Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 августа 2019 г. N Ф08-6269/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
18 апреля 2019 г. |
дело N А32-4808/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Новороссийской таможни: Панченко В.В., по доверенности от 15.01.2019 N 04-31/024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Халабурдиной Татьяны Анатольевны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2019 по делу N А32-4808/2018,
принятое судьей Меньшиковой О.И.
по заявлению индивидуального предпринимателя Халабурдиной Татьяны Анатольевны
к Новороссийской таможне
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Халабурдина Татьяна Анатольевна (далее - предприниматель Халабурдина Т.А.) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне о признании незаконными и отмене решений Новороссийской таможни от 11.07.2017 о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по ДТ N 10317100/150416/0005212, N 10317100/150416/0005213, об обязании Новороссийскую таможню устранить допущенные нарушения путем возврата на расчетный счет предпринимателя Халабурдиной Т.А. излишне взысканных таможенных платежей в размере 110 245,21 рублей, в том числе по ДТ N 10317100/150416/0005212 в размере 59 367,09 рублей, по ДТ N 10317100/150416/0005213 в размере 50 878,12 рублей, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 307 рублей (с учетом уточнения заявления в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
Решением от 24.01.2019 суд отказал в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель Халабурдина Т.А. обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что полученный от перевозчика договор N 15/06/15 не имеет отношения к спорной перевозке; декларант оплатил за перевозку товара именно ту сумму, которая была указана при декларировании таможенной стоимости товара; суду декларантом были представлены пояснения, согласно которым оплата по счету за организацию морской перевозки N 299 от 04.04.2016 в размере 269235,41 рублей поступила на счет ООО "Армата", а так же подтверждающие документы (платежные поручения от 08.04.2016 N 424, от 10.06.2016 N 610, письмо ООО "Армата" исх. от 26.11.2018 б/н); таможней не обосновано применение шестого (резервного) метода, не подтверждено отсутствие ценовой информации по ввозу аналогичного (однородного) товара.
В судебное заседание не явились представители предпринимателя Халабурдиной Т.А., извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие предпринимателя Халабурдиной Т.А.
Представитель Новороссийской таможни в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя таможни, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 20.06.2014 между ИП Халабурдиной Т.А. и компанией "Bedisa Insaat Madencilik Sanayi Ve Ticaret A.S." (Турция) заключен контракт N Bedisa A.S.-ТА/2014 (далее - Контракт).
Во исполнение контракта ИП Халабурдиной Т.А. из Турции на территорию Евразийского экономического союза в Российскую Федерацию на условиях поставки FСА-Аксарай ввезены и задекларированы gj ДТ N N 10317100/150416/0005212, 10317100/150416/0005213 товары "стальные панельные отопительные радиаторы с возможностью присоединения к системе отопления с бокового подключения (тип 11С, 22С, 33С)..., производитель - компания "Bedisa Insaat Madencilik Sanayi Ve Ticaret A.S." (Турция) (далее - товары).
