22 апреля 2019 г. |
Дело N А83-6921/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 22 апреля 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красногвардейский Элеватор" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 декабря 2018 года по делу N А83-6921/2018 (судья Евдокимова Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красногвардейский Элеватор" (ул. Элеваторная, д. 15 А, пгт. Красногвардейское, Красногвардейский район, Республика Крым, 297000) к Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым (пер. Тихий, д. 6, г. Симферополь, Республика Крым, 295001) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красногвардейский элеватор" (далее - ООО "Красногвардейский Элеватор", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, в котором просило суд признать незаконным и отменить Постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, С.А. Цейко, N 58/04.2-09 от 23.04.2018 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Красногвардейский Элеватор" к административной ответственности по ст. 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.12.2018, в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Красногвардейский Элеватор" было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Красногвардейский Элеватор", обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.12.2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции было принято с нарушением норм материального и процессуального права. Также, апеллянт указывает на то, что в протоколе не были указаны время и место совершения вмененного Обществу административного правонарушения, что является обязательными данными для отражения в протоколе о привлечении к административной ответственности. Также, апеллянт указывает на то, что привлечение Общества к административной ответственности за каждую поставку, произведенную в рамках одного договора, не основано на законе.
ООО "Красногвардейский Элеватор", явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения судебного разбирательства было уведомлено надлежащим образом.
Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте проведения судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом; однако возражения на апелляционную жалобу не представила.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление ООО "Красногвардейский Элеватор" и Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 05 декабря 2018 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании приказа Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 21.03.2018 N 125/П, в отношении ООО "Красногвардейский элеватор" в период с 27.03.2018 по 02.04.2018, была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки информации, указанной в мотивированном представлении от 19.03.2018 N 30/04.2-18, касающейся фактов вывоза подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны без получения карантинного сертификата.
В ходе проведения проверки было установлено, что согласно товарно-транспортной накладной от 08.03.2018, ООО "Красногвардейский элеватор" осуществило вывоз подкарантинной продукции, а именно: зерна - ячменя урожая 2017 года, в количестве 33,97 тонн, автомобилем Камаз, государственный регистрационной номер А 535 РО 82, с прицепом - государственный регистрационной номер АА 3753 82. Поставщиком и грузоотправителем подкарантинной продукции, являлся ООО "Красногвардейский элеватор", грузополучателем подкарантинной продукции являлся филиал ГУП РК "КМП" "Феодосийский торговый порт" (в квоту ООО "Красногвардейский элеватор"). Пункт погрузки подкарантинной продукции: Республика Крым, Краногвардейский район, село Менделеево.
Согласно пояснений, представленных заместителем директора по производству ООО "Красногвардейский элеватор" от 02.04.2018 N 48, отгрузка ячменя производилась из с. Менделеево Красногвардейского района Республики Крым на основании договора купли-продажи от 01.03.2018 N 01/03/18-01.
В соответствии с приказом Крымсельхознадзора от 28.08.2017 N 779/П "О введении карантинного фитосанитарного режима и установлении карантинной фитосанитарной зоны по амброзии полыннолистной" на территории Пятихатского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, в состав которого, входит и село Менделеево, установлена карантинная фитосанитарная зона и введен карантинный фитосанитарный режим.
Документы, подтверждающие карантинное фитосанитарное состояние партии подкарантинной продукции (ячмень, в количестве 33,97 тонн), у ООО "Красногвардейский элеватор" на момент проведения проверки отсутствовали, что является нарушением статей 21, 23 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 206-ФЗ "О карантине растений".
Указанное обстоятельство также было зафиксировано в Акте проверки N 02/04.2-08 от 02.04.2018.
Кроме того, административным органом, 02.04.2018 ООО "Красногвардейский элеватор" было выдано Предписание N 1/04.2-08, об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации.
