Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 августа 2019 г. N Ф03-3073/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
22 апреля 2019 г. |
А73-17614/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.,
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,
при участии в заседании:
от Управления лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020): Бахвалова Е.А., представитель по доверенности от 28.12.2018 N 09/10,
от общества с ограниченной ответственностью "Модуль" (ОГРН 1032700246622) в лице конкурсного управляющего Шорохова Андрея Владимировича: Кизилов С.Ю., представитель по доверенности от 30.10.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 07.02.2019
по делу N А73-17614/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Серовой Е.Н.,
по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Модуль"
о расторжении договоров, возврате лесных участков,
УСТАНОВИЛ:
Управление лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление лесами, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Модуль" (далее - ООО "Модуль", общество, ответчик) о расторжении договоров аренды лесных участков от 18.11.2008 N 0079/2008, от 18.11.2008 N 0080/2008 и об обязании возвратить лесные участки.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 07.02.2019 в удовлетворении иска отказано.
Управление лесами обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 07.02.2019 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование жалобы ссылается на ненадлежащее исполнение арендатором в период с 2016 года по 2017 год лесовосстановительных мероприятий, предусмотренных договорами аренды лесных участков от 18.11.2008 N 0079/2008, от 18.11.2008 N 0080/2008. Указывает на существенность допущенных арендатором нарушений условий договоров и непринятие им должных мер к выполнению лесовосстановительных мероприятий на арендуемых участках.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Модуль" просит оставить решение от 07.02.2019 без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО "Модуль" (арендатор) заключен договор от 18.11.2008 N 0079/2008, с учетом дополнительных соглашений от 28.08.2014, от 20.06.2017, по условиям которого во временное пользование арендатора передан лесной участок, находящийся в федеральной государственной собственности, площадью 7 500 га, имеющий местоположение: Хабаровский край, Комсомольский муниципальный район, Нижнетамбовское лесничество, номера кварталов: 26, 32, 37, 38, 41, 43, 45, 49, 52, 53, 61 Халбинского участкового лесничества. Условный номер лесного участка: 08:220:21:0079 (п.п. 1, 2 договора от 18.11.2008 N 0079/2008).
Пунктом 21 договора от 18.11.2008 N 0079/2008 установлен срок действия договора с даты государственной регистрации до 24.02.2054.
На основании акта приема-передачи от 18.11.2008 N 11 арендодатель передал, а арендатор принял в аренду участок лесного фонда площадью 7 500 га.
Кроме того 18.11.2008 между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО "Модуль" (арендатор) заключен договор N 0080/2008, с учетом дополнительных соглашений от 28.08.2014, от 20.06.2017, по условиям которого во временное пользование арендатора передан лесной участок, находящийся в федеральной государственной собственности, площадью 7 867 га, имеющий местоположение: Хабаровский край, Комсомольский муниципальный район, Нижнетамбовское лесничество, номера кварталов: 23, 24, 30, 31, 35, 39, 40, 46, 47, 54 Халбинского участкового лесничества. Условный номер лесного участка: 08:220:21:0080 (п.п. 1, 2 договора от 18.11.2008 N 0080/2008).
Пунктом 21 договора определен срок аренды с даты государственной регистрации до 05.06.2027.
По акту приема-передачи от 18.11.2008 N 12 арендодатель передал, а арендатор принял в аренду участок лесного фонда площадью 7 867 га.
Подпунктом "ж" пункта 12 договоров от 18.11.2008 N 0079/2008, от 18.11.2008 N 0080/2008 предусмотрено, что арендатор обязан осуществлять работы по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке на условиях, в объемах и в сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6 к договорам.
Согласно пунктам 17 договоров от 18.11.2008 N 0079/2008, от 18.11.2008 N 0080/2008 по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI настоящих договоров.