При таможенном декларировании таможенная стоимость товаров определена и заявлена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товара по ДТ N 10317100/150416/0005213 декларант представил в таможенный орган следующие документы: Контракт N Bedisa A.S.-ТА/2014 с дополнительными соглашениями, судовой коносамент N ZIMUIST1641887, счет-фактуру на оплату услуг по перевозке (транспортировке) погрузке перегрузке/разгрузке товаров от 04.04.2016 N 299, платежное поручение от 25.03.2016 N 16, от 20.11.2015 N 86, инвойс от 28.03.2016 N 407716, договор по перевозке N АА-2/2015 от 01.07.2015, товарные чеки N 30444 от 19.07.15, N 10410 от 26.03.2015, N 29452 от 14.07.15, упаковочный лист к инвойсу N 407716 б/н от 28.03.2016, отчет о принятии товаров на хранение от 05.04.2016 N 0005463, разрешение на использование товарного знака от 14.04.2016, приходный ордер N 146, экспортную декларацию N16343100ЕХ064754, прайс-лист, справку из статистики.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товара по ДТ N 10317100/150416/0005212 декларант представил в таможенный орган документы: Контракт N Bedisa А^.-ТА/2014 с дополнительными соглашениями, судовой коносамент N ZIMUIST1641887, инвойс от 25.03.2016 N 407715, упаковочный лист к инвойсу N 407715 б/н от 25.03.2016, платежные поручения от 20.11.2015 N 86, от 23.03.2015 N 14, счет-фактура на оплату услуг по перевозке (транспортировке) погрузке перегрузке/разгрузке товаров от 04.04.2016 N 299, договор по перевозке N АА-2/2015 от 01.07.2015, пояснения, товарные чеки N30444 от 19.07.15, N 10410 от 26.03.2015, N 29452 от 14.07.15, отчет о принятии товаров на хранение от 05.04.2016 N 0005463, разрешение на использование товарного знака от 14.04.2016, приходный ордер N 146, экспортная декларация N16343100ЕХ064754, прайс-лист, справка из статистики.
В ходе контроля таможенной стоимости до выпуска товаров таможенным органом обнаружены признаки недостоверности и недостаточной подтвержденности сведений о таможенной стоимости товара.
Новороссийской таможней 15.04.2016 приняты решения о проведении дополнительной проверки по ДТ N 10317110/150416/0005212, N 10317110/150416/0005213, в соответствии с которыми декларанту в срок до 10.06.2016 было предложено представить: декларацию страны экспорта с переводом, заверенным в установленном порядке; прайс-лист в виде договора публичной оферты либо коммерческое предложение производителя с заверенным переводом на русский язык; ); бухгалтерские документы об оприходовании товаров в рамках контракта (карточки счетов бухгалтерского учета, в части отражения операций с ввезенными товарами с момента приходования до момента реализации: счета 10, 15, 41, 44, 52, 60, 62 и пр.), ведомость банковского контроля на текущую дату, выписки по лицевым счетам, платежные поручения, заявления на перевод, пояснения по сумме предоплаты; счета-проформы, на основании которых произведена предоплата; оферты, заказы, прайс-листы, продавцов идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида (если имеются), имеющаяся в распоряжении декларанта информация о стоимости однородных товаров; иные документы, позволяющие установить причины отклонения стоимости ввезенных товаров от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа; качественные характеристики товара; документы и сведения о физических характеристиках, качестве, репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Таможенного союза; лицензионный договор, счета-фактуры, банковские платежные документы, бухгалтерские документы и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности; документы по согласованию тарифов за оказание услуг по доставке, банковские платежные документы по оплате счета 3299 от 04.04.2016.
Декларантом по результатам дополнительной проверки таможенному органу не представлены в полном объеме дополнительные документы и сведения, в связи с чем Новороссийской таможней по результатам проверки 15.07.2016 приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10317100/150416/0005213, N 10317100/150416/0005212.
05.10.2016 по ДТ N 10317100/150416/0005212 и 12.10.2016 по ДТ N 10317100/150416/0005213, должностными лицами Новороссийской таможни определена и принята таможенная стоимость товаров.
Решением ЮТУ от 10.02.2017 N 13.2-15/20 жалоба ИП Халабурдиной Т.А. удовлетворена, решения Новороссийской таможни от 15.07.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ NN 10317100/150416/0005212, 10317100/150416/0005213, действия должностных лиц Новороссийской таможни, выразившиеся в определении и принятии таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ NN 10317100/150416/0005212, 10317100/150416/0005213, формализованные в виде записей "ТС принята" в графе "Для отметок таможенных органов" ДТС-2 от 12.10.2016 и от 05.10.2016, признаны неправомерными и отменены.
Вместе с тем, принимая решения, ЮТУ установило документальное не подтверждение транспортной составляющей по ДТ N N 10317100/150416/0005212, 10317100/150416/0005213.