В дальнейшем, по результатам проведенной проверки, 10.04.2018 специалистом- экспертом, государственным инспектором отдела государственного карантинного фитосанитарного надзора управления государственного карантинного фитосанитарного, семенного контроля (надзора), надзора за качеством зерна, Ермаковой А.П., был составлен протокол об административном правонарушении N 51/04.2-09 в отношении ООО "Красногвардейский элеватор" по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела подтверждается, что о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, ООО "Красногвардейский элеватор" уведомлялось надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела извещение о начале производства по делу об административном правонарушении N 32/04.2-19 от 02.04.2018, с отметкой о его получении лично представителем Общества 02.04.2018.
Кроме того, уполномоченный представитель ООО "Красногвардейский элеватор", Коноплева А.В., лично присутствовала при составлении протокола.
23.04.2018 заместитель начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, Цейко С.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО "Красногвардейский элеватор", вынес постановление о назначении административного наказания N 58/04.2-09 за совершение административного правонарушения, выразившегося в вывозе из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого, был введен карантинный фитосанитарный режим, без карантинного сертификата, что несет в себе угрозу дальнейшего распространения карантинных объектов на территории Республики Крым и других субъектов Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с вышеназванным постановлением, ООО "Красногвардейский элеватор" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения им административного правонарушения подтвержден материалами дела, порядок и срок привлечения его к административной ответственности не нарушены.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и дополнительного решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В силу частей 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Указом Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" (с учетом изменений от 07.08.2014 N 181-У), была создана Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 N 351 было утверждено Положение о Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым (далее - Положение).
Согласно пункту 2.3 Положения, к основным задачам Крымсельхознадзора относятся, в том числе, организация и осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), за исключением государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе в местах завершения таможенного оформления, за подкарантинной продукцией, ввозимой в Российскую Федерацию из иностранных государств, в том числе перемещаемой в почтовых отправлениях, в ручной клади и багаже пассажиров, членов экипажей морских судов, речных судов, воздушных судов, транспортных средств, поездных бригад, за транспортными средствами, которыми осуществляется ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции; в иных местах, в которых оборудованы пункты карантина растений, за подкарантинной продукцией при ее обороте на территории Российской Федерации, а также в местах хранения и переработки импортной подкарантинной продукции, за подкарантинными объектами.
В соответствии с пунктом 2.3.3 Положения, Крымсельхознадзор устанавливает и упраздняет карантинные фитосанитарные зоны, вводит и отменяет карантинный фитосанитарный режим, организовывает осуществление мероприятий по локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта.
Согласно п.4.18 Положения, Крымсельхознадзор имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях н рассматривать в соответствии с законодательством дела об административных правонарушениях, выносить постановления о привлечении к административной ответственности, а также представлять в установленном законодательством порядке в соответствующие органы материалы проверок для привлечения виновных лиц к ответственности.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое Постановление вынесено полномочным органом.
В соответствии со статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 206-ФЗ), государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) - деятельность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, направленная на выявление карантинных объектов в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах, обеспечение соблюдения карантинных фитосанитарных требований, предупреждение и пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации в области карантина растений, выполнение международных обязательств и соблюдение законодательства государств-импортеров, государств - членов Таможенного союза в области карантина растений.
В соответствии с п. 11 ст. 19 Закона N 206-ФЗ, в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об установлении карантинной фитосанитарной зоны и о введении карантинного фитосанитарного режима федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальный орган информирует граждан, юридических лиц, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность в карантинной фитосанитарной зоне, о границах карантинной фитосанитарной зоны, об установленных требованиях, о временных ограничениях, об ответственности за их нарушение и об иных условиях введения карантинного фитосанитарного режима путем размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликования в средствах массовой информации указанной информации.
21.08.2017 Крымсельхознадзором был издан приказ N 87/ОД, согласно которому, размещение информации на сайте Крымсельхознадзора портала Правительства Республики Крым, осуществляется путем подачи служебной записки.
