Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 июля 2019 г. N Ф01-2707/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А28-10660/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Лубнина Д.В., действующего на основании доверенности от 03.05.2018, Коротышевой О.Н., действующей на основании доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 22.01.2019 по делу N А28-10660/2018, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.,
по иску Министерства лесного хозяйства Кировской области (ОГРН 1074345003963; ИНН 4345164254)
к обществу с ограниченной ответственностью "Закат" (ОГРН 1134312000844; ИНН 4335003970)
о взыскании задолженности,
установил:
министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - истец, Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Закат" (далее - ООО "Закат", ответчик, Общество) о взыскании задолженности по арендной плате в федеральный бюджет на основании договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 17.11.2008 N 7.29 за 2011 - 2017 годы, а также по срокам уплаты 15.02.2018, 15.03.2018, 15.04.2018, 15.06.2018, 15.07.2018 в сумме 1 466 349 рублей 00 копеек, полученной в результате перерасчета в связи с государственной регистрацией 03.05.2018 дополнительного соглашения от 20.09.2017 N 1.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 22.01.2019 в удовлетворении требований Министерству отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнениям к ней, в которых просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, судом нарушены материальные и процессуальные нормы. Поясняет, что 10.12.1998 между государственным Учреждением "Кировское Управление сельскими лесами" и сельскохозяйственным производственным кооперативом (колхозом) "Петруненский" на основании Постановления Администрации Кировской области N 335 от 31.07.1996 и приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ N 634 от 30.10.1998 заключен договор N 4 на передачу в безвозмездное пользование участков лесного фонда на 49 лет; согласно п.5 приказа N 634 Управлению лесного хозяйства, заготовки и переработки древесины совместно с государственными учреждениями лесного хозяйства Мисельхозпрода России в субъектах РФ приказано в срок до 01.02.1999 оформить в установленном порядке сельскохозяйственным организациям участки лесного фонда, находящиеся в границах землепользовании, в безвозмездное пользование. В соответствии с абз. 2 постановления N 335 был утвержден размер участков лесного фонда, предоставляемых в безвозмездное пользование и нормативы лесопользования; в целях приведения договора в соответствие с Лесным кодексом от 04.12.2006 N 200-ФЗ, на основании распоряжения департамента лесного хозяйства Кировской области от 07.06.2008 N 131 "О приведении в соответствие с Лесным Кодексом Российской Федерации договоров на передачу в безвозмездное пользование участков лесного фонда по Фаленскому району" между Департаментом и СПК (колхоз) "Подоплеки" был заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 17.11.2008 N 7.29. В этой связи Министерство указывает на различную правовую природу договоров, заключенных по результатам торгов и без проведения торгов. Считает, что в рассматриваемом случае применение в данном случае ч.2 ст.74.1 ЛК РФ, равно как и ссылка на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 года N 1021, являются недопустимыми, поскольку баланс интересов и равноправие участников аукциона не нарушается, в силу того, что аукцион не являлся основанием для заключения договора аренды. Министерство не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что закон не допускал на момент заключения сторонами дополнительного соглашения N 1 к договору аренды лесного участка возможность изменения условий договора на основании соглашения сторон такого договора.
В письменном дополнении к апелляционной жалобе Министерство сообщает, что Федеральным законом от 18.12.2018 N 471-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления лесных участков в безвозмездное пользование" (далее - ФЗ от 18.12.2018 N 471-ФЗ) глава 6 Лесного Кодекса РФ была дополнена статьями 74.2 - 74.4 (изменения вступят в законную силу 01.06.2019), а именно: п.4.1 ст. 74.2 устанавливает, что по договору безвозмездного пользования лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, использующим леса, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; в соответствии с ч.1 ст. 74.3 ЛК РФ договор безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов на основании заявления заинтересованного лица.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 07.03.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 08.03.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не направило.
В судебном заседании апелляционного суда представители Министерства поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнений, пояснили правовую позицию, ответили на вопросы суда.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.11.2008 между Департаментом (арендодателем) и сельскохозяйственным производственным кооперативом (колхозом) "Подоплеки" (правопредшественником ответчика) в порядке статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и в целях приведения договора на передачу в безвозмездное пользование участков лесного фонда от 17.11.1998 N 11 заключен договор аренды лесного участка N 7.29 (далее - Договор), по условиям которого арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 1427 га, местоположение: Кировская область, Фаленский район, Зуевское лесничество, Талицкое участковое лесничество, кварталы 1-9, условный номер 43-43-01/278/2008-385, учетная запись в государственном лесном реестре N 7.29-2008-04 (далее - лесной участок).
В соответствии с пунктами 5, 7 договора арендная плата на момент подписания договора составляет 29 460 рублей 00 копеек в год и подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ. При изменении в установленном порядке органами государственной власти Российской Федерации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке с письменным уведомлением об этом арендатора.
