Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июля 2019 г. N Ф08-4896/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
19 апреля 2019 г. |
дело N А32-34980/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2019 по делу N А32-34980/2018 (судья Шепель А.А.) по заявлению акционерного общества "РЖДстрой" в лице Производственного структурного подразделения Дирекция выделенных проектов к заинтересованному лицу администрации города Сочи при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис Сочи", о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "РЖДстрой" в лице Производственного структурного подразделения Дирекция выделенных проектов (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации города Сочи (далее - заинтересованное лицо, администрация), в котором просит суд:
- признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в неосуществлении передачи объекта "Сети инженерного и транспортного обеспечения к жилым домам 400 000 кв.м. для волонтеров и сотрудников МВД в с. Веселое, в районе улиц Таврическая-Урожайная Адлерского района г. Сочи" соответствующей специализированной сетевой организации электроснабжения посредством подписания акта приема-передачи;
- обязать администрацию определить специализированную сетевую организацию электроснабжения в отношении объекта "Сети инженерного и транспортного обеспечения к жилым домам 400 000 кв.м. для волонтеров и сотрудников МВД в с. Веселое, в районе улиц Таврическая-Урожайная Адлерского района г. Сочи";
- обязать администрацию осуществить передачу объекта "Сети инженерного и транспортного обеспечения к жилым домам 400 000 кв.м. для волонтеров и сотрудников МВД в с. Веселое, в районе улиц Таврическая-Урожайная Адлерского района г. Сочи" соответствующей специализированной сетевой организации электроснабжения посредством подписания акта приема-передачи;
- взыскать с администрации 6 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, администрация обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что спорный участок электросети предназначен исключительно для обслуживания многоквартирных жилых домов и является долевой собственностью жильцов многоквартирных жилых домов.
Общество с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 991 "О программе строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта" (пункт 207 (1) (далее - Олимпийская программа), АО "РЖДстрой" в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обеспечило выполнение строительно-монтажных работ, а также ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: "Многоквартирные жилые дома для размещения временного персонала, волонтеров и сил безопасности, привлекаемых на период XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи" Площадка N 5: "Жилой квартал в селе Веселое Адлерского района города Сочи по улице ТаврическаяУрожайная" 1 и 2 пусковые комплексы", что подтверждается Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 26 июня 2015 года N 23-49-0171-2015МС, Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 26 июня 2015 года N RU23-49-0173-2015МС, выданными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В целях обеспечения многоквартирных жилых домов, возведенных заявителем, необходимым электро- и водоснабжением, водоотведением, тепло- и газоснабжением, как на время проведения, так и в последующий период после проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, отдельным пунктом Олимпийской программы было осуществлено строительство объекта "Сети инженерного и транспортного обеспечения к жилым домам 400 000 кв.м. для волонтеров и сотрудников МВД в с. Веселое, в районе улиц Таврическая-Урожайная Адлерского района г. Сочи", к которому заявитель должен был обеспечить технологическое присоединение.
Вышеуказанный объект "Сети инженерного и транспортного обеспечения к жилым домам 400 000 кв.м. для волонтеров и сотрудников МВД в с. Веселое, в районе улиц Таврическая-Урожайная Адлерского района г. Сочи" (этап 1.46.2.) принят в муниципальную собственность на основании Постановления Администрации города Сочи от 29 января 2014 г. N 139 "О даче согласия на принятие в муниципальную собственность г. Сочи имущества из государственной собственности Краснодарского края".
До настоящего времени администрацией не исполнены надлежащим образом обязательства по определению и передаче принятого имущества специализированной сетевой организации, в связи с чем заявитель лишен возможности обеспечить технологическое присоединение к сети согласно выполненным техническим условиям, а также заключить соответствующий договор на оказание услуг с сетевой организацией.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения общества с заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 14 Федерального Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведение, снабжение населения топливом. К вопросам местного значения поселения относятся также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Кроме того, согласно пунктам 5, 43 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденного Решением Городского Собрания Сочи от 29 июля 2010 г. N 92, на администрацию возложены обязанности по организации в границах города Сочи электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, благоустройства территории города Сочи (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Таким образом, вопрос о необходимости передачи объектов электросетевого хозяйства данного микрорайона сетевой организации должен быть решен муниципальным образованием города-курорта Сочи.