Во исполнение требований п.11 ст.19 Закона N 206-ФЗ, на основании служебной записки начальника управления но защите и карантину растений, Носика А.В., 28.08.2017 уполномоченными сотрудниками Крымсельхознадзора на официальном сайте Крымсельхознадзора в разделе "Новости", была размещена информация о введении карантинного фитосанитарного режима и установлении карантинной фитосанитарной зоны на землях Пятихатского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, с указанием площади, установленных в связи с этим требованиях о временных ограничениях, об ответственности за их нарушение. Кроме того, в разделе "Деятельность" в подразделе "Карантинный фитосанитарный надзор (контроль)" имеется вкладка "Установление карантинных фитосанитарных зон и введение фитосанитарного режима на территории Республики Крым", где размещена скан-копия самого Приказа Крымсельхознадзора от 28.08.2017 N 779/П с приложениями N 1 - План-схема с границами, N 2 - Программа локализации.
В свою очередь, в Приказе нашли отражение конкретные кадастровые кварталы, что также (помимо приложения N 1 к этому приказу и указания площади, а также местности) позволяет определить границы установленной карантинной фитосанитарной зоны.
Между тем, в разделе "Деятельность" в подразделе "Карантинный фитосанитарный надзор (контроль)", имеется вкладка "Информация для граждан, юридических лиц в области карантина растений", в которой также размещена информация об ответственности в сфере карантина растений, где имеется отсылка на ст.10.2 КoAП РФ и разъясняются ее положения.
На основании вышеизложенного, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что приказ Крымсельхознадзора от 21.08.2017 N 779/П был своевременно размещен на официальном сайте Крымсельхознадзора в сети "Интернет".
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что Приказом директора ФГБУ "ВНИИКР" от 18.04.2016 N 209 был утвержден и введен в действие СТО ВНИИКР 7.002-2016 "Амброзия полыннолистная. Ambrosia artemisiifolia L. Порядок проведения карантинных Фитосанитарных мероприятий в очагах" (далее - СТО ВНИИКР 7.002-2016), который устанавливает правила проведения карантинных фитосанитарных обследований (далее - обследования) подкарантинных объектов на выявление очагов амброзии полыннолистной, правила установления карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима, в том числе принятия карантинных фитосанитарных мер и проведения фитосанитарных мероприятий по локализации очагов и ликвидации популяции амброзии полыннолистной, а также критерии установления факта ликвидации популяции амброзии полыннолистной и отмены карантинного фитосанитарного режима.
В соответствии с п. 6.1.1 СТО ВНИИКР 7.002-2016, обследованиям на выявление очагов амброзии полыннолистной, подлежат следующие подкарантинные объекты: территории морских и речных портов, пристаней, гражданских аэропортов, железнодорожных пограничных станций и других первичных пунктов ввоза подкарантинной продукции; территории предприятий, перерабатывающих подкарантинную продукцию; семеноводческие хозяйства, питомники, ботанические сады, сельскохозяйственные культуры и насаждения; животноводческие и птицеводческие хозяйства; обочины автомобильных и железных дорог, оросительных систем; населенные пункты; другие территории.
Из материалов дела следует, что земли Пятихатского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым относятся к подкарантинным объектам.
Что касается понятия - карантинный объект, то под ним понимается вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории Российской Федерации и внесенный в единый перечень карантинных объектов (пн. 14 ст.2 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ).
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.12.2014 N 501 был утвержден Перечень карантинных объектов, где в разделе II - Карантинные объекты, ограниченно распространенные на территории Российской Федерации в качестве растения (сорняка) определена "Амброзии полыннолистная (Ambrosia artemisiifolia L.)".
В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона N 206-ФЗ, установленный частью 2 настоящей статьи государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) осуществляется путем проведения должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе мероприятий, включающих в себя: 1) досмотр, осмотр подкарантинной продукции с отбором проб и (или) образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований в области карантина растений в целях определения соответствия ее состояния карантинным фитосанитарным требованиям; 2) организацию проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, а также транспортных средств, прибывающих на территорию Российской Федерации с территорий иностранных государств и из карантинных фитосанитарных зон; 3) проведение карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов.
