Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 августа 2019 г. N Ф01-3391/19 настоящее постановление оставлено без изменения
19 апреля 2019 г. |
Дело N А79-10926/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2019.
Полный текст постановления изготовлен 19.04.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.12.2018 по делу N А79-10926/2018,
принятое судьей Борисовым Д.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецмонтаж" (ОГРН 1142130011099, ИНН 2130141912) к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии и Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о признании исполненной обязанности по уплате страховых взносов,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичного акционерного общества "Татфондбанк", Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары.
В судебном заседании принял участие представитель Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии - Семенов М.Ю. по доверенности от 09.01.2019 N 3 сроком действия до 31.12.2019.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии, публичное акционерное общество "Татфондбанк", Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецмонтаж" (далее - Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица 08.08.2014, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1142130011099.
Обществом открыт расчетный счет N 40702810800000016329 в публичном акционерном обществе "Татфондбанк" (далее - ПАО "Татфондбанк").
Общество 07.12.2016 представило в ПАО "Татфондбанк" для исполнения платежное поручение N 360 на перечисление денежных средств на сумму 2 813 руб. 32 коп. с назначением платежа "Страховые взносы на обязательное социальное страхованиее на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Общество 07.12.2016 представило в ПАО "Татфондбанк" для исполнения платежное поручение N 362 на перечисление денежных средств на сумму 21 342 руб. 38 коп. с назначением платежа "(015-023-042572) Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии за ноябрь 2016 года".
Общество 07.12.2016 представило в ПАО "Татфондбанк" для перечисления платежное поручение N 363 на перечисление денежных средств на сумму 4 947 руб. 56 коп. с назначением платежа "(015-023-042572) Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков в бюджет ФФОМС за ноябрь 2016 года".
Денежные средства списаны с расчетного счета Общества 07.12.2016, как следует из отметки Банка на платежных поручениях, а также выписки из лицевого счета в ПАО "Татфондбанк" за период с 07.12.2016 по 13.12.2016, однако в бюджет не поступили.
На официальном сайте Центрального банка Российской Федерации (http://www.cbr.ru) опубликована информация о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов ПАО "Татфондбанк".
На указанном сайте 03.03.2017 опубликован приказ Центрального банка Российской Федерации N ОД-542 об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у ПАО "Татфондбанк".
Полагая, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 2 813 руб. 32 коп, на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 21 342 руб. 38 коп., на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 4 947 руб. 56 коп. исполнена надлежащим образом в момент предъявления в ПАО "Татфондбанк" платежных поручений от 07.12.2016 N 360, N 362, N 363, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Фонд социального страхования) и Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (далее - Пенсионный фонд) о признании исполненной обязанности по уплате страховых взносов в указанных суммах.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ПАО "Татфондбанк", Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция).
Решением от 11.12.2018 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии заявленное Обществом требование удовлетворил.
Фонд социального страхования обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что информация в отношении Общества в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике Фондом социального страхования не направлялась, так как у страхователя отсутствовала задолженность по страховым взносам, обязанность по которой была исполнена платежным поручением от 14.12.2016 N 378 на сумму 2813 руб. 32 коп.
Фонд социального страхования указывает, что Общество не представило доказательств того, что денежные средства по платежному поручению от 07.12.2016 N 506 были списаны с его расчетного счета 07.12.2016, в связи с чем обязанность по уплате взносов на обязательное социальное страхование исполнена Обществом 14.12.2016, а не 07.12.2016.
Ввиду того, что денежные средства по платежному поручению от 07.12.2016 N 360 в размере 2813 руб. 32 коп. со счета, открытого в ПАО "Татфондбанк", на счет Фонда социального страхования и в бюджет Российской Федерации не поступили, то данная сумма не может являться переплатой страховых взносов.
По мнению Фонда социального страхования, Обществом не доказан факт двойного списания денежных средств со своих расчетных счетов по платежным поручениям от 07.12.2016 N 360 и от 14.12.2016 N 378 и двойного поступления взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за ноябрь 2016 года в бюджет Российской Федерации.