Во исполнение поручения вышестоящего таможенного органа Новороссийской таможней в соответствии с положениями статьи 99 ТК ТС, Приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 "Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств" (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.11.2009 N 15262) проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, задекларированных в ДТ NN 10317100/150416/0005212, 10317100/150416/0005213, результаты которой отражены в Акте проверки от 11.07.2017 N10317000/211/110717/А0045.
С учетом выводов, отраженных в Акте проверки от 11.07.2017 N 10317000/211/110717/А0045, Новороссийской таможней 11.07.2017 вынесены решения о корректировке таможенной стоимости товаров и от 17.08.2017 о принятии таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ N N 10317100/150416/0005212, 10317100/150416/0005213, формализованные в ДТС-2 в графе "Для отметок таможенного органа" в виде проставления записей "ТС принята".
В результате окончательной корректировки таможенной стоимости общая сумма таможенных платежей, взысканных с ИП Халабурдиной Т.А., составила:
59 367,09 рублей по ДТ N 10317100/150416/0005212 и 50 878,12 рублей - по ДТ N 10317100/150416/0005213.
Считая незаконными действия таможни по корректировке таможенной стоимости и взысканию таможенных платежей, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу част 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
На основании пункта 1 статьи 129 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 года N 311-ФЗ (далее - Закон N 311-ФЗ) возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Частью 1 статьи 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.
Порядок определения и контроля таможенной стоимости ввезенных товаров предусмотрен ТК ТС, Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) и Решением Комиссии Таможенного Союза N 376 от 20.09.2010 г. "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости" (далее - Порядок N 376).
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 75 ТК ТС являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (в РФ - исходя из таможенной стоимости товаров).
Согласно части 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС, пунктом 3 статьи 2 Соглашения таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Как указано в пункте 1 статьи 10 Соглашения, в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения от 25.01.2008. Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с названной статьей, являются теми же, что и предусмотренные в статьях 4, 6 - 9 Соглашения от 25.01.2008, однако при определении таможенной стоимости в соответствии с названной статьей допускается гибкость при их применении.
Согласно пункту 2 статьи 10 Соглашения методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии со статьей 10 Соглашения, являются теми же, что и предусмотренные в статьях 4, 6-9 Соглашения.
В соответствии со статьей 3 Соглашения под "однородными товарами" понимаются товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких, же материалов, что позволяет им: выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с; ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Однородные товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда не выявлены однородные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования.
В силу взаимосвязанных положений пункта 3 статьи 2 Соглашения и пункта 4 статьи 65 Кодекса таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно п. 1 ст. 5 Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются, в частности, расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза; расходы на страхование в связи с операциями, указанными в подпунктах 4 и 5 настоящего пункта;
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в соответствии со статьей 66 ТК ТС, пунктом 4 Порядка контроля таможенной стоимости в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
В силу пункта 1 статьи 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза.
Пунктом 3 статьи 111 ТК ТС установлено, что при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.
Согласно пункту 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом.
Полный перечень таких документов указан в статье 183 Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 69 ТК ТС для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса.
Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Положениями таможенного законодательства необходимость представления дополнительных документов обусловлена наличием признаков недостоверности заявленных сведений либо документальной неподтвержденностью таможенной стоимости.
Как указано в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости ввозимых товаров, которое реализуется при проведении таможенного контроля.
Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
При сохранении сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам дополнительной проверки, по смыслу пункта 4 статьи 69 Кодекса, решение о корректировке таможенной стоимости может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение выявленных признаков недостоверности (пункт 10 Постановления N 18).
