г. Москва |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А40-253447/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина,
судей: |
Т.Б. Красновой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ - МРО ФСС РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2019 по делу N А40-253447/2018, принятое судьей Дейна Н.В. (147-2635)
по заявлению: Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
к 1. ОСП по ЦАО N 2 УФССП России по Москве, 2. СПИ ОСП по ЦАО N 2 УФССП России по Москве Алиеву М.А.
третьи лица: 1. Департамент финансов города Москвы, 2. УФССП России по Москве
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от соответчиков: |
1-2 не явились, извещены; |
от третьих лиц: |
1-2 не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2019, принятым по настоящему делу, требования Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - МРОО ФСС РФ, Отделение Фонда) к ОСП по ЦАО N 2 УФССП России по Москве, СПИ ОСП по ЦАО N 2 УФССП России по Москве Алиеву М.А. об оспаривании постановления от 06.09.2018 N 77054/18/242025 о возбуждении исполнительного производства N 76309/18/77054-ИП, оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, Отделение Фонда обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт по доводам, изложенным в жалобе.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 09.04.2019.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.09.2018 на исполнение судебному приставу-исполнителю Алиеву М.А., поступил исполнительный лист N ФС021373258 от 04.12.2017, выданный органом: Арбитражным судом г. Москвы, предмет исполнения: задолженность в размере: 5 509 руб., в отношении должника: Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации адрес должника: 127006, г. Москва, б-р Страстной, д. 7, стр. 1, в пользу взыскателя: Департамент финансов г. Москвы, адрес взыскателя: 101000, г. Москва, ул. Маросейка дом 11/4, стр.3.
06.09.2018 на основании вышеуказанного исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя возбуждено исполнительное производство N 77054/18/242025.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Согласно положениям части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия судом решения о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является одновременно как их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение указанным действиями (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Отказывая в удовлетворении заявленных Отделением Фонда требований, судом первой инстанции не учтено следующее.
Частью 1 ст. 242.1 БК РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно ст. 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Как следует из пп. 2 п. 2 ст. 144 БК РФ, к бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации относится бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации.
При этом кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства, в соответствии со ст. 148 БК РФ.
Функции органов Федерального казначейства регламентированы Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе" (далее - Положение о Федеральном казначействе).
В соответствии с Положением о Федеральном казначействе органы Федерального казначейства осуществляют функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
Органы Федерального казначейства осуществляют организацию исполнения судебных актов по денежным обязательствам федеральных казенных и бюджетных автономных учреждений, в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон).
Статьей 239 БК РФ прямо установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в действующем законодательстве не установлено иной процедуры исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кроме предусмотренной главной 24.1 БК РФ.
Учитывая изложенное, коллегия считает, что при поступлении в службу судебных приставов Российской Федерации исполнительных документов о взыскании с Отделения Фонда в пользу физического или юридического лица денежных средств судебный пристав-исполнитель должен в силу пп. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа обязан вынести Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, так как исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению через Федеральную службу судебных приставов.
Суд первой инстанции, принимая решение по делу, основывал свои выводы на том, что отсутствует порядок обращения взыскания на средства государственных внебюджетных фондов территориальными органами Федерального казначейства, фактическое исполнение вступившего в законную силу судебного акта, возможно в порядке, определенном Законом об исполнительном производстве, поскольку реализация права взыскателя на получение взысканных в его пользу денежных средств, не может быть поставлена в зависимость от временного отсутствия механизма реализации его прав в соответствии с бюджетным законодательством.
Отсутствие порядка обращения взыскания не опровергает наличие специальных органов, осуществляющих организацию исполнения судебных актов по денежным обязательствам федеральных казенных и бюджетных автономных учреждений - органов Федерального казначейства и запрет на такое исполнение службой судебных приставов.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ. При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.01.2019 по делу N А40-253447/2018 отменить.
Признать недействительным Постановление N 77054/18/242025 от 06.09.2018 о возбуждении исполнительного производства N 76309/18/77054-ИП.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.