Исходя из системного толкования норм Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" следует, что обязанность учета и оформления затрат на содержание бесхозяйных объектов электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения возложена на орган местного самоуправления в целях исключения ситуации, при которой какие-либо объекты электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения никем не обслуживаются, что может привести к ухудшению качества услуг и поставляемого ресурса или невозможности оказания таких услуг в дальнейшем.
Электроснабжение жилого микрорайона по ул. Урожайная 71/1, 71/а осуществляется от КРН А681 по временной схеме путем поступления электроэнергии от ПС "Псоу", согласно договору электроснабжения N 227769, по которому все затраты за потребленную микрорайоном электроэнергию несет Заявитель по причине отсутствия электроэнергии, предусмотренной в сетях электроснабжения, принадлежащих администрации, от ПС "Веселое", к которым и должен был подключаться жилой микрорайон.
Ввиду вышеизложенных бездействий администрации, а также отсутствия специализированной сетевой организации электроснабжения, обслуживающей участки жилых микрорайонов спорных объектов, в настоящее время электрохозяйство отключено от ПС "Веселое", при этом заявитель не может оплатить технологическое присоединение для подключения по постоянной схеме электроэнергии жилого микрорайона по ул. Урожайная 71/1, 71/а, для которого и создавалось электрохозяйство в рамках подготовки и проведения Олимпийских Зимних игр в 2014 году в городе Сочи, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Администрации города Сочи N 139 от 29.01.2014 года "О даче согласия на принятие в муниципальную собственность города Сочи имущества из государственной собственности Краснодарского края" Глава города Сочи постановил дать согласие на принятие в муниципальную собственность города Сочи имущества, входящего в состав олимпийских объектов, в частности пунктом 2 указанного Постановления указаны сети инженерного и транспортного обеспечения к жилым домам 400 000 кв.м. для волонтеров и сотрудников МВД в селе Веселое в районе улиц Таврическая-Урожайная Адлерского района города Сочи (этап 1.46.3). Даны соответствующие поручения о закреплении имущества за ресурсоснабжающими организациями.
Строительство спорных электрических сетей не было предусмотрено проектной документацией на строительство многоквартирных жилых домов и осуществлялось Государственным казенным учреждением "Главное управление строительства Краснодарского края" по отдельному пункту Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (этап 1.46.2.).
Заявителем в материалы дела представлено Постановление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 256А/2018 от 19.09.2018 года, согласно которого было установлено, что собственником объектов электросетевого хозяйства, в том числе посредством которых осуществляется энергоснабжение многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Урожайная 71, ул. Урожайная 71/1 является Администрация города Сочи.
Решением от 07.03.2019 по делу N А32-43181/2018 требование администрации о признании недействительным постановления Краснодарского УФАС России от 19.09.2018 по делу об административном правонарушении N 256А/2018 признано необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Также, заявителем в материалы дела представлено решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-27241/2016, к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено заинтересованное лицо по настоящему спору, согласно которого было установлено, что распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 января 2014 года N 6-р "Об утверждении перечней имущества, передаваемого из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи на безвозмездной основе" утверждены перечни имущества, передаваемого из государственной собственности, также департаменту имущественных отношений Краснодарского края совместно с департаментом строительства Краснодарского края дано поручение в установленном порядке осуществить необходимые юридические действия по передаче имущества в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи на безвозмездной основе.
На основании акта приема-передачи имущества, передаваемого из государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи на безвозмездной основе, передано имущество, относящееся к олимпийскому объекту "Сети инженерного и транспортного обеспечения к жилым домам 400 000 кв.м. для волонтеров и сотрудников МВД в с. Веселое в районе улиц Таврическая-Урожайная Адлерского района г. Сочи".
