г. Москва |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А40-226841/2018 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирожкова Д.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 января 2019 года, принятое судьей Ю.Ю. Лакоба по делу N А40-226841/18, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению ПАО "Новолипецкий металлургический комбинат" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании стоимости недостачи груза в размере 67 425,44 руб.,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ПАО "НЛМК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании стоимости недостачи груза в размере 67 425,44 руб.
Исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.01.2019 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в исковых требованиях отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение арбитражного суда города Москвы принятое по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в рамках договора хранения от 01.03.2016 г. N Х123432-16 (далее - договор), заключенного между ПАО "НЛМК" и АО "Сталепромышленная компания", 14.09.2017 г. ПАО "НЛМК" (Истец) отгрузило металлопродукцию в вагоне N 60509585 по ж/д. накладной N ЭИ845856.
Согласно ж/д. накладной N ЭИ845856 масса груза нетто в вагоне N 60509585 составляла 62700 кг. Продукция находилась в пачках в количестве 13 шт.
Данный груз был принят перевозчиком (Ответчиком) для перевозки без замечаний.
При выдаче груза перевозчиком грузополучателю на станции назначения Крейда была выявлена недостача груза. В связи с чем, 29.09.2017 г. перевозчиком был составлен коммерческий акт N ЮВС1704693/3 от 29.09.2017 г. В соответствии с данными, установленными коммерческим актом, "груз сталь листовая, не поименованная в алфавите 13 пачек, из которых 2-я пачка в верхнем ярусе по ходу поезда имеет повреждение, нарушены 3 продольных и 5 поперечных окантовочных лент, упаковка разорвана, листы металла лежали россыпью. На поврежденной пачке имеется бирка, на бирке значится: номер заказа: 40249991-11, масса нетто: 4820 кг, масса брутто 4920 кг, количество, марка:08пс, ГОСТ:ТУ 14-106-321-2010 2 Г 6 1, размер: 2x1250x2500, дата:0170912, плавка: 1720111, партия:0180537-5. При взвешивании нарушенной пачки вес оказался 3390 кг, т.е. согласно бирке менее на 1530 кг".
Таким образом, недостача груза, прибывшего в вагоне N 60509585 по ж/д. накладной N ЭИ845856 составила 1530 кг., что подтверждается коммерческим актом N ЮВС1704693/3 от 29.09.2017 г.
Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность регулируются нормами Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее-Устав).
В статье 95 Устава установлено, что перевозчик несет ответственность за сохранность груза после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю).
Стоимость утраченного груза составляет: 67 425,44 руб.
Истцом в адрес Ответчика была направлена претензия от 05.03.2018 г. N 162-8281 с требованием об оплате стоимости утраченного груза.
Письмом от 09.04.2018 г. N ТЦФТОмю-38/150 Ответчик заявленные требования Истца не признал, ссылаясь на то, что к претензии не приложены подлинные документы и на подписание грузополучателем памятки приемосдатчика без замечаний.
В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Согласно пункту 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ним правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность регулируются нормами Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее-Устав).
В статье 95 Устава установлено, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза. после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю)...
Частью 1 ст. 796 ГК РФ также предусмотрена ответственность перевозчика за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю...
Согласно ст.96 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозчик в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза в размере стоимости утраченного или недостающего груза. Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором.
Пункт 2 статьи 796 ГК РФ устанавливает, что в случае утраты или недостачи груза или багажа перевозчик возмещает причиненный при перевозке груза или багажа ущерб в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа.
В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу ч.1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При отправке претензии от 05.03.2018 г. N 162-8281 истец приложил надлежащим образом заверенные копии документов, в том числе и коммерческого акта, что подтверждается указанным перечнем документов в Приложении к в/у. претензии.
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств: несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе и др.
Таким образом, коммерческий акт от 24.10.2017 г. N ЮВС1705483/5, составленный с участием перевозчика и грузополучателя, является достаточным основанием для возникновения ответственности перевозчика за несохранность груза.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии вины в утрате груза отклоняется, как необоснованный. В обоснование своей позиции ответчик ссылается на памятку приемосдатчика на подачу вагонов N 152, тогда как памятка приемосдатчика используется для подтверждения факта передачи вагонов и для расчета платы за пользование вагонами, контейнерами по ведомостям подачи и уборки, и не удостоверяет факт передачи груза грузополучателю. Кроме того, Ответчиком памятка в материалы дела не представлена.
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств: несоответствие наименования, массы, количества груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе и др. (статья 41 Устава железнодорожного транспорта).
Таким образом, перевозчик после прибытия груза в адрес грузополучателя обязан проверить массу груза, при наличии признаков недостачи груза составить коммерческий акт.
В рассматриваемом случае ОАО "РЖД" (перевозчик) проверило груз и составило коммерческий акт от 29.09.2017 г. N ЮВС1704693/3, подтверждающий факт недостачи и являющийся основанием для возникновения ответственности перевозчика.
Кроме того, в накладной есть отметка о составлении коммерческого акта от 29.09.2017 г. N ЮВС1704693/3.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, как необоснованные, так как не опровергают выводов суда, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 января 2019 года по делу N А40-226841/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.