г. Ессентуки |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А25-1687/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу акционерного общества "Кавказцемент" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 по делу N А25-1687/2018 (судья Салпагаров К.Х.),
при участии в судебном заседании от Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии об оспаривании постановления о назначении административного наказания - Кузнецова А.Х по доверенности от 21.12.2018,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Кавказцемент" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление, административный орган), в котором просило отменить постановление от 03.07.2018 N 15-29/11, которым обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб., за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вина заявителя в совершении вмененного правонарушения подтверждается материалами дела.
Не согласившись с решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что представление увеличенной гарантии на свою продукцию не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 09.11.2017 N ДК-П9-7487 Руководителем Росстандарта издан приказ от 28.12.2017 N 3001 для осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.
На основании вышеуказанных актов издан приказ ЮМТУ Росстандарта от 10.04.2018 N 01-30/462, в соответствии с которым управлением проведена внеплановая выездная проверка ООО "Стройоптторг".
В ходе проверки установлены нарушения гарантийных сроков соответствия цемента требованиям стандарта (60 суток) при установленном сроке 45 суток (часть 12 ГОСТ 30515- 2013 "Цементы. Общие технические условия").
Результаты проверки отражены в акте от 29.05.2018 N 15-26/13.
29.05.2018 составлен протокол об административном правонарушении N 15-28/9.
01.06.2018 года управлением вынесено постановление N 15-29/9 о привлечении ООО "Стройоптторг" к административной ответственности.
Поскольку производителем цемента, реализуемого ООО "Стройоптторг", является АО "Кавказцемент", 22.06.2018 года, в отсутствие представителя АО "Кавказцемент", извещенного надлежащим образом о месте и времени составления протокола, по факту выпуска цемента, показатели которого не соответствуют обязательным требованиям ГОСТ 30515-2013, составлен протокол об административном правонарушении N 15-28/11.
03.07.2018 года заместителем начальника отдела государственного надзора ЮМТУ Росстандарта, в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 15-29/11, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии состава административного правонарушения в действиях общества и законности обжалуемого постановления.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом противоправного посягательства, установленного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, являются требования технических регламентов, государственных стандартов, в том числе к пищевой продукции, соблюдение которых направлено на охрану здоровья, благополучие населения, а также на защиту прав потребителей на приобретение безопасных для жизни и здоровья пищевых продуктов надлежащего качества.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при изготовлении, реализации (поставке, продаже) продукции.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, является изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) или продавец продукции.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Показатели и нормы качества цементов проверяются на соответствие, в том числе, требованиям ГОСТ 30515-2013 "Цементы. Общие технические условия", который устанавливает обязательные для соблюдения стандарты.
В соответствии с частью 12 ГОСТ 30515-2013 "Цементы. Общие технические условия" изготовитель гарантирует соответствие цемента требованиям стандарта на этот цемент при соблюдении правил его транспортирования и хранения при поставке без упаковки на момент поставки, но не более 60 суток (для быстротвердеющих цементов не более 45 суток) с даты отгрузки, а при поставке в таре - в течение 60 суток (для быстротвердеющих цементов в течение 45 суток) с даты отгрузки. В стандартах на цементы конкретных видов допускается увеличение гарантийного срока.
Как видно из материалов дела, управление в ходе контрольно-надзорных мероприятий установило факт несоответствия гарантийного срока, заявленного обществом на упаковке цемента быстротвердеющего ЦЕМ II/А-Ш 32,5Б - 60 суток, требованиям, предусмотренным ГОСТ 30515-2013 - 45 суток, что подтверждается материалами дела и обществом документально не опровергнут.
Общество не выполнило принятые на себя обязательства по изготовлению качественных и сертифицированных цементов, чем нарушило законодательство в области технического регулирования, регулирующее отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции в целях, определенных частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а именно: предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе, потребителей.
Общество не представило доказательства принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательства наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, и сделал верный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Действия (бездействие) АО "Кавказцемент" вводили в заблуждение приобретателей, в том числе, потребителей.
Вина общества выразилась в том, что им не были предприняты все возможные меры для предотвращения совершения нарушения законодательства о защите прав потребителей.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем, требования общества удовлетворению не подлежат.
При назначении административного наказания административным органом учтены характер совершенного административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства и назначено наказание, предусмотренное санкцией статьи.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применении ст. 2.9 КоАП РФ не установлено, равно как и оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замене административного штрафа предупреждением.
Довод апелляционной жалобы о том, что представление увеличенной гарантии на свою продукцию не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, подлежит отклонению как ошибочный, так как материалами дела доказано, что информация, содержащаяся на продукции, производимой обществом, не соответствует действительности, что вводит в заблуждение приобретателей, в том числе, потребителей, что образует состав вмененного обществу правонарушения.
При изложенных выше обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба общества не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 по делу N А25-1687/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.