Рассматривая споры о правомерности корректировки таможенной стоимости, произведенной в рамках таможенного контроля до выпуска товаров, судам следует учитывать, что исходя из взаимосвязанных положений статей 65 - 69 Кодекса решение о корректировке принимается таможенным органом в соответствии с тем объемом документов и сведений, которые были им собраны и раскрыты декларантом на данной стадии.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что основанием для проведения дополнительной проверки послужило наличие признаков, указывающих на недостоверность либо документальную неподтвержденность заявленных сведений, в том числе сведений о транспортной составляющей таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10317110/150416/0005212, N 10317110/150416/0005213.
Согласно пояснениям заявителя относительно таможенной стоимости товара, поступившим в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, таможенная стоимость товара по ДТ N 10317110/150416/0005212 составляет 1 618 169,31 рублей, в том числе: 1 483 551,61 рубль (22 310,59 долл. США) - стоимость товара, 134 617,70 рублей - транспортные расходы; по ДТ N 10317110/150416/0005213 - 1 656 878,95 рублей, в том числе: 1 522 261,24 рубль (22 892,73 долл. США) - стоимость товара, 134 617,71 рублей - транспортные расходы.
Поставка товаров, задекларированных в ДТ N N 10317100/150416/0005212, 10317100/150416/0005213, осуществлялась на условиях FСА-Аксарай (Инкотермс 2010).
Исходя из международных правил толкования торговых терминов "Инкотермс 2010" термин FСА "Fгее Сarrier"/ "Франко перевозчик" означает, что продавец в обусловленном месте передает товар для вывоза указанному покупателем перевозчику; у продавца нет обязанности заключать договор перевозки; однако по просьбе покупателя продавец вправе заключить договор перевозки на обычных условиях за счет и на риск покупателя.
При декларировании товаров по рассматриваемым ДТ в графе 17 формы ДТС-1 "Расходы по перевозке (транспортировке) товаров до места прибытия на единую таможенную территорию ТС" (Новороссийск) декларантом заявлены расходы на транспортировку товара по иностранной территории до места прибытия товара - Новороссийск (Россия).
Согласно пояснениям заявителя, транспортные расходы по ДТ определены в счете на оплату N 299 от 04.04.2016 и составляют:
* по контейнеру ZCSU8771560 (ДТ N 10317110/150416/0005212) - 134 617,70 рублей;
* по контейнеру ZCSU8768438 (ДТ N 10317110/150416/0005213) - 134 617,71 рублей. Таким образом, общая сумма счета N 299 от 04.04.2016 составляет 269235,41 рублей.
В качестве основания платежа в счете N 299 от 04.04.2016 указан Договор NАА-2/2015 от 01.07.2015.
В ходе декларирования товаров декларантом представлен указанный договор перевозки от 01.07.2015 N АА-2/2015, содержащий условия о взаиморасчетах сторон при выполнении Агентом (ООО "Армата") поручений Принципала (ИП Халабурдиной Т.А.) по организации перевозок и транспортно-экспедиционного обслуживания грузов.
Согласно п. 3.5 указанного договора, поручение принципала и отчет агента являются неотъемлемой частью договора.
В соответствии с решениями от 15.04.2016 о проведении дополнительной проверки по ДТ N 10317110/150416/0005212, N 10317110/150416/0005213 декларанту в срок до 10.06.2016 предлагалось представить, в том числе, документы в подтверждение транспортной составляющей в структуре таможенной стоимости: документы по согласованию тарифов за оказание услуг по доставке, банковские платежные документы по оплате счета 299 от 04.04.2016.
В ходе декларирования и в ответ на решение о проведении дополнительной проверки, указанные в пункте 3.5 Договора N АА-2/2015 документы, предпринимателем не представлены.
В связи с непоступлением необходимых документов от декларанта, в ходе таможенного контроля после выпуска товаров Новороссийской таможней у перевозчика - ООО "Армата" письмом от 07.04.2017 N 14-29/12182 запрошена информация о стоимости доставки товаров.
В ответ на запрос таможенного органа ООО "Армата" представлен Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание от 18.06.2015 N 15/06/15 (далее - Договор N 15/06/15), заключенный с ИП Халабурдиной Т.А. (Заказчик) на организацию перевозок и транспортно-экспедиционного обслуживания грузов Заказчика.
