город Ростов-на-Дону |
|
18 апреля 2019 г. |
дело N А32-35761/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей М.В. Ильиной, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ПАО "Кубаньэнерго": Мкртчян А.А., по доверенности от 20.11.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ПАО "Кубаньэнерго")
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2019 по делу N А32-35761/2018, принятое судьей Меньшиковой О.И.
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ПАО "Кубаньэнерго")
к департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края
о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (далее - ПАО "Кубаньэнерго") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными и отмене постановлений от 21.08.2018 N N 43-Ю-486к, 43-Ю-487к, 43-Ю-488к, 43-Ю-491к, 43-Ю-492к, 43-Ю-493к, 43-Ю-494к, 43-Ю-495к о привлечении ПАО "Кубаньэнерго" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей по каждому постановлению.
Решением от 28.01.2019 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Кубаньэнерго" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что законодательством не предусмотрено обязанности по наличию у застройщика членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства при осуществлении застройщиком своих функции, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности. Деятельность застройщика по самостоятельному осуществлению строительного контроля не является деятельностью по строительству объектов капитального строительства.
В судебное заседание не явились представители департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие департамента.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края.
Представитель ПАО "Кубаньэнерго" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом представленных дополнительных пояснений, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 40 мин. 11.04.2019. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ПАО "Кубаньэнерго" в рамках заключенного с ФКУ "Ространсмодернизация" соглашения о компенсации затрат от 21.08.2015 N 407/30-777/РТМ-77/15 осуществляет мероприятия по переустройству объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности ПАО "Кубаньэнерго", необходимость переустройства которых возникла в связи с реализацией ФКУ "Ространсмодернизация" проекта "Создание сухогрузного района морского порта "Тамань".
Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края в результате мероприятий по государственному строительному надзору (внеплановых выездных проверок, поведенных на основании приказов от 26 июня 2018 N 43-919, N 43-910, N 43-930, N 43-931, N 43-917, N 43-913, N 43-918, N 43-912) при строительстве объектов капитального строительства выявлено, что ПАО "Кубаньэнерго" осуществляет строительство объектов капитального строительства с нарушениями норм градостроительного законодательства Российской Федерации, поскольку фактически застройщик объекта капитального строительства ПАО "Кубаньэнерго" осуществляет функции технического заказчика самостоятельно, при этом не является членом саморегулируемой организации в области строительства.
Строительный надзор был проведен департаментом на следующих объектах капитального строительства:
- "Создание сухогрузного района морского порта Тамань. Железнодорожные пути, развитие существующей железнодорожной инфраструктуры общего пользования в направлении сухогрузного района морского порта Тамань. Переустройство ВЛ филиала ПАО "Кубаньэнерго" Славянские электрические сети. Переустройство ВЛ 10 кВ ф В -1 в пролетах опор 21-27, 6/5-6.9, 1/4-1/17, 1/23-3/11, 3/58-3/65";
- "Создание сухогрузного района морского порта Тамань. Железнодорожные пути, развитие существующей железнодорожной инфраструктуры общего пользования в направлении сухогрузного района морского порта Тамань. Переустройство ВЛ филиала ПАО "Кубаньэнерго" Славянские электрические сети. Переустройство ВЛ 10 кВ ф ЧМ-9 в пролетах опор 1/16-1/26";
- "Создание сухогрузного района морского порта Тамань. Железнодорожные пути, развитие существующей железнодорожной инфраструктуры общего пользования в направлении сухогрузного района морского порта Тамань. Переустройство ВЛ филиала ПАО "Кубаньэнерго" Славянские электрические сети. Переустройство ВЛ 10 кВ ф ТМ-5 в пролетах опор 8/16-8/24";
- "Создание сухогрузного района морского порта Тамань. Железнодорожные пути, развитие существующей железнодорожной инфраструктуры общего пользования в направлении сухогрузного района морского порта Тамань. Переустройство ВЛ филиала ПАО "Кубаньэнерго" Славянские электрические сети. Переустройство ВЛ 110 кВ "Вышестиблиевская-Волна 1 цепь" в пролетах опор 287-292-, 320-329";
- "Создание сухогрузного района морского порта Тамань. Железнодорожные пути, развитие существующей железнодорожной инфраструктуры общего пользования в направлении сухогрузного района морского порта Тамань. Переустройство ВЛ филиала ПАО "Кубаньэнерго" Славянские электрические сети. Переустройство ВЛ 35 кВ "Вышестиблиевская-Ахтанизовская с опт. на ПС "Фанагория" в пролетах опор 66/59"
"Создание сухогрузного района морского порта Тамань. Железнодорожные пути, развитие существующей железнодорожной инфраструктуры общего пользования в направлении сухогрузного района морского порта Тамань. Переустройство ВЛ филиала ПАО "Кубаньэнерго" Славянские электрические сети. Переустройство ВЛ 10 кВ ф ТМ -1 в пролетах опор1/25-1/31,27-30";
- "Создание сухогрузного района морского порта Тамань. Железнодорожные пути, развитие существующей железнодорожной инфраструктуры общего пользования в направлении сухогрузного района морского порта Тамань. Переустройство ВЛ филиала ПАО "Кубаньэнерго" Славянские электрические сети. Переустройство ВЛ 110 кВ "Вышестиблиевская-Фанагорийская" в пролетах опор 35-41";
- "Создание сухогрузного района морского порта Тамань. Железнодорожные пути, развитие существующей железнодорожной инфраструктуры общего пользования в направлении сухогрузного района морского порта Тамань. Переустройство ВЛ филиала ПАО "Кубаньэнерго" Славянские электрические сети. Совместный подвес ВЛ 35 кВ "Мирная-Тамань" и ВЛ 35кВ "Тамань -Черноморская" в пролетах опор 13/134-15а/133".