В соответствии с актами от 15.07.2016 N 111, от 28.11.2016 N 169, от 13.10.2017 N 1/577-93, от 16.10.2017 N 1/577-95 проверки выполнения обществом обязательств по договорам от 18.11.2008 N 0079/2008, от 18.11.2008 N 0080/2008 арендатор в период с 2016 года по 2017 год не выполнил следующие лесовосстановительные мероприятия:
- по договору от 18.11.2008 N 0079/2008: посадка лесных культур в объеме 9 га, агротехнический уход за лесными культурами в объеме 9 га (2016 год); агротехнический уход за лесными культурами в объеме 9 га, содействие естественному возобновлению леса в объеме 9, 2 га, прочистка и обновление противопожарных минерализированных полос - 1, 4 км;
- по договору от 18.11.2008 N 0080/2008: посадка лесных культур в объеме 9 га, агротехнический уход за лесными культурами в объеме 9 га, рубки ухода в молодняках в объеме 15 га (2016 год); агротехнический уход за лесными культурами в объеме 9 га., рубки ухода в молодняках в объеме 15 га, прочистка и обновление противопожарных минерализированных полос - 0,6 км.
В этой связи Управление лесами направило в адрес общества предупреждение от 02.08.2018 N 09-19/10176, в котором требовало в срок до 01.10.2018 осуществить мероприятия по восстановлению леса, в срок до 01.09.2018 противопожарные мероприятия. Кроме того в названном предупреждении арендатору предложено в случае невыполнения договорных обязательств в установленные сроки в добровольном порядке расторгнуть договоры от 18.11.2008 N 0079/2008, от 18.11.2008 N 0080/2008.
Предупреждение оставлено арендатором без удовлетворения.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения Управления лесами в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что отношения сторон возникли из договора аренды лесного участка, применил следующие нормы материального права.
В силу пункта 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
На основании пункта 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
В силу пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Пунктом 2 статьи 452 ГК РФ определено, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В силу пункта 9 статьи 22 ЗК РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 ЗК РФ и статьей 450 ГК РФ и 619 ГК РФ, пунктом 9 статьи 22 ЗК РФ устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора.
Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.
Дав оценку по правилам статьи 71 АПК РФ имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе пунктам 12, 17 договоров аренды от 18.11.2008 N 0079/2008, от 18.11.2008 N 0080/2008, суд первой инстанции установил, что в названных договорах стороны не предусмотрели перечень нарушений, влекущих возможность расторжения договора. В этой связи суд исходил из того, что расторжение договоров от 18.11.2008 N 0079/2008, от 18.11.2008 N 0080/2008 возможно по общим основаниям, предусмотренным законом.
Оценив представленные в материалы дела акты проверки: от 15.07.2016 N 111, от 28.11.2016 N 169, от 13.10.2017 N 1/577-93, от 16.10.2017 N 1/577-95, суд установил, что Управление лесами в качестве основания для расторжения договоров аренды сослалось на систематическое, длительное неисполнение ООО "Модуль" обязательств по осуществлению лесовосстановительных мероприятий.
Приказом Минприроды России от 29.06.2016 N 375, вступившим в силу 28.11.2016, утверждены Правила лесовосстановления (далее - Правила).
На основании пункта 3 Правил лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, в том числе с закрытой корневой системой, черенков или посева семян лесных растений, в том числе при реконструкции малоценных лесных насаждений.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что лесовосстановление проводится на вырубках, гарях, прогалинах, землях, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления.
В целях лесовосстановления обеспечивается ежегодный учет площадей вырубок, гарей, прогалин, иных не занятых лесными насаждениями или пригодных для лесовосстановления земель, при котором, в зависимости от состояния и количества на них подроста и молодняка, определяются способы лесовосстановления в соответствии с требованиями таблиц 2 Приложений 1 - 32 к настоящим Правилам. При этом отдельно учитываются площади лесных участков, подлежащие естественному лесовосстановлению вследствие природных процессов, содействию естественному лесовосстановлению, искусственному лесовосстановлению и комбинированному лесовосстановлению (п. 6 Правил).
В соответствии с пунктом 7 Правил учет земель, требующих лесовосстановления, производится по данным государственного лесного реестра, материалам лесоустройства, материалам специальных обследований, при отводе лесосек и осмотре мест осуществления лесосечных работ (осмотре лесосек).
