Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 7 августа 2019 г. N Ф09-3570/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А60-60568/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Гладких Е.О., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Аква-Ресурс" (ИНН 6679093302, ОГРН 1169658058646): Алферова А.О. по доверенности от 09.01.2019, Алексеев А.Н. по доверенности от 23.01.2019;
от заинтересованного лица Администрации городского округа Первоуральск (ИНН 6625004730, ОГРН 1036601476922): Жукова Л.А. по доверенности от 16.11.2018;
от третьего лица Первоуральское муниципальное унитарное предприятие "Водоканал": представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Аква-Ресурс"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 января 2019 года по делу N А60-60568/2018,
принятое судьей Водолазской С.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аква-Ресурс"
к Администрации городского округа Первоуральск
третье лицо: Первоуральское муниципальное унитарное предприятие "Водоканал"
о признании незаконным бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аква-Ресурс" (далее ООО "Аква-Ресурс") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Первоуральск, выразившегося в непринятии решения по заявлению общества о снятии с него статуса гарантирующего поставщика.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Аква-Ресурс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В апелляционной жалобе ссылается на то, что ООО "Аква-Ресурс" утратило статус гарантирующего поставщика, так как решением Первоуральского городского суда по делу N 2-1411/2018 от 03.08.2018 канализационные и водопроводные сети были признаны бесхозяйными, в связи с чем юридические основания для эксплуатации сетей обществом прекратились, отмечает, что доказательств наличия водопроводной и канализационной сети, находящейся в ведении общества, в материалы дела не представлено; в результате оспариваемого бездействия общество несет убытки по содержанию бесхозяйных сетей. Присутствовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали данные доводы.
Администрация городского округа Первоуральск с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласна по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
Третьим лицом Первоуральским муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Аква-Ресурс" являлось арендатором канализационной сети и водопроводной сети, через которые осуществляется водоснабжение поселка Новоуткинск и поселка Прогресс, на основании договора аренды 01.09.2016, заключенного Алексеевой Н.В.
Постановлением Администрации городского округа Первоуральск N 116 от 22.01.2016 (в редакции постановления N 1004 от 15.05.2017) ООО "Аква-Ресурс" наделено статусом гарантирующего поставщика в сфере централизованного холодного водоснабжения и водоотведения городского округа Первоуральск. Зона деятельности гарантирующей организации ООО "Аква-Ресурс" определена в поселке Новоуткинск и поселке Прогресс городского округа Первоуральск.
Решением Первоуральского городского суда по делу N 2-1411/2018 от 03.08.2018 установлено отсутствие права собственности Алексеевой II.В. на канализационную сеть (назначение: коммунально-бытовое, протяженность 5513 метров, КН/УН: 66:58:0000000:1962, по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, п. Новоуткинск и водопроводную сеть (назначение: коммунально-бытовое, протяженность 4478 метров, КН/УН: 66:58:0000000:1961, по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, п.Новоуткинск), через которые осуществляется водоснабжение поселка Новоуткинск и поселка Прогресс.
В связи с указанными обстоятельствами договор аренды, заключенный между ООО "Аква-Ресурс" и Алексеевой П.В., был расторгнут сторонами.
ООО "Аква-Ресурс", указывая, что не владеет на каком-либо праве сетями водоснабжения и водоотведения, к которым подключено наибольшее количество абонентов сетей централизованной системы водоснабжения в поселке Новоуткинск и поселке Прогресс; лишено возможности осуществлять холодное водоснабжение и эксплуатацию сетей; не соответствует критериям, определенными законом в качестве обязательных признаков для наделения статусом гарантирующей организации, обратилось в Администрацию городского округа Первоуральск с заявлением о снятии с ООО "Аква-Ресурс" статуса гарантирующего поставщика с 15.10.2018.
Непринятие Администрацией городского округа Первоуральск решения по заявлению ООО "Аква-Ресурс" о снятии с него статуса гарантирующего поставщика послужило основанием для обращения в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия Администрации городского округа Первоуральск не имеется.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) определены следующие понятия:
гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;
нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц;
централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;
централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 416-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4 ст. 8 Федерального закона N 416-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
ООО "Аква-Ресурс" являлось исполнителем коммунальной услуги холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей, проживающих в многоквартирных домах поселков Новоуткинск и Прогресс.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11.12.2017 N 161-ПК были утверждены на 2018 год тарифы на полный комплекс услуг водоснабжения питьевой водой и водоотведения.