Выявленные нарушения зафиксированы в Актах проверок от 18.07.2018 N N 43-195-Ю-140-АИ, 43-194-Ю-139-АИ, 43-193-Ю-138-АИ, 43-190-Ю-135-АИ, 43-189-Ю-134-АИ, 43-188-Ю-133-АИ, 43-187-Ю-132-АИ и 43-186-Ю-131-АИ.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края в отношении ПАО "Кубаньэнерго" составлены протоколы об административном правонарушении от 18.07.2018 N 43-195-Ю-41-АИ, N 43-194-Ю-40-АИ, N 43-193-Ю-39-АИ, N 43-190-Ю-36-АИ, N 43-189-Ю-35-АИ, N 43-188-Ю-34-АИ, N43-187-Ю-33-АИ и N 43-186-Ю-32-АИ по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ.
Протоколы составлены с участием представителей общества.
По результатам рассмотрения материалов дел об административном правонарушении заместителем руководителя департамента вынесены постановления от 21.08.2018 N N 43-Ю-486к, 43-Ю-487к, 43-Ю-488к, 43-Ю-491к, 43-Ю-492к, 43-Ю-493к, 43-Ю-494к, 43-Ю-495к о привлечении ПАО "Кубаньэнерго" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей по каждому постановлению.
Считая незаконными постановления о привлечении к административной ответственности, общество оспорило их в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если для выполнения таких работ членство в такой саморегулируемой организации является обязательным, -
влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации к предмету государственного строительного надзора отнесена проверка выполнения требований частей 2 и 3, 3.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, которыми определены требования об обязательности членства отдельных категорий индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Согласно пункта 16 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.
Пунктом 22 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации определено, что технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика осуществлять функции технического заказчика, а именно: заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности.
Пунктом 22 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации также установлено, что функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Исключение из общего правила обязательности членства в саморегулируемой организации, предусмотренное частью 2.1 статьей 52 Кодекса, распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих строительный контроль за выполнением работ по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, размер обязательств по которым не превышает трех миллионов рублей.
В части 2 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации также указано, что застройщик имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что такое лицо является членом соответствующей саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного п. 5 ч. 2.2 ст. 52 настоящего Кодекса.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколами об административном правонарушении, подтверждается наличие в действиях ПАО "Кубаньэнерго" объективной стороны правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ, поскольку общество осуществляет строительство (осуществляет функции технического заказчика) при отсутствии членства в саморегулируемой организации в области строительства.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В нарушение ст. 65 АПК РФ обществом не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению выявленных нарушений обязательных требований при строительстве объектов.
Таким образом, материалами дела подтверждается виновное совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что законодательством не предусмотрено обязанности по наличию у застройщика членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства при осуществлении застройщиком своих функции, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности; деятельность застройщика по самостоятельному осуществлению строительного контроля не является деятельностью по строительству объектов капитального строительства.
При проведении проверки было установлено, что ПАО "Кубаньэнерго" договор об осуществлении функций технического заказчика с лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, не предоставлен, что свидетельствует о самостоятельном ведении строительного контроля застройщиком.
Обществом также не оспаривается самостоятельное ведение строительного контроля.
Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 32 раздела III "Перечня видов работ по инженерным изысканиям, о подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, установлено, что работы по осуществлению строительного контроля относятся к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Указанным Перечнем N 624 установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет.
С учетом изложенного судом отклоняются доводы общества о том, что Перечень относит работы по самостоятельному осуществлению застройщиком строительного контроля к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства исключительно при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии.
Приведенные положения законодательства свидетельствуют о том, что деятельность по осуществлению строительного контроля является деятельностью по строительству объектов капитального строительства, которую может осуществлять только лицо, являющееся членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Указанный вывод также соответствует разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (письмо от 08 февраля 2017 г. N 3762-АЕ/02), согласно которым при осуществлении застройщиком самостоятельно функций технического заказчика, перечисленных в пункте 22 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, застройщику требуется членство в саморегулируемой организации соответствующего вида.
При таких обстоятельствах, Департамнетом сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ПАО "Кубаньэнерго" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ.
Постановления о привлечении к административной ответственности 21.08.2018 N N 43-Ю-486к, 43-Ю-487к, 43-Ю-488к, 43-Ю-491к, 43-Ю-492к, 43-Ю-493к, 43-Ю-494к, 43-Ю-495к являются законным.
Предусмотренные ст. 211 АПК РФ основания для удовлетворения заявления ПАО "Кубаньэнерго" отсутствуют.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений - жизнь и здоровье людей, а также пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности (общество не признает наличие вины в совершении вменяемого правонарушения).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм градостроительного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявления общества.
Таким образом, решение суда от 28.01.2019 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28 января 2019 года по делу N А32-35761/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.