Согласно пункту 4.1 Договора N 15/06/15 оплата стоимости работ и услуг осуществляется по ставкам, согласованным в Приложениях к договору, действующим на момент выполнения работ (оказания услуг) и являющихся неотъемлемой их частью.
При этом ООО "Армата" Приложения к Договору N 15/06/15 о согласовании ставок работ (услуг) на запрос таможенного органа также не представлены.
Таким образом, таможней было установлено, что в рамках поставки товаров, задекларированных в рассматриваемых ДТ, взаимоотношения Заказчика (ИП Халабурдиной Т.А.) и Перевозчика (ООО "Армата") по организации перевозок и транспортно-экспедиционного обслуживания грузов регулировались двумя договорами.
В ходе декларирования товаров ИП Халабурдиной Т.А. не представлен Договор N 15/06/15, а также приложения к Договорам N АА-2/2015 и N 15/06/15 о согласовании ставок стоимости работ и услуг, выполняемых Перевозчиком - ООО "Армата".
В ходе анализа условий Договоров N 15/06/15 и N АА-2/2015 установлена тождественность предметов - организация перевозок и транспортно-экспедиционного обслуживания грузов, установлено, что договоры не содержат взаимных отсылочных (либо взаимоисключающих) положений о расчетах, и каждый в отдельности предусматривают условия 100 % оплаты аванса заказчиком на расчетный счет перевозчика.
Таким образом, таможней выявлено несоответствие сведений, касающихся доставки товаров, отсутствовали документы по согласованию тарифов и ставок международной перевозки товаров, а также документы, подтверждающие оплату транспортных расходов и включение данных расходов в структуру таможенной стоимости.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание доводы жалобы о том, что полученный от перевозчика договор N 15/06/15 не имеет отношения к спорной перевозке и декларант оплатил за перевозку товара именно ту сумму, которая была указана при декларировании таможенной стоимости товара.
Предприниматель также указывает, что суду декларантом были представлены пояснения, согласно которым оплата по счету за организацию морской перевозки N 299 от 04.04.2016 в размере 269235,41 рублей поступила на счет ООО "Армата", а так же подтверждающие документы (платежные поручения от 08.04.2016 N 424, от 10.06.2016 N 610, письмо ООО "Армата" исх. от 26.11.2018 б/н).
Указанные документы в ответ на решение о проведении дополнительной проверки не представлены, а пояснения декларанта и документы, подтверждающие оплату счета N 299 от 04.04.2016, представленные в суд, в таможенный орган не представлялись.
Как указано в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", рассматривая споры о правомерности корректировки таможенной стоимости, произведенной в рамках таможенного контроля до выпуска товаров, судам следует учитывать, что исходя из взаимосвязанных положений статей 65 - 69 ТК ТС решение о корректировке принимается таможенным органом в соответствии с тем объемом документов и сведений, которые были им собраны и раскрыты декларантом на данной стадии.
Заявитель не обосновал невозможность представления пояснений и документов таможне в период после принятия решения о проведении проверки 15.04.2016 и с учетом решения ЮТУ от 10.02.2017.
В соответствии с решениями от 15.04.2016 о проведении дополнительной проверки по ДТ N N 10317100/150416/0005212, 10317100/150416/0005213, декларанту предлагалось представить, в том числе, документы в подтверждение транспортной составляющей в структуре таможенной стоимости: документы по согласованию тарифов за оказание услуг по доставке, банковские платежные документы по оплате счета N 299 от 04.04.2016.
В ходе декларирования и в ответ на решение о проведении дополнительной проверки, указанные в пункте 3.5 Договора N АА-2/2015 документы, декларантом не представлены, таким образом декларант не воспользовался возможностью подтвердить таможенному органу понесенные им транспортные расходы, довод заявителя о том, что таможенным органом у него не запрашивалась никаких документов и пояснений, является несостоятельным.