Арендатор вносит арендную плату от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля - 15 %, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня -10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15% (пункт 6 договора).
Срок действия договора установлен с даты его государственной регистрации по 10.12.2047 (пункт 20 договора).
17.11.2008 лесной участок принят арендатором по акту приема-передачи (приложение N 5 к договору).
08.12.2008 Договор зарегистрирован управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области, регистрационный номер 43-43-01/278/2008-385.
09.07.2009 СПК (колхоз) "Подоплеки" (ИНН 4335003360) прекратил деятельность путем реорганизации в форме присоединения к СПК колхозу "Петруненский" (ИНН 4335000112).
03.09.2012 из СПК колхоза "Петруненский" был выделен сельскохозяйственный производственный кооператив - колхоз "Закат" (ИНН 4335003917).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кировской области от 30.06.2017 по делу N А28-4627/2017 установлен факт перехода прав и обязанностей по спорному договору от СПК колхоза "Петруненский" к СПК колхозу "Закат", от которого права и обязанности в порядке универсального правопреемства перешли к обществу с ограниченной ответственностью "Закат" в результате реорганизации в форме преобразования.
20.09.2017 стороны подписали Дополнительное соглашение N 1, которым с 09.08.2011 изменили размер годовой арендной платы в связи с изменением объемов изъятия лесных ресурсов на основании внесенных изменений в проект освоения лесов.
03.05.2018 Дополнительное соглашение N 1 зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области.
В период с 2011 по 2018 годы ответчиком арендная плата вносилась в соответствии с условиями договора, а также предусмотренной нормативно ежегодной индексацией ставок.
19.07.2018 Министерство направило в адрес Общества претензию, в которой указало на перерасчет арендной платы в федеральный бюджет за 2011 - 2017 годы, а также по срокам уплаты 15.02.2018, 15.03.2018, 15.04.2018, 15.06.2018, 15.07.2018 в сумме 1 466 349 рублей 00 копеек, выполненный в связи с государственной регистрацией 03.05.2018 Дополнительного соглашения N 1.
Неисполнение ответчиком требований, указанных в претензии, послужило основанием для обращения Министерства в суд с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнения, заслушав представителей истца, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В статье 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Согласно пункту 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом споре первоначально спорный лесной участок передавался правопредшественнику ответчика по договору на передачу в безвозмездное пользование участков лесного фонда от 17.11.1998 N 11.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01 января 2009 года. Для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении порядка приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации" утвержден Порядок (далее - Порядок N 258), в соответствии с которым ранее заключенные договоры аренды участков лесного фонда должны быть переоформлены по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
В соответствии с пунктом 10 Порядка N 258 при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определялся по правилам статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства от 22.05.2007 N 310 (пункт 11 ПорядкаN 258).
В части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи).
В соответствии с частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
По смыслу статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент переоформления договора аренды) приоритет имело заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению. При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
Из приведенных норм права следует, что лесным законодательством был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена и в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора. При этом часть 2.1 указанной статьи содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Системное толкование указанных положений Лесного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемом споре на момент заключения сторонами дополнительных соглашений к договору аренды закон не допускал возможность изменения условий договора аренды лесного участка на основании соглашения сторон такого договора.
Указанные правовые подходы определены Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.12.2013 N 12157/13 по делу N А28-5083/2012 и Верховным Судом Российской Федерации, в определении от 12.01.2015 N 301ЭС14-448 по делу N А43-21805/2013.
Таким образом, изменение количественных и качественных характеристик лесного участка на основании проекта освоения лесов не является основанием для изменения условий договора, поскольку обратное противоречило бы действовавшим на момент заключения дополнительных соглашений требованиям части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения дополнительных соглашений) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Поскольку условия дополнительного соглашения от 20.09.2017 N 1 являются ничтожными, арендатор обязан вносить арендную плату в размерах, предусмотренных договором от 17.11.2008.
Приняв во внимание приведенные нормы права, позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности перерасчета арендной платы в связи с недействительностью на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации Дополнительного соглашения N 1 к договору аренды, как заключенных с нарушением пункта 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации.
Министерство представило в материалы дела справочный расчет задолженности Общества с учетом применения срока исковой давности, из которого следует, что задолженность ООО "Закат" на дату предъявления иска в суд отсутствует.
При таких обстоятельствах оснований для взыскания задолженности по арендной плате в федеральный бюджет на основании договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 17.11.2008 N 7.29, полученной в результате перерасчета в связи с государственной регистрацией 03.05.2018 дополнительного соглашения от 20.09.2017 N 1, не имеется.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции. Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается апелляционным судом, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 22.01.2019 по делу N А28-10660/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.