город Томск |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А27-27197/2018 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кривошеиной С. В., рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) (N 07АП-1827/2019) на решение от 05.02.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-27197/2018 (судья Н.К. Фуртуна) (рассмотрено в порядке упрощенного производства) по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) (650000, Кемеровская область, г. Кемерово, проспект Советский, д. 74, корпус А ГСП-1, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к обществу с ограниченной ответственностью "Форвард" (650066, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Спортивная, д. 28, кв. 520, ОГРН 1154205007945, ИНН 4205308869) о взыскании штрафа в размере 500 руб. (октябрь 2017 года),
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) (далее - Пенсионный фонд) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кемеровской области к обществу с ограниченной ответственностью "Форвард" (далее - Общество, страхователь) о взыскании штрафа в размере 500 руб. (октябрь 2017 года).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ.
Решением от 05.02.2019 (резолютивная часть) Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что поскольку страхователь своевременно не устранил выявленную Пенсионным фондом ошибку и представил дополняющие сведения после истечения пятидневного срока на предоставление уточнений, то доказаны основания для привлечения страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Отзыв в материалы дела не поступал.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 271.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 09.11.2017 Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М типа "исходная" за октябрь 2017 года на 24 застрахованных лица, что подтверждается извещением о доставке от 09.11.2017, унифицированным протоколом проверки отчетности от 09.11.2017 со статусом "Документ принят".
По результатам проведенной предварительной проверки, в том числе, сверки форм СЗВ-СТАЖ за 2017 год и СЗВ-М тип "исходная" за октябрь 2017 года Пенсионным фондом были выявлены расхождения в отчетах, а именно: в сведениях СЗВ-СТАЖ за 2017 год отсутствовали данные в отношении 1 застрахованного лица, в связи с чем 01.02.2018 Пенсионным фондом в адрес Общества по телекоммуникационным каналам передано уведомление об устранении ошибок и несоответствий в сведениях со сроком исполнения в течение пяти рабочих дней с даты получения.
15.02.2018 Общество представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "отменяющая" за октябрь 2017 года на 1 застрахованное лицо, сведения о котором отсутствовали в СЗВ-СТАЖ за 2017 год, что подтверждается извещением о доставке от 15.02.2018, унифицированным протоколом проверки отчетности от 15.02.2018 со статусом "Документ принят".
Пенсионным фондом 06.07.2018 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 052S18180012953.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение от 14.08.2018 N 052S19180014022 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в сумме 500 рублей.
Обществу выставлено требование от 10.09.2018 N 052S01180050430 об уплате финансовых санкций в срок до 05.10.2018.
Поскольку в установленный требованием срок задолженность не уплачена, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления Пенсионного фонда о взыскании штрафа по требованию от 14.08.2018 N 052S19180014022, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции N 766н указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о представлении страхователем неполных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за октябрь 2017 года в отношении 1 застрахованного лица.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период - октябрь 2017 года - не позднее 15 ноября 2017 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за октябрь 2017 года в установленный законом срок.
Из материалов дела следует, что 01.02.2018 Пенсионным фондом в адрес страхователя было направлено уведомление об устранении ошибок по системе ТКС и получено последним 01.02.2018.
Форма СЗВ-М тип "отменяющая" за октябрь 2017 года, содержащая сведения в отношении 1 застрахованного лица, представлена Обществом 15.02.2018.
Из содержания части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена данной нормой, составляет нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Вместе с тем, по конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, страхователь своевременно исполнил свою обязанность по представлению в Пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах за октябрь 2017 года, возможная недостоверность изначально направленных сведений устранена страхователем за пределами установленного пятидневного срока.
Непредставление сведений в отношении застрахованных лиц в установленный срок, образует иной самостоятельный состав правонарушения. Однако, как следует из мотивировочной части решения от 14.08.2018 N 052S19180014022, Общество к ответственности за такое нарушение не привлекалось.
При вынесении названного решения и привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, допущенное обществом нарушение Пенсионный фонд квалифицировал как представление неполных сведений за октябрь 2017 года.
Следовательно, в действиях Общества нет того состава правонарушения, который ему вменяет Пенсионный фонд.
При таких обстоятельствах, учитывая, что первоначально сведения за октябрь 2017 года, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Законом N 27-ФЗ, были представлены страхователем в установленный законом срок, фактов наличия в данной отчетности недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, Управлением не установлено, отсутствовали правовые основания для привлечения его к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, и назначения штрафных санкций.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с Общества штрафа.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
С учетом того, что Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.02.2019 (резолютивная часть) Арбитражного суда Кемеровской по делу N А27-27197/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С. В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.