Таким образом, таможенный орган на этапе таможенного оформления товаров предоставил декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости (в дополнительной проверке документов и сведений запросил имеющиеся в распоряжении ИП Халабурдиной документы), однако декларант этой возможностью не воспользовался.
В ходе таможенного контроля после выпуска товаров таможней у перевозчика - ООО "Армата" была запрошена информация о стоимости доставки товаров.
Из изложенного следует, что на момент декларирования товара, проведения дополнительной таможенной проверки и контроля таможенной стоимости после выпуска товаров таможенный орган не располагал полным объемом документов, подтверждающих сумму транспортной составляющей таможенной стоимости; сведения о транспортной составляющей в структуре таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N 10317100/150416/0005212,10317100/150416/0005213, предпринимателем в ходе проверки документально не были подтверждены.
Действующее законодательство не ограничивает участника внешнеэкономической деятельности в представлении при декларировании товара документов, которые могут подтверждать заявленные сведений о заявленной стоимости товара, а также соответствующих пояснений.
Декларантом основания для проведения дополнительной проверки, а также сомнения таможенного органа в подтвержденности структуры таможенной стоимости товара не устранены.
У таможни имелись достаточные основания для корректировки таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ N N 10317100/150416/0005212, 10317100/150416/0005213.
Ввиду того, что судебное разбирательство не должно подменять осуществление таможенного контроля в соответствующей административной процедуре, новые доказательства признаются относимыми к делу и могут быть приняты (истребованы) судом, если ходатайствующее об этом лицо обосновало наличие объективных препятствий для получения этих доказательств до вынесения оспариваемого решения таможенного органа (пункты 8, 9 настоящего постановления). В частности, новые доказательства могут быть приняты судом, если со стороны таможенного органа декларанту не была обеспечена возможность устранения сомнений в достоверности заявленной таможенной стоимости. Представляемые таможенным органом новые доказательства принимаются судом, если обоснованы объективные причины, препятствовавшие их своевременному получению до вынесения решения о корректировке таможенной стоимости.
Вывод таможни о невозможности принятия заявленной предпринимателем таможенной стоимости товара, определенной первым методом, и, соответственно, принятие впоследствии решений о корректировке таможенной стоимости обусловлены неустранением декларантом оснований для проведения дополнительной проверки, документальной неподтвержденностью сведений о таможенной стоимости товаров.
Таким образом, представленными декларантом документами, сведениями не устранены основания для проведения дополнительной проверки таможенной стоимости, не представлены запрашиваемые документы, что в соответствии с пунктом 21 Порядка контроля таможенной стоимости является основанием для принятия решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
Декларант мог обратиться в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в сведения в ДТ и представить дополнительные документы, подтверждающие транспортную составляющую.
Вместе с тем, указанные документы представлены в суд.
При анализе с использованием информационно-аналитической системы базы данных таможенных органов выявлено, что величина таможенной стоимости товаров, заявленная в ДТ N 10317100/150416/0005212, N 10317100/150416/0005213, ниже стоимости идентичных/однородных товаров, ввезенных при сопоставимых условиях.
Из материалов дела следует, что при принятии оспариваемых решений о корректировке таможенной стоимости таможенный орган исходил из информации, имеющейся в его распоряжении.
Как указано в пункте 7 Постановления пленума N 18, признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Согласно положениям статьи 2 Соглашения в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 6 и 7 Соглашения, применяемыми последовательно (метод по стоимости сделки с идентичными товарами и метод по стоимости сделки с однородными товарами соответственно). При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Таможенного союза (статья 8 Соглашения, метод вычитания), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 Соглашения (метод сложения). В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 Соглашения (резервный метод).
В случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6-9 Соглашения таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на таможенной территории ТС, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таможенный орган применил резервный метод определения таможенной стоимости товаров в соответствии со ст. 10 Соглашения, сделав обоснованный вывод о том, что декларантом представлены сведения не соответствующие ч. 4 ст. 65 ТК ТС, применение метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со ст. 4, 5 Соглашения невозможно.
Определение таможенной стоимости товара в соответствии со ст. 6 Соглашения невозможно, так как в таможенном органе отсутствует информация, отвечающая требованиям ст. 3, 6 Соглашения.
Определение таможенной стоимости товара в соответствии со ст. 7 Соглашения невозможно, так как в таможенном органе отсутствует информация, отвечающая требованиям ст. 3, 7 Соглашения.
Определение таможенной стоимости товара в соответствии со ст. 8 Соглашения невозможно, так как в таможенном органе отсутствует информация, отвечающая требованиям ст. 8 Соглашения.
Определение таможенной стоимости товара в соответствии со ст. 9 Соглашения невозможно, так как в таможенном органе отсутствует информация, отвечающая требованиям ст. ст. 9 Соглашения.
"Однородные товары" - товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. Однородные товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда не выявлены однородные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования (пункт 1 статьи 3 Соглашения).
Таможенная стоимость товаров, задекларированных в спорных ДТ, рассчитана самостоятельно Новороссийской таможней шестым методом на основе информации о стоимости сделки с однородными товарами, задекларированными в ДТ N 10011030/061215/0002206, в соответствии со статьей 10 Соглашения.
Заявленный ИП Халабурдиной Т.А. уровень таможенной стоимости товаров составляет: по ДТ N 10317100/150416/0005212 - 0,98 Доллара США за кг, по ДТ N 10317100/150416/0005213 - 1 доллара США за кг. Средний уровень таможенной стоимости указанных товаров по ФТС России в сопоставимый период составляет 1,12 до 1,23 долл. США за кг.
Таможенная стоимость товаров, декларированных по ДТ N 10317100/150416/0005212, N 10317100/150416/0005213, определена в соответствии со ст. 10, 7 Соглашения от 25.01.2008 на основе информации о стоимости сделки с однородными товарами, задекларированными по ДТ N 10011030/061215/0002206. Товары, задекларированные по ДТ N 10011030/061215/0002206 ("стальные радиаторы для центрального отопления...", код ТН ВЭД 73221990000), являются однородными с оцениваемыми товарами в соответствии со ст. 3 Соглашения от 25.01.2008, так как имеют схожие характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми.
Расчет таможенной стоимости товаров, декларированных по ДТ N 10317100/150416/0005212: 1560249,04 руб. (таможенная стоимость однородных товаров) / 20952 кг (вес нетто однородных товаров) * 24648.80 кг (вес нетто оцениваемых товаров) = 1 835 541,55 руб.
Расчет таможенной стоимости товаров, декларированных по ДТ N 10317100/150416/0005213: 1560249,04 руб. (таможенная стоимость однородных товаров) / 20952 кг (вес нетто однородных товаров) * 24794.20 кг (вес нетто оцениваемых товаров) = 1 846 369,17 руб.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что использование для определения таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10317100/150416/0005212, N 10317100/150416/0005213, резервного метода определения таможенной стоимости на основании стоимости сделки с товарами, задекларированными по ДТ N 10011030/061215/0002206, соответствует положениям действующего таможенного законодательства.
Доводы предпринимателя о наличии у таможни ценовой информации для определения таможенной стоимости иными методами, носит предположительный характер и не подтверждены.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждается законность корректировки таможенной стоимости и соответственно правомерность доначисления таможенных платежей.
Таким образом, в силу ст.ст. 198-201 АПК РФ основания для удовлетворения заявления предпринимателя о признании незаконными решений таможни о корректировке таможенной стоимости и обязании возвратить излишне взысканные таможенные платежи, отсутствуют.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 24.01.2019 является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24 января 2019 года по делу N А32-4808/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.