88) к обществу с ограниченной ответственностью "Вектор" (ОГРН 1163850086718, ИНН 3811438626, место нахождения: 664022, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Седова, д. 67, помещение 2) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за сентябрь 2016 в размере 500 руб.,
(суд первой инстанции - Позднякова Н.Г.),
без вызова сторон в судебное заседание,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (далее - УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - ООО "Вектор") о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за сентябрь 2016 на 1 застрахованное лицо в размере 500 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 февраля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 февраля 2019 года по делу N А19-28926/2018 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, шестимесячный срок необходимо считать со дня окончания срока, установленного в требовании для добровольной оплаты штрафа, поэтому судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока на подачу заявления о взыскании штрафных санкций. Заявитель жалобы полагает, что им не пропущен срок на обращение за взысканием штрафа, так как первоначально фонд обратился в суд за выдачей судебного приказа в пределах установленного шестимесячного срока.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 21.02.2019.
В материалы дела письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска установлено, что ООО "Вектор" не представило в установленный срок сведения индивидуального (персонифицированного) учета за сентябрь 2016 года.
По результатам проведенной проверки порядка представления указанных сведений в форме электронного документа органом Пенсионного фонда составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.02.2018 N 048S18180002922.
06.04.2018 начальником УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска вынесено решение N 048S19180005514, в соответствии с которым ООО "Вектор" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за сентябрь 2016.
Требование об уплате штрафа от 11.05.2018 N 048S01180010739, направленное ответчику, в установленный срок не исполнено.
В связи с неуплатой ответчиком суммы штрафных санкций в добровольном порядке Пенсионный фонд 15.11.2018 обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с должника - ООО "Вектор" спорной суммы штрафа.
Определением от 19.11.2018 по делу N А19-27907/2018 суд отказал УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска в принятии заявления о выдаче судебного приказа на основании пункта 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ, в связи с наличием спора о праве.
26.11.2018 УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска обратилось в суд в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ООО "Вектор" является страхователем по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), нарушение которого вменено Управлением Пенсионного фонда, 4страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
К отношениям, связанным с контролем в сфере обязательного пенсионного страхования в спорный период (сентябрь 2016), применялись положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования" (утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно части 1 статьи 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 данного Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Из содержания статьи 39 Закона N 212-ФЗ следует, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в ч. 5 ст. 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
После утраты силы с 01.01.2017 Закона N 212-ФЗ аналогичные положения, касающиеся порядка и сроков направления страхователю акта проверки, представления по нему возражений, вынесения решения по результатам проверки, выставления требования, а также предельных сроков получения акта, решения и требования, содержатся в статье 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017 (абзацы 6-19 статьи 17 введены Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
В части 14 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 Закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
В силу части 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, страхователь обязан был представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета за сентябрь 2016, как минимум, на 1 застрахованное лицо - руководителя общества Кривобок К.К., в срок до 10.10.2016.
УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска, установив, что по состоянию на 06.07.2017 индивидуальные сведения за сентябрь 2016 не были представлены, направило обществу уведомление от 06.07.2017 о непредставлении сведений по форме СЗВ-М, которое в этот же день вручено представителю ООО "Вектор" по доверенности.
Учитывая вышеперечисленные сроки, установленные в Законе N 212-ФЗ, суд первой инстанции верно установил, что по факту правонарушения, датой выявления которого следует считать 06.07.2017 (дата уведомления страхователя о непредставлении индивидуальных сведений за сентябрь 2016), Пенсионный фонд должен был провести камеральную проверку в срок до 06.10.2017, составить акт по установленной форме и направить его страхователю соответственно в срок до 20.10.2017 и до 27.10.2017. Поскольку предельной датой получения акта проверки в данном случае будет являться 02.11.2017, решение по результатам проверки должно было быть вынесено в срок до 08.12.2017 (10 дней по истечении 15-дневного срока, установленного для подачи возражений по акту) и направлено страхователю не позднее 15.12.2017.
Исходя из даты получения решения 21.12.2017 (6 дней с даты направления по почте), датой его вступления в законную силу будет являться 12.01.2018 (с учетом праздничных дней).
Следовательно, до 26.01.2018 страхователю должно было быть выставлено требование об уплате штрафных санкций.
В соответствии с пунктом 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что последним днем срока исполнения требования по результатам проверки страхователя в данном случае должно являться 16.02.2018, поскольку срок уплаты штрафа, установленный в требовании от 11.05.2018 N 048S01180010739 (15 рабочих дней).
В силу положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании с ООО "Вектор" суммы штрафа УПФР вправе было обратиться в суд в срок до 16.08.2018, т.е. в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате (срок исполнения которого установлен до 16.02.2018).
Судом первой инстанции установлено, что акт о выявлении правонарушения, имевшего место 06.07.2017, составлен Пенсионным фондом 14.02.2018, т.е. спустя более полугода после даты его выявления, решение о привлечении страхователя к ответственности вынесено 06.04.2018, требование об уплате штрафа выставлено 11.05.2018.
Таким образом, несвоевременное совершение Пенсионным фондом действий, предусмотренных статьями 22, 34, 38, 39 Закона N 212-ФЗ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.
В требовании от 11.05.2018 N 048S01180010739 обществу установлен срок для уплаты штрафных санкций до 01.06.2018.
Согласно штемпелю входящей корреспонденции настоящее заявление подано Пенсионным фондом в Арбитражный суд Иркутской области 26.11.2018, то есть с пропуском установленного законом совокупного срока, установленного для взыскания задолженности.
Ходатайство о восстановления пропущенного процессуального срока на подачу настоящего заявления фондом не заявлялось.
Таким образом, судом первой инстанции в соответствии с вышеизложенными нормами права сделан правомерный вывод, что на дату обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ООО "Вектор" спорной суммы санкции (15.11.2018) заявителем уже был пропущен срок на подачу такого заявления.
Кроме того, обстоятельства, связанные с пропуском процессуального срока на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа установлены вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Иркутской области от 19.11.2018 по делу N А19-27907/2018, которым заявителю было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа в связи с наличием спора о праве.
При этом апелляционный суд отмечает, что в рассматриваемом случае оснований для применения срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, не имеется, поскольку, во-первых, он касается ситуации, когда фонд обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в установленный срок, а, во-вторых, он касается ситуации, когда судебный приказ выдавался, но был отменен, чего в настоящем случае не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает несостоятельным довод фонда об обращении в суд с заявлением в установленный срок.
Принимая во внимание, что заявитель пропустил процессуальные сроки для подачи заявления о взыскании финансовой санкции и утратил право на взыскание штрафа, то основания для удовлетворения его требования о взыскании штрафа в размере 500 руб. у суда первой инстанции отсутствовали, в связи с чем, в удовлетворении заявленного требования судом правомерно отказано.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 февраля 2019 года, по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-28926/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде кассационной инстанции в силу отсутствия оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, могут быть обжалованы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.