В соответствии с прилагаемым перечнем имущества передан объект: 2БКТП N 1, назначение: иное сооружение (БКТП) (мощность 2 БКТП - 10/0,4 кВ = 630 кВА.) Площадь: 24 кв.м. Кадастровый номер (согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 14 января 2014 года N 920455): 23:49:0402055:1119.
Также заявителем представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 25.01.2019 года N 99/2019/241252767 согласно которой, собственником объекта недвижимости 2БКТП N 1, с кадастровым номером 23:49:0402055:1119 является муниципальное образование город-курорт Сочи.
Согласно Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов относятся к муниципальной собственности.
11 февраля 2015 года обществом заключен договор N 0000003591 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, для строительства, заключаемый по результатам торгов с Департаментом имущественных отношений Краснодарского края.
Согласно условиям названного выше договора аренды заявителю передан во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:49:0402055:1006, общей площадью 29 353 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с Веселое, (рядом с Казачьим рынком), от ул. Таврическая до ул. Урожайная, для комплексного освоения в целях жилищного строительства (жилой комплекс).
Пункт 10.1 указанного выше договора аренды, земельного участка от 11.02.2015 N 0000003591 установлено, что объекты инженерной инфраструктуры, подлежат в установленном порядке передаче в собственность муниципального образования город-курорт Сочи в течение одного года со дня ввода их в эксплуатацию. В связи с чем, заявитель неоднократно обращался в адрес Главы города Сочи А.Н. Пахомову с просьбой о создании комиссии по обследованию объектов инженерной инфраструктуры для передачи в собственность муниципального образования город-курорт Сочи, что подтверждается письмом исх. N ДВП-ЮО-1253 от 12.01.2016 г., письмом исх. N ДВПЮО-1429 от 06.04.2016 г., письмом исх. N ДВП-ЮО-1833 от 15.11.16 г.
Данные обстоятельства были установлены Арбитражным судом Краснодарского края в рамках судебного производства по делу А32-27241/2016.
Исходя из положений пунктов 4, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Заявителем обеспечено выполнение строительно-монтажных работ, а также ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: "Многоквартирные жилые дома для размещения временного персонала, волонтеров и сил безопасности, привлекаемых на период XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи" Площадка N 5: "Жилой квартал в селе Веселое Адлерского района города Сочи по улице Таврическая-Урожайная" 1 и 2 пусковые комплексы", что подтверждается Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 26 июня 2015 года N 23-49-0171- 2015МС, Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 26 июня 2015 года N RU23-49- 0173-2015МС, выданными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Также заявителем обеспечено выполнение технических условий, выданных уполномоченными специализированными организациями, что подтверждается представленными в материалы дела справками о выполнении технических условий, разрешениями на допуск в эксплуатацию энергоустановок.
Исходя из системного толкования норм Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" следует, что обязанность учета и оформления затрат на содержание бесхозяйных объектов электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения возложена на орган местного самоуправления в целях исключения ситуации, при которой какие-либо объекты электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения никем не обслуживаются, что может привести к ухудшению качества услуг и поставляемого ресурса или невозможности оказания таких услуг в дальнейшем.
Сети инженерного и транспортного обеспечения к жилым домам 400 000 кв.м. для волонтеров и сотрудников МВД в с. Веселое, в районе улиц Таврическая-Урожайная Адлерского района г. Сочи (этап 1.46.2.) расположены в административно-территориальных границах города Сочи, собственником указанных сетей является Заинтересованное лицо, в связи с чем, администрация является единственным органом, обладающим соответствующим правом определения и передачи специализированной сетевой организации.
Согласно пункту 1 стать 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Доводы заинтересованного лица документально не подтверждены и опровергаются документами, представленными в материалы дела заявителем.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2019 по делу N А32-34980/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.