Представитель Фонда социального страхования в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Общества, Пенсионного фонда, ПАО "Татфондбанк", Инспекции.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в период до 01.01.2017 регулировались нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Общество в силу пункта 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, в 2016 году являлось страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и плательщиком страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования.
Пунктом 2 части 1 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ на страхователей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется Федеральным законом N 212-ФЗ (статья 4.4 Федерального закона N 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017).
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Частью 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Часть 3 статьи 24 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривает обязанность банков исполнять поручение плательщика страховых взносов о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье - поручение плательщика страховых взносов), а также поручение органа контроля за уплатой страховых взносов (в случае взыскания страховых взносов, пеней и штрафов) о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда (далее в настоящей статье - поручение органа контроля за уплатой страховых взносов) за счет денежных средств плательщика страховых взносов в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Поручение плательщика страховых взносов или поручение органа контроля за уплатой страховых взносов исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается (часть 4 статьи 24 Закона N 212-ФЗ).
Частью 5 статьи 24 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривалось, что при наличии денежных средств на счете плательщика страховых взносов банки не вправе задерживать исполнение поручения плательщика страховых взносов и поручения органа контроля за уплатой страховых взносов.
В силу части 6 статьи 24 Федерального закона N 212-ФЗ при невозможности исполнения поручения плательщика страховых взносов или поручения органа контроля за уплатой страховых взносов в срок, установленный настоящей статьей, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящей статьей срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения плательщика страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения банка и плательщику страховых взносов, о неисполнении (частичном исполнении) поручения органа контроля за уплатой страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов, который направил это поручение, и в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).
Частью 7 статьи 24 Федерального закона N 212-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей предусматривалась ответственность банков за неисполнение названных обязанностей.
С учетом вышеприведенных правовых норм с даты списания средств со счета плательщика страховых взносов при наличии достаточного денежного остатка на его счете обязанность по перечислению соответствующего платежа возлагается на банк, который несет ответственность за неисполнение указанной обязанности.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Пунктом 5.1 Порядка взаимодействия отделений Фонда социального страхования Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утвержденного Федеральной налоговой службой России N ММВ-23-1/11@, Правлением Фонда социального страхования Российской Федерации N 02-11-10/06-3098П 22.07.2016, предусмотрена передача Отделениями Фонда в Управления ФНС России путем единовременной выгрузки информации о платежах, списанных со счетов плательщиков в банках, но не поступивших в бюджет Фонда, в том числе: о реквизитах платежного документа, сумме перечисления, сведений плательщике, банке, КБК, иных сведений.
В соответствии с пунктом 8 Порядка взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с Управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 22.07.2016 N ММВ-23-1/12@ЗИ (далее - Порядок) Отделения ПФР передают в Управления ФНС России следующую информацию о зависших платежах: дату платежного поручения, N платежного поручения, сумму, КБК, ОКТМО, наименование/ФИО налогоплательщика, ИНН/КПП налогоплательщика, БИК банка, наименование банка, сведения о банке (статус банка), N расчетного счета, дата принятия платежного поручения банком к исполнению, дата списания средств с расчетного счета /поступления наличных денежных средств, Исполнено платежных поручений налогоплательщиков в рамках конкурсного производства банка (Дата платежного поручения, N платежного поручения. КБК, ОКТМО, Сумма, поступившая в рамках конкурсного производства банка), Иные поступления (Сумма), Остаток сумм, не перечисленных банком (Сумма), Решения судов в отношении сумм зависших платежей (Наименование суда, Дата решения суда, N дела, Содержание решения суда).
В Постановлении от 12.10.1998 N 24-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. После списания с расчетного счета имущество налогоплательщика уже изъято, то есть налог уплачен. Поэтому положение об уплате налога, содержащееся в статье 57 Конституции Российской Федерации, должно пониматься как фактическое изъятие налога у налогоплательщиков.
