г. Челябинск |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А76-57/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семёновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12 февраля 2019 г. по делу N А76-57/2019 (судья Костылев И.В.).
В судебном заседании участвовали представители:
публичного акционерного общества "Челябинский трубопрокатный завод" - Федотова Т.В. (доверенность от 07.11.2017),
Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2 - Ласточкина Е.О. (доверенность от 31.12.2018).
Публичное акционерное общество "Челябинский трубопрокатный завод" (далее - заявитель, ПАО "ЧТЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Государственному учреждению - Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2 (далее - заинтересованное лицо, ГУ ЧРО ФСС) о признании недействительным решение от 28.09.2018 N 203/498 ОСС (доходы).
Решением суда первой инстанции от 12.02.2019 заявленные требования удовлетворены. Решение от 28.09.2018 N 203/498 ОСС (доходы) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах признано недействительным.
ГУ ЧРО ФСС (далее также - податель жалобы, фонд) не согласилось с принятым судебным актом и обжаловало его в апелляционной порядке.
В обоснование своей апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что обложению страховыми взносами подлежат только выплаты, которые начисляются работнику и представляют собой оплату их труда (вознаграждение за труд). Нормой права прямо установлено, что облагаются все выплаты в рамках трудовых отношений, а также иные выплаты.
Податель жалобы отмечает, что трудовые отношения определяются как нормативными правовыми актами и трудовым договором, так и коллективным договором. То есть коллективные договор не может существовать вне рамок трудовых отношений, что не учтено судом первой инстанции. Таким образом, выплаты в рамках коллективного трудового договора неразрывно связаны с трудовыми отношениями. Вывод суда о том, что спорные выплаты выплачены сотрудникам на основании коллективного договора, следовательно не связаны с трудовыми отношениями, а вытекают из социально-трудовых отношений считает в связи с вышесказанным неверным.
При возникновении трудовых отношений, физическому лицу осуществляется выплата, то любая такая выплата подлежит обложению страховыми взносами, если только она не указана в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ. То есть облагается страховыми взносами не только оплата труда, как неверно указано судом первой инстанции.
Нормой права прямо указано, что материальная помощь сотрудникам подлежит обложению страховыми взносами. При этом Федеральным законом N 212-ФЗ установлены конкретные размеры не облагаемой взносами материальной помощи, сверх указанного размера суммы материальной помощи подлежат обложению взносами в общем порядке. Указанный лимит подлежит применению к сумме материальной помощи, начисленных работнику за календарный год. Судом первой инстанции при принятии решения не учтено, что Федеральным законом N 212-ФЗ прямо установлено, что суммы материальной помощи в рамках трудовых отношений сверх определенных размеров облагаются страховыми взносами в общем порядке.
Исходя из вышесказанного, вывод суда о том, что выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовым договором, значит не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, считает неверным, противоречащим требованиям Федерального закона N 212-ФЗ в связи с неправильным истолкованием закона.
До начала судебного заседания от ПАО "ЧТЗ" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель общества поддержал возражения на жалобу, по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) проведена выездная проверка публичного акционерного общества "Челябинский трубопрокатный завод" за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР и страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, о чем составлен акт проверки от 28.08.2018 N 498 ОСС (доходы).
По результатам проверки принято решение N 203/498 ОСС от 28.09.2018 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействий) плательщика страховых взносов в виде штрафа в размере 3 487 руб. 53 коп., предложено уплатить недоимку в размере 17 437 руб. 67 коп.
Несогласие с принятым решением послужило основанием для обращения ПАО "Челябинский трубопрокатный завод" в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 2, в арбитражный суд о признании недействительным решения от 28.09.2018 N 203/498 ОСС (доходы).
Удовлетворяя заявление, суд указал, что спорные выплаты являются выплатами социального характера, основанными на коллективном договоре, и не подлежат обложению страховыми взносами.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей и удовлетворения такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N212-ФЗ) (здесь и далее - в редакции действующей в спорный период) общество, как страхователь, отнесено к плательщикам страховых взносов.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусматривает различные компенсационные выплаты.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата работников состоит из двух основных частей - непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
При этом в качестве компенсационных выплат поименованы доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера; а в качестве стимулирующих выплат - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Указанные выплаты включаются в систему оплаты труда.
Статьей 164 ТК РФ предусмотрен иной вид компенсационных выплат. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
В статье 165 ТК РФ перечислены эти компенсации. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплата труда, сформулированному в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 названного Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты, носящие социальный характер, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Судом установлено, что спорные суммы выплачены в связи с рождением ребенка, на питание, ко Дню матери, работникам, имеющим детей-инвалидов, молодым работникам на неотложные нужды произведена на основании положений Коллективного договора ПАО "ЧТЗ" на 2014-2017 годы.
Поскольку между обществом и его работниками заключен коллективный договор в целях создания системы социально-трудовых отношений, которая бы способствовала стабильной и производительной работе, повышению уровня жизни работников, установлению социально-трудовых прав и гарантий, реализации принципов социального партнерства и взаимной ответственности сторон, то социальные выплаты, основанные на коллективном договоре, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Доказательства, свидетельствующие о том, что произведенные выплаты являлись оплатой труда работника, носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества работы или трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, фондом в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах, выплаты социального характера, произведенные обществом своим работникам, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы.
Следовательно, у фонда не имелось оснований для включения спорных выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также начисления пеней и штрафных санкций.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеизложенным мотивам.
Таким образом, судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ ЧРО ФСС освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12 февраля 2019 г. по делу N А76-57/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N2 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.