г. Владимир |
|
19 апреля 2019 г. |
Дело N А43-46076/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2019.
Полный текст постановления изготовлен 19.04.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника-НН" (ОГРН 1115257005863, ИНН 5257123927) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.01.2019 по делу N А43-46076/2018,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Нижегородской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Клиника-НН" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Нижегородской области (далее - Территориальный орган, административный орган) от 29.10.2018 N 458-Пр/18 должностными лицами Территориального органа в период с 02.11.2018 по 09.11.2018 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Клиника-НН" (далее - Общество) качества и безопасности медицинской деятельности, лицензионного контроля осуществления медицинской деятельности.
На основании лицензии от 25.12.2014 N ЛО-52-01-004564, выданной Министерством здравоохранения Нижегородской области, Общество оказывает услуги по профилю "пластическая хирургия" в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.
В ходе проверки Общества должностным лицом Территориального органа выявлены нарушения Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее -Положение N 291), Приложения N 1 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.05.2018 N 298, Приложения N 6 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "хирургия", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 922н.
Административным органом установлено, что в период с 01.01.2018 по 02.08.2018 Обществом оказаны услуги по проведению пластических операций четырем пациентам, при этом хирургическое вмешательство проводилось с использованием внутривенной анестезии, что является нарушением пункта 8 Приложения N 1 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.05.2018 N 298.
Кроме того на момент проверки Обществом не соблюдались стандарты оснащения операционной, а именно отсутствовали инъектор автоматический для внутривенных вливаний, наркозно-дыхательный аппарат с возможностью вентиляции тремя газами (О2, N 2О, воздух) с испарителями для ингаляционных анестетиков (изофлуран, севрфлуран) с блоком для газоанализа, ультразвуковой сканер с датчиками для интраоперационной диагностики, термоматрас для операционного стола, стойка для дозаторов и инфузоматов, инструменты и наборы для проведения комбинированной анастезии, операционные лупы с налобным осветителем с увеличением Х2 крат, что является нарушением части 2 Приложения N 6 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "хирургия", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 922н.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 09.11.2018, составленном в присутствии представителя Общества.
В связи с выявленными нарушениями административным органом выдано предписание от 09.11.2018, согласно которому Обществу предписывалось в срок до 29.03.2019 устранить выявленные нарушения.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), административный орган 09.11.2018 составил протокол об административном правонарушении.
По выявленному факту Территориальный орган обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением от 22.01.2019 Арбитражный суд Нижегородской области привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что принимая во внимание конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, а именно: тяжелое финансовое положение Общества, а также то, что изменение нормативно-правовой базы в части регулирования пластической хирургии произошло быстро и Общество не успело привести в соответствие с требованиями оборудование, отсутствие в материалах дела данных о том, что Общество ранее привлекалось за аналогичные правонарушения, и тот факт, Общество является малым предприятием как субъект малого предпринимательства, к Обществу было возможно применить нормы права, предусмотренные частью 3.2 и частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Территориальный орган в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Объектом данного правонарушения является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.
Объективная сторона правонарушения характеризуется действием и выражается в грубом нарушении при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензионных требований и условий.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, в том числе юридические лица, ответственные за соблюдение лицензионных требований.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной (субъективное отношение лица, совершившего противоправное деяние, к факту его совершения).
В силу пункта 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Федеральный закон N 323-ФЗ регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 79 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.
В силу статьи 85 Федерального закона N 323-ФЗ контроль в сфере охраны здоровья включает в себя: 1) контроль качества и безопасности медицинской деятельности; 2) государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств; 3) государственный контроль при обращении медицинских изделий; 4) государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно части 1 статьи 86 Федерального закона N 323-ФЗ, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере охраны здоровья (далее - органы государственного контроля): 1) выдают обязательные для исполнения предписания в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств; 2) привлекают к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств медицинские организации и фармацевтические организации и их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; 3) составляют протоколы об административных правонарушениях в сфере охраны здоровья, обращения лекарственных средств, рассматривают дела об указанных административных правонарушениях и принимают меры по предотвращению таких нарушений; 4) направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений; 5) обращаются в суд с исками, заявлениями о нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств; 6) участвуют в рассмотрении судом дел, связанных с применением и (или) нарушением законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств; 7) размещают на официальном сайте в сети "Интернет" решения и предписания, принятые в процессе осуществления государственного контроля в сфере охраны здоровья и затрагивающие интересы неопределенного круга лиц.
Положение N 291 определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
Согласно пункту 5 Положения N 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи; б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг; в(1)) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения; г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.
В соответствии с пунктом 6 Приложения N 291 осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании.
Как следует из материалов дела, Обществу вменяется нарушение подпункта "а" пункта 5 Положения N 291, которое в силу пункта 6 Положения относятся к грубым нарушениям лицензионных требований.
Подпунктом "а" пункта 5 Положения N 291 предусмотрено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются, в том числе, требования, предъявляемые к соискателю лицензии в части соблюдения порядков оказания медицинской помощи.
Частью 2 Приложения N 6 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "хирургия", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 922н, установлен Стандарт оснащения операционной (операционного блока), согласно которому, в операционном блоке должны быть, кроме прочего: инъектор автоматический для внутривенных вливаний, наркозно-дыхательный аппарат с возможностью вентиляции тремя газами (О2, N 2О, воздух) с испарителями для ингаляционных анестетиков (изофлуран, севрфлуран) с блоком для газоанализа, ультразвуковой сканер с датчиками для интраоперационной диагностики, термоматрас для операционного стола, стойка для дозаторов и инфузоматов, инструменты и наборы для проведения комбинированной анастезии, операционные лупы с налобным осветителем с увеличением Х2 крат.
Между тем, на момент проверки (09.11.2018) вышеперечисленное оборудование в операционной Общества отсутствовало, что не отрицается Обществом.
Кроме того, в период с 01.01.2018 по 02.08.2018 Обществом оказаны услуги по проведению пластических операций четырем пациентам, при этом хирургическое вмешательство проводилось с использованием внутривенной анестезии, что подтверждается копиями медицинских карт амбулаторных больных.
Пунктом 8 Приложения N 1 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.05.2018 N 298, установлено, что в кабинете допускается выполнение послеоперационных перевязок без анестезии или с применением аппликационной анестезии. Выполнение любых других видов инвазивных медицинских вмешательств, в том числе проведение инфильтративной, проводниковой и других видов анестезии не допускается.
Факт допущенного Обществом правонарушения подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 09.11.2018, актом проверки от 09.11.2018.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом представленных в материалы дела доказательств суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении законный представитель Общества извещался надлежащим образом (т. 1 л.д. 32-33).
Оснований для признания допущенного Обществом нарушения малозначительным судом не установлено. Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Допущенные Обществом нарушения влекут существенную угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан и свидетельствуют о пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции посчитал возможным привлечь Общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб., что соответствует минимальному размеру санкции по данной статье.
Оснований для назначения наказания ниже низшего предела санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, у суда первой инстанции не имелось, соответствующих доводов и доказательств Обществом не приводилось.
В приобщении к материалам дела приложенных к апелляционной жалобе Обществом новых доказательств судом апелляционной инстанции отказано, поскольку Обществом не обоснована невозможность представления данных документов в суд первой инстанции.
Трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности в части неоснащения операционной необходимым оборудование (что выявлено в момент проверки - 09.11.2018) судом первой инстанции соблюден.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.01.2019 по делу N А43-46076/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника-НН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.