Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22 августа 2019 г. N Ф09-4869/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
19 апреля 2019 г. |
Дело N А76-22030/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Ивановой Н.А., Киреева П.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.01.2019 по делу N А76-22030/2018 (судья Мрез И.В.).
В судебном заседании принял участие представитель Прокуратуры Варненского района - Смолина Е.В. (удостоверение).
Общество с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" (далее - ООО "ЦКС", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Прокуратуре Варненского района Челябинской области (далее - ответчик) о признании недействительным представления и.о. прокурора Варненского района Челябинской области от 13.03.2018 N 18-2018.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением суда не согласилось общество, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "ЦКС" ссылается на то, что судом первой инстанции при вынесении решения не были учтены требования действующего законодательства в части порядка заключения договоров услуг по обращению с ТКО, даты начала осуществления услуг региональным оператором.
Общество указывает, что суд необоснованно ограничивает Регионального оператора в способах заключения договоров с потребителями, а также устанавливает отсутствие обязанности Регионального оператора оказывать услуг по обращению с ТКО потребителям, адреса которых "не прикреплены" к местам сбора ТКО согласно территориальной схеме.
Податель жалобы считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что конклюдентные действия гражданами не осуществлялись, мусор гражданами не выбрасывался, ООО "ЦКС" мусор не вывозил, поскольку основывается на жалобах отдельных граждан.
ООО "ЦКС" также указывает, что оспариваемое представление является не исполнимым.
В судебном заседании прокурор с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено апелляционным судом в отсутствие представителей заявителя.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Прокурором Варненского района Челябинской области на основании поступивших обращений граждан проведена проверка соблюдения требований законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами на территории Варненского муниципального района Челябинской области.
По результатам проверки 13.03.2018 и.о прокурора района, младшим советником юстиции Е.А. Свиридовым в адрес директора ООО "Центр коммунального сервиса" Бубнова А.А. вынесено представление N 18-2018 об устранении нарушений требований закона
Согласно указанному представлению в результате проведенной проверки в действиях ООО "ЦКС" установлены нарушения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и иных нормативных правовых актов.
Прокурор потребовал принять меры к устранению выявленных нарушений закона, а именно:
- направить всем потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора;
- произвести перерасчет начисленной платы за предоставление коммунальной услуги для собственников твердых коммунальных отходов, проживающих за пределами мест накопления отходов, определенных территориальной схемой обращения с отходами, путем начисления платы строго с момента заключения договора либо с момента включения мест накопления отходов в территориальную схему обращения с отходами.
Также принять меры к устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, меры к недопущению указанных нарушений в последующей работе.
Решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и допущенные нарушения требований законодательства Российской Федерации (пункт 3 представления).
О результатах рассмотрения представления и о принятых мерах сообщить в прокуратуру Варненского района в установленный законом месячный срок со дня его получения с приложением копий необходимых документов.
Не согласившись с представлением заинтересованного лица, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, ООО "ЦКС" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Порядок оспаривания ненормативных актов государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность обжалования ненормативных правовых актов несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора, реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается, в том числе нормами статьи 22, 24 названного Закона, которые позволяют прокурору устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов, и при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона, вносить соответствующее представление.
Представление прокурора в силу статьи 22 Закона является формой реагирования прокурора на нарушения органами и должностными лицами требований закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
В ходе проверки установлено, что по итогам конкурсного отбора и на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Магнитогорского кластера Челябинской области от 17.05.2017, заключенного между Министерством экологии Челябинской области и обществом с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса", деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет ООО "Центр коммунального сервиса". К территории Магнитогорского кластера относится, в том числе, Варненский муниципальный район.
Согласно пункту 2.1.2 Соглашения ООО "Центр коммунального сервиса" обеспечивает реализацию Территориальной схемы и мероприятий регионального оператора, предусмотренных Региональной программой в области обращения с отходами, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области.
Согласно пункту 2.1.4 Соглашения, в течение месяца со дня наделения статусом регионального оператора по обращению с ТКО ООО "Центр коммунального сервиса" направляет всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора.