Согласно пункту 9 Правил для выращивания посадочного материала и создания лесных культур используются районированные семена лесных насаждений, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве".
На основании пункта 10 Правил требования к посадочному материалу и созданным при лесовосстановлении молоднякам, площади которых подлежат отнесению к землям, занятым лесными насаждениями, представлены в таблицах 1 Приложений 1 - 33 к настоящим Правилам.
Пунктом 2 статьи 88 ЛК РФ установлено, что состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 (далее - Проект освоения лесов) определено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Государственный лесной реестр ведется, в том числе на основании материалов лесного плана субъекта Российской Федерации; лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков; лесоустройства, таксационных описаний (пункты 2.5, 2.6 Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.10.2007 N 282).
Пунктом 1 статьи 83 ЛК РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, наряду с полномочиями по заключению договоров аренды (пункт 2), также осуществление полномочий по ведению государственного лесного реестра (пункт 5) и проведению лесоустройства (пункт 6).
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка.
В соответствии с пунктом 28 Проекта освоения лесов названный проект разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Пунктом 150 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 (далее - Лесоустроительная инструкция) предусмотрено, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.
Внесение изменений в проект освоения лесов допускается при внесении изменений в государственный лесной реестр, лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка или условий договора аренды (пункты 31, 33 Проекта освоения лесов).
В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ, кредитор не вправе требовать по суду от должника исполнения обязательства в натуре, если осуществление такого исполнения объективно невозможно, в частности, в случае гибели индивидуально - определенной вещи, которую должник был обязан передать кредитору, либо правомерного принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которому будет противоречить такое исполнение обязательства.
Судом первой инстанции установлено, что в связи с естественными изменениями возможность проведения на арендованных ответчиком площадях лесовосстановительных мероприятий в запроектированных объемах отсутствует вследствие произошедшего естественного возобновления и заращивания их подростом и молодняком, в том числе ценных пород.
Проектом освоения лесов лесного участка, переданного в аренду обществу по договорам от 18.11.2008 N 0079/2008, от 18.11.2008 N 0080/2008, предусмотрены меры содействия естественному лесовосстановлению при проведении рубок лесных насаждений - сохранение подроста.
Согласно пункту 2 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила заготовки), заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Согласно пункту 4 Правил заготовки заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в пункте 5 статьи 19 ЛК РФ).
Пунктом 12 (подп. "г") Правил заготовки предусмотрено, что запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.
Пункт 32 Правил заготовки устанавливает, что рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок.
Меры по сохранению подроста лесных насаждений ценных лесных древесных пород осуществляются одновременно с проведением рубок лесных насаждений.
После проведения рубок проводится уход за сохраненным подростом и молодняком лесных древесных пород путем их освобождения от завалов порубочными остатками, вырубки сломанных и поврежденных лесных растений (пункт 13 Правил).
С учетом приведенных норм права, исходя из анализа и оценки имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции установил, что ООО "Модуль" в пределах проведенных рубок осуществляло меры по содействию естественному лесовосстановлению, посадке лесных культур, агротехническому уходу за лесными культурами и уходу в молодняках.
Таким образом, на дату принятия судебного акта нарушения обязательств ликвидированы ответчиком, в связи с чем основания для расторжения договоров аренды лесных участков от 18.11.2008 N 0079/2008, от 18.11.2008 N 0080/2008, названные в исковом заявлении, по смыслу положений статьи 450 ГК РФ отсутствуют.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требования Управление лесами о расторжении спорных договоров аренды лесных участков.
Основания для иных выводов у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Исходя из обстоятельств дела, доводы апелляционной жалобы Управления лесами, противоречащие материалам дела и обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, не могут явиться основанием для отмены принятого по данному делу судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы, что исключает ее удовлетворение. Выводы суда первой инстанции основаны на правильном установлении фактических обстоятельств дела и оценке представленных сторонами доказательств.
Нарушение норм материального права, а также норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
От уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы заявитель освобожден на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.02.2019 по делу N А73-17614/2018 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.