Вместе с тем, в силу запрета злоупотребления своим правом, вытекающего из части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, никто не вправе извлекать преимущество (выгоду) из своего недобросовестного поведения. Общеправовой принцип добросовестного поведения определяет пределы осуществления своих субъективных прав налогоплательщиками.
На основании изложенного и согласно разъяснениям, содержащимся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О, закрепленный в Постановлении от 12.10.1998 N 24-П подход распространяет изложенные в нем правовые позиции только на добросовестных налогоплательщиков.
Названная правовая позиция подлежит применению и к отношениям по уплате страховых взносов.
Таким образом, выдача распоряжения банку о списании денежных средств со счета клиента для уплаты страховых взносов не создает правовых последствий, предусмотренных 19 Федерального закона N 212-ФЗ, если к моменту предъявления соответствующего платежного поручения плательщик знал (не мог не знать) о неспособности кредитного учреждения обеспечить перечисление взносов в бюджет Пенсионного фонда.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, спорные платежи произведены Обществом за ноябрь 2016 года согласно представленному в материалы дела расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) за 2016 год.
Через расчетный счет N 40702810500000016781 в ПАО "Татфондбанк" Общество осуществило оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Указанные в платежных поручениях от 07.12.2016 N 360, N 362, N 363 суммы соответствуют действительной обязанности по уплате страховых взносов за ноябрь 2016 года согласно представленным Обществом расчетам.
Надлежащее оформление Обществом платежных поручений по перечислению оспариваемых сумм страховых взносов участвующими в деле лицами не оспаривается.
Из выписки по лицевому счету N 40702810500000016781 в ПАО "Татфондбанк" следует, что 07.12.2016 на счет Общества поступили денежные средства за услуги автотранспорта, оплата по договору поставки оборудования, оплата за материалы по договору поставки.
Со счета Общества 07.12.2016 также списаны денежные средства в счет оплаты за доставку по счету от 06.12.2016 N 58, взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев, оплаты за материалы по счетам, оплата за услуги почтовой связи, налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2016 года, для зачисления заработной платы за ноябрь 2016 года на банковские карты по реестру - получатель Чувашской отделение N 8613 ПАО "Сбербанк России", возврат по договору займа - получатель Анисимов А.С.
По состоянию на 07.12.2016 на расчетном счете Общества имелись денежные средства, достаточные для перечисления страховых взносов в сумме 2 813 руб. 32 коп., 4 947 руб. 56 коп. и 21 342 руб. 38 коп.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о недобросовестном поведении Общества, а равно о том, что на момент предъявления платежных поручений на уплату страховых взносов от 07.12.2016 N 360, N 362, N 363 Обществу достоверно было известно о наличии у ПАО "Татфондбанк" каких-либо трудностей при проведению расчетов по платежам во внебюджетные фонды.
Приведенные обстоятельства не позволяют утверждать, что исполнение обязанности по уплате страховых взносов за счет средств, находящихся на счете Общества, открытом в ПАО "Татфондбанк", в рассматриваемый период было сопряжено с созданием искусственных условий для применения пункта 1 части 3 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ (действия в обход закона).
Перечисление Обществом спорных сумм страховых взносов за ноябрь 2016 года было произведено после окончания отчетного периода, непосредственно перед наступлением соответствующего срока уплаты страховых взносов.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно признал исполненной обязанность Общества по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за ноябрь 2016 года платежным поручением от 07.12.2016 N 360 на сумму 2 813 руб. 32 коп., по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, за ноябрь 2016 года платежным поручением от 07.12.2016 N 362 на сумму 21 342 руб. 38 коп., по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за ноябрь 2016 года платежным поручением от 07.12.2016 N 363 на сумму 4 947 руб. 56 коп.
Изложенным опровергаются доводы апелляционной жалобы.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Фонд социального страхования от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.12.2018 по делу N А79-10926/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.