Как указано судом выше, ООО "Аква-Ресурс" являлось арендатором канализационной сети и водопроводной сети, через которые осуществляется водоснабжение поселка Новоуткинск и поселка Прогресс, на основании договора аренды 01.09.2016, заключенного Алексеевой Н.В.
Решением Первоуральского городского суда по делу N 2-1411/2018 от 03.08.2018 установлено отсутствие права собственности Алексеевой II.В. на канализационную сеть (назначение: коммунально-бытовое, протяженность 5513 метров, КН/УН: 66:58:0000000:1962, по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, п. Новоуткинск и водопроводную сеть (назначение: коммунально-бытовое, протяженность 4478 метров, КН/УН: 66:58:0000000:1961, по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, п.Новоуткинск), через которые осуществляется водоснабжение поселка Новоуткинск и поселка Прогресс. Данным решением суда установлено, что спорные сети являются бесхозяйными.
Между тем из материалов дела, в том числе из Схемы водоснабжения и водоотведения городского округа Первоуральск, следует, что ООО "Аква-Ресурс" эксплуатирует также иные объекты водоснабжения (сооружения-скважины) на территории поселков Новоуткинск и Прогресс городского округа Первоуральск. Бесхозяйные сети присоединены к объектам водоснабжения, владельцем которых является ООО "Аква-Ресурс". Других организаций, являющихся поставщиками водоснабжения, собственниками либо иными владельцами объектов водоснабжения, на указанной территории нет.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ООО "Аква-Ресурс" о том, что бесхозяйные объекты водоснабжения и водоотведения находятся в границе эксплуатационной ответственности ПМУП "Водоканал", как лица, наделенного статусом гарантирующей организации в отношении бесхозяйных систем водоснабжения и водоотведения.
Действительно, в п. 2 Постановления Администрации городского округа Первоуральск N 116 от 22.01.2016 указано, что бесхозяйные системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа Первоуральск являются зоной деятельности гарантирующей организации ПМУП "Водоканал". Вместе с тем зона деятельности гарантирующей организации ПМУП "Водоканал" определена в п. 2 данного Постановления как территория централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения города Первоуральск, поселков Магнитка, совхоза Первоуральский, Талица, Сантехизделий (кроме сети холодного водоснабжения домов NN 13, 15, 16, 17, 18, 19, 22, 22А, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32 по улице Сантехизделий), Билимбай, Битимка, Доломитовый, Крылосово, турбазы Хрустальная, села Новоалексеевское городского округа Первоуральск.
Территория централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения поселков Новоуткинск и Прогресс городского округа Первоуральск не является зоной деятельности гарантирующей организации ПМУП "Водоканал". ПМУП "Водоканал" не имеет объектов холодного водоснабжения и водоотведения на территории поселков Новоуткинск и Прогресс.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что наружные сети водоснабжения и водоотведения, которые приобрели статус бесхозяйных, присоединены к объектам водоснабжения и водоотведения ООО "Аква-Ресурс", при этом объекты водоснабжения ООО "Аква-Ресурс" и водопроводные/канализационные сети, которые приобрели статус бесхозяйных, являются единой централизованной системой водоснабжения и водоотведения на территории поселков Новоуткинск и Прогресс, а также с учетом отсутствия альтернативных источников водоснабжения, что подтверждаются представленной в материалы дела Схемой водоснабжения и водоотведения городского округа Первоуральск на период 2017-2027 гг. (Актуализированная редакция), утвержденной Постановлением Администрации городского округа Первоуральск N 740 от 16.04.2018, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно поддержал позицию Администрации городского округа Первоуральск о том, что оснований для снятия с ООО "Аква-Ресурс" статуса гарантирующей организации в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения городского округа Первоуральск, зоной деятельности которой определена территория поселков Новоуткинск, Прогресс городского округа Первоуральск, не имеется.
Ссылки ООО "Аква-Ресурс" на то, что в результате оспариваемого бездействия общество несет убытки по содержанию бесхозяйных сетей, судом отклоняются, поскольку на основании ч. 6 ст. 8 Федерального закона N 416-ФЗ расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "Аква-Ресурс" требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
ООО "Аква-Ресурс" в суд апелляционной инстанции представлено платежное поручение от 31.01.2019 N 21, подтверждающее уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей. Однако при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов, о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, незаконными государственная пошлина составляет 1500 рублей (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с чем заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 января 2019 года по делу N А60-60568/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аква-Ресурс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Аква-Ресурс" (ИНН6679093302, ОГРН 1169658058646) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей по платежному поручению от 31.01.2019 N 21.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.