Согласно Сведениям о расположении (планируемом расположении) мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов (с разбивкой по видам и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора, являющимся Приложением N 3 к Соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Магнитогорского кластера Челябинской области от 17.05.2017 определено общее количество мест сбора и накопления ТКО в муниципальных образованиях Магнитогорского округа, в том числе для Варненского муниципального района в качестве мест накопления отходов определено 13 контейнерных площадок.
Согласно Сведениям о расположении (планируемом расположении) мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов (с разбивкой по видам и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора, являющимся Приложением N 1 к Приложению N 3 к Соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Магнитогорского кластера Челябинской области от 17.05.2017 определены адреса расположения контейнерных площадок.
Приказом Министерства экологии Челябинской области от 22.09.2016 N 844 утверждена Территориальная схема обращения с отходами Челябинской области. Согласно указанной Территориальной схеме определены места нахождения контейнерных площадок ТКО в т.ч. в Варненском муниципальном районе, которые расположены по адресам: с.Варна ул. Спартака,21, 25, 4, ул.Магнитогорская, 1, 3, ул.Юбилейная,2, ул.Ленина,36, 18,8, 4, ул.Завалищина, 1.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 641).
Согласно пункту 6 Правил N 641 (действовавшим до 02.10.2018) региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.
Аналогичная обязанность регионального оператора закреплена в п.2.1.4 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Магнитогорского кластера Челябинской области.
Прокуратурой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона потребителям в предусмотренный законом месячный срок предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора не направлялись.
Согласно пункту 9 Правил N 641, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 10 Правил N 641, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно положениям раздела 4 территориальной схемы обращения с отходами Челябинской области, утвержденной Приказом Министерства экологии Челябинской области от 22.09.2016 N 844, а также приложению 1 к приложению 3 к соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Магнитогорского кластера Челябинской области от 17.05.2017, для Варненского района в качестве мест накопления отходов определено 13 контейнерных площадок, расположенных на территории с.Варна, Варненского района, Челябинской области (ул. Спартака 25, 21 (2 площадки), 4, ул. Магнитогорская 1, 3, ул. Юбилейная 2, 2в, ул. Ленина 36, 18, 8, 4, ул. Завалищина. 1а).
Прокуратурой Варненского района установлено, что Региональным оператором направлены квитанции на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресам домов, отсутствующих в территориальной схеме обращения с отходами и для которых в соответствии с данной схемой отсутствуют места накопления отходов (контейнерные площадки) при отсутствии заключенных договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Под конклюдентными действиями, понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями, в отношении оказания услуги по обращению с отходами, могут быть такие действия потребителей, как фактическое пользование услугой (помещение отходов в мусоровозы, иные емкости для размещения отходов, оплата услуг регионального оператора, согласно выставленной квитанции).
В материалах дела отсутствуют сведения заключения с жителями Варненского района договоров, в том числе посредством осуществления конклюдентных действий между обществом с конкретными гражданами, проживающими в Варненском районе (за исключением адресов, которые предусмотрены территориальной схемой обращения с отходами Челябинской области, утвержденной приказом Министерства экологии Челябинской области от 22.09.2016 N 844).
В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Исполнитель обязан производить в установленном указанными Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (подпункт "г" пункта 31 Правил N 354).
Общество "ЦКС" не исполнило возложенную обязанность по направлению договоров, договоры не заключались, гражданами конклюдентные действия не совершались, вместе с тем им направлены квитанции на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресам домов, отсутствующих в территориальной схеме обращения с отходами и для которых в соответствии с данной схемой отсутствуют места накопления отходов (контейнерные площадки).
С учетом изложенного, судебной коллегией отклоняется довод апеллянта об отсутствии у него обязанности по направлению всем потребителям предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проекта такого договора, а требование прокуратуры произвести перерасчет платы за не оказанную услугу по вывозу ТКО является законным.
Ссылка подателя жалобы на пункты 8.4 и 8.17 Правил, судебной коллегией отклоняется, поскольку раздел Правил "I(1). Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами" дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2018 N 1094 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", а оспариваемое представление вынесено 13.03.2018.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу пункта 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта по безусловным основаниям, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.01.2019 по делу N А76-22030/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса"- без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса"из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб. 00 коп., излишне уплаченную по платёжному поручению N 876 от 20.02.2019.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.