Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 июля 2019 г. N Ф05-11755/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А40-237990/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
Т.Б. Красновой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ВДНХ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2019 по делу N А40-237990/18, принятое судьей А.В. Полукаровым,
по заявлению АО "ВДНХ"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ООО "М-Каракозова"
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: Подколзин С.А. по дов. от 29.11.2018;
от ответчика: Клименко Н.А. по дов. от 26.12.2018;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
АО "ВДНХ" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее -Управление Росреестра по Москве, Управление, ответчик) об отказе в государственной регистрации договора аренды от 12.02.2018 N 305/18/20 и государственного кадастрового учета.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.01.2019 в удовлетворении заявления отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, АО "ВДНХ" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Общество считает, что технический план на помещение, переданное в аренду, соответствует требованиям законодательства; помещения являются изолированными и обособленными; правовых оснований для отказа в регистрации договора аренды у ответчика не имелось.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления Росреестра по Москве возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена судом на основании статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "ВДНХ" и ООО "М - Каракозова" заключен договор аренды от 12.02.2018 N 305/18/20 (далее - договор).
В рамках исполнения договора аренды АО "ВДНХ" предоставило ООО "М -Каракозова" за плату во временное владение и пользование часть нежилого здания, площадью 141,6 кв.м, расположенного по адресу: пр-т Мира, дом 119, стр. 47, г. Москва (п. 2.1 Договора).
В соответствии с подпунктом 2.2 Договора, здание по адресу: пр-т Мира, дом 119, стр. 47, г. Москва является собственностью АО "ВДНХ", не обремененным никакими правами третьих лиц, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации права: от 23.01.2002 N 77-01/30- 185/2001 - 13546.
Передача части здания состоялась по акту приема - передачи от 01.02.2018, копия которого имеется в материалах дела.
В соответствии с подпунктом 4.3 Договора Договор направляется АО "ВДНХ" на государственную регистрацию не позднее 10 (десяти) рабочих дней с момента подписания его сторонами при условии передачи ООО "М - Каракозова" полного комплекта документов, необходимого для представления в регистрирующий орган.
Подпунктом 6.1.11 установлено, что арендодатель обязуется своими силами и за свой счет осуществить государственную регистрацию настоящего договора, а также изменений и дополнений к нему в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В связи с вышеизложенным во исполнение п. 4.3 Договора АО "ВДНХ" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлениями о государственном кадастровом учете от 18.04.2018 N 77 - 0 - 1 - 71/3212/2018 - 378 и о государственной регистрации прав от 18.04.2018 N 77/002/235/2018 - 1415.
По результатам рассмотрения указанных заявлений органом регистрации прав принято уведомление о приостановлении государственной регистрации договора аренды от 27.04.2018 N 77/002/235/2018 - 1415 (77 - 0 - 1 - 71/3212/2018 - 378) на срок до 27.07.2018, согласно которому осуществить учетно-регистрационные действия невозможно в связи с тем, что передаваемая в аренду часть здания не является обособленной и изолированной.
Между АО "ВДНХ" и ООО "ЭсАрДжи -Консалтинг" заключен договор на выполнение кадастровых работ от 06.12.2017 N 46 - ГЗК/17 - 2211/17/12.
В рамках исполнения данного договора, в связи с образованием части здания по договору аренды от 12.02.2018 N 305/18/20 и его дальнейшей регистрации ООО "ЭсАрДжи - Консалтинг" был подготовлен технический план части здания, расположенного по адресу: пр-т Мира, дом 119, стр. 47, г. Москва.
ООО "ЭсАрДжи - Консалтинг" направлено в апелляционную комиссию при Управлении Росреестра по Москве заявление об обжаловании уведомления о приостановлении от 17.05.2018 N 0 - 222.
В связи с этим апелляционной комиссией принято решение от 28.05.2018 N 230/2018 об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.
Уведомлением от 27.07.2018 Управлением Росреестра по Москве заявителю было отказано в государственной регистрации договора аренды и государственного кадастрового учета в связи с неустранением заявителем причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, в установленный уведомлением о приостановлении срок.
Полагая, что решение Управления об отказе в государственной регистрации договора аренды от 12.02.2018 N 305/18/20 и государственного кадастрового учета является незаконным и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 51 Закона о государственной регистрации государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Закона о регистрации, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Из материалов дела следует, что государственная регистрация договора аренды по заявлению Общества в отношении части объекта по адресу: г. Москва, просп. Мира, дом 119, стр. 47 была приостановлена в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно, технический план изготовлен в нарушение Приказа от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования): помещения, указанные в техническом плане, не изолированы и (или) обособлены от других помещений в здании.
Согласно п. 2 Требований технический план помещения составляется в отношении помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких смежных изолированных и (или) обособленных помещений, которые в том числе могут располагаться на нескольких смежных этажах здания либо сооружения один над другим и имеют доступ друг к другу без использования иных помещений в таком здании либо сооружении), при этом такое помещение должно быть в соответствии с законодательством Российской Федерации изолировано и (или) обособленно от других помещений в здании или сооружении и иметь возможность впоследствии быть самостоятельным объектом гражданского оборота.
Пунктами 4 ч. 3 ст. 14 и ч. 5 ст. 44 Закона о регистрации предусмотрена необходимость государственного кадастрового учета части помещения, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, то есть одновременно с государственной регистрацией ограничения (обременения) части недвижимого имущества, необходимо внести сведения об этой части в кадастр недвижимости Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Пунктом 4 части 3 статьи 14 Закона о регистрации установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации.
Статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования; в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, при отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Индивидуализация недвижимого имущества как объекта сделки для целей государственной регистрации осуществляется органом регистрации прав в процессе кадастрового учета, в результате чего объект получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других недвижимых вещей (что является не только описанием таких объектов, но и подтверждением факта существования предмета сделки).
Согласно пункту 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" помещение - это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
В соответствии с п. 2.1.11. ГОСТ 27751-2014 помещение представляет собой пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями.
Соответственно отдельные конструктивные элементы здания, помещения (стены, перегородки, перекрытия, полы, проемы и т.д.) действующим законом не отнесены к объектам недвижимого имущества, вследствие чего такие объекты в силу Закона о недвижимости не подлежат и кадастровому учету.
Вещные (и иные) права на них также не подлежат и государственной регистрации, поскольку в силу пункта 4 части 3 статьи 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации.
Учитывая положения ч. 7 ст. 1 Закона о регистрации, п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", части недвижимого имущества - обособленные и/или изолированные помещения в зданиях, сооружениях - могут быть объектом аренды, если, как следует из ст. 607 ГК РФ, они являются индивидуально-определенными вещами.
Согласно позиции изложенной в письме Минэкономразвития от 05.04.2017 N ОГ-Д23- 3847, указано, что в случае, если установленное (устанавливаемое) ограничение (обременение) прав распространяется на часть здания, сооружения, помещения в целях определения пределов действия установленного (устанавливаемого) ограничения (обременения) прав заполняется раздел "Сведения о части (частях) объекта недвижимости" технического плана (п. 45 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования N953).
При этом в графической части технического плана специальными условными знаками обозначаются границы установленного (устанавливаемого) ограничения (обременения) прав (границы части объекта недвижимости).
Порядок кадастрового учета части объекта недвижимости определен Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" (далее - Порядок).
Пунктом 7 Порядка установлено, что в отношении каждого объекта недвижимого имущества в ЕГРН открывается раздел ЕГРН, состоящий из записей, содержащих:
- сведения о характеристиках объекта недвижимости, в том числе позволяющих определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также об ограничении права на данный объект, обременении данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости до вступления в силу Закона о регистрации (запись кадастра недвижимости);
- сведения о праве собственности и иных вещных правах на этот объект недвижимого имущества, в том числе сведения о его правообладателе, о подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации ограничениях прав, обременениях недвижимого имущества и сделках с этим объектом недвижимого имущества (записи реестра прав на недвижимость).
Из существа определения государственного кадастрового учета, введенного Законом о регистрации, следует, что в ЕГРН вносятся сведения, в том числе о помещении и его части, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно п. 8 Порядка сведениям о каждой части объекта недвижимости при внесении в кадастр недвижимости присваивается учетный номер, который состоит из кадастрового номера объекта недвижимости и через знак "/" порядкового номера такой части.
В случае снятия с учета части объекта недвижимости повторное использование порядкового номера не допускается.
В соответствии с п. 43 Порядка в ЕГРН вносятся следующие сведения о частях объекта: 1) учетный номер части объекта недвижимости; 2) дата внесения в ЕГРН сведений о части объекта недвижимости; 3) описание местоположения границы части объекта недвижимости в объеме сведений, предусмотренных межевым планом, техническим планом; 4)наименование основных характеристик части объекта недвижимости и ее величина с указанием погрешности вычисления; 5) содержание ограничения в использовании или ограничения права на объект недвижимости или обременения объекта недвижимости путем указания: 6) реестрового номера границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, если образование части объекта недвижимости связано с установлением таких зон или территорий; 7) номера регистрации ограничения права или обременения объекта недвижимости и дата его государственной регистрации, если ограничение подлежит государственной регистрации.
На основании п. 37 Порядка при описании местоположения помещения указывается описание местоположения помещения в пределах этажа (этажей) или в пределах здания или сооружения, или в пределах соответствующей части здания или сооружения в объеме сведений, предусмотренных техническим планом помещения, техническим планом здания, сооружения.
Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 2.1 Договора аренды, в аренду передается часть нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0018011:1285, расположенном по адресу: г. Москва, просп. Мира, д.119, стр.47, общей площадью 141,6 кв. м. При этом отсутствует какая-либо конкретизация и индивидуализация переедаемого в аренду имущества.
Однако в соответствии с представленными заявителем документами и техническим планом подлежащее передаче в аренду помещение состоит из двух частей, а именно, ч. 1 - в пределах 1 этажа (помещение I, часть комнаты 19, площадь 127,1 кв.м. и ч.2 - в пределах 2 этажа (помещение III, комната 1, площадь 14,5 кв.м.) общей площадью 141,6 кв. м.
Таким образом, переедаемая в аренду площадь, не является обособленным объектом, что является препятствием в проведении кадастрового учета и государственной регистрации прав в соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации.
Су четом изложенного, решение регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации договора аренды до 27.07.2018 и отказ в регистрации договора аренды в отношении спорного объекта недвижимого имущества (нежилого помещения), расположенного по адресу: г. Москва, проспект Мира, д. 119, стр. 47 являются законными и обоснованными.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как основанные на неверном толковании норм права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2019 по делу N А40-237990/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.