Должностными лицами Крымсельхознадзора было проведено мероприятие по контролю (надзору), в ходе которого был осуществлен отбор образцов на землях Пятихатского сельского поселения Красногвардейского сельского поселения Республики Крым, по результатам экспертизы, которых, были выданы Заключение карантинной экспертизы от 31.07.2018 N 1344-о и Заключение карантинной экспертизы от 31.07.2018 N 1345-0, где указано, что выявлен "сорняк: карантинный объект - Амброзия полыннолистная (Ambrosia artcmisiifolia К.)".
Между тем, согласно п. 4 ст. 8 Закона N 206-ФЗ, по результатам осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) оформляется акт государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.
На основании вышеназванных Заключений карантинной экспертизы, должностным лицом Крымсельхознадзора был составлен Акт государственного карантинного Фитосанитарного контроля (надзора) от 28.08.2018 N 42, приложение N 2, к которому, описывает результаты государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), где установлено, что на землях Пятихатского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, в том числе, находящихся в пользовании ООО "Драйв", расположенных в кадастровых кварталах: 90:05:180701, 90:05:180401, 90:05:180402, 90:05:180403, 90:05:181201, 90:05:040801, 90:05:181101, 90:05:170401, 90:05:04090, на момент проведения планового (рейдового) обследования был выявлен карантинный объект - Амброзия полыннолистная, являющаяся злостным сорняком.
Карантинный фитосанитарный режим может быть введен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, либо его территориальным органом в случае выявления заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами (п. 1 ст. 19 Закона N 206-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона N 206-ФЗ, в случае подтверждения информации о заражении и (или) засорении подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальный орган в течение одного дня со дня получения результатов лабораторных исследований в области карантина растений принимает решение: 1) о введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны; 2) о нецелесообразности введения карантинного фитосанитарного режима и установления карантинной фитосанитарной зоны.
Учитывая, изложенное, с учетом пункта 3.2 Положения о Крымсельхознадзоре, последний уполномочен на введение карантинного фитосанитарного режима и установление карантинной (фитосанитарной) зоны.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона N 206-ФЗ, на период действия карантинного фитосанитарного режима могут устанавливаться запреты и (или) ограничения в отношении: 1) использования земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции, которая может способствовать развитию карантинных объектов и их распространению по территории Российской Федерации; 2) возделывания и (или) складирования отдельных видов растений, осуществления хозяйственной деятельности с использованием зараженной и (или) засоренной подкарантинной продукции и зараженных и (или) засоренных подкарантинных объектов; 3) выпаса сельскохозяйственных животных на пастбищах, зараженных и (или) засоренных карантинными объектами; 4) перемещения транспортных средств, оборудования, зараженных и (или) засоренных карантинными объектами; 5) вывоза без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим.
На период действия карантинного фитосанитарного режима предусматривается реализация программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта, предусмотренной статьей 20 настоящего Федерального закона (п. 5 ст. 18 Закона N 206-ФЗ).
В свою очередь, приказом Минсельхоза РФ от 13.02.2008 N 43 был утвержден Порядок установления и упразднения карантинной Фитосанитарной зоны, установления и отмены карантинного Фитосанитарного режима, наложения и снятия карантина (далее - Порядок).
В частности, Порядок определяет, что в целях своевременного выявления очагов карантинных объектов, установления карантинных фитосанитарных зон и их границ, карантинных фитосанитарных режимов и предотвращения дальнейшего распространения выявленных карантинных объектов подкарантинные объекты подлежат систематическому карантинному фитосанитарному обследованию (п.3).
Установление и упразднение карантинной фитосанитарной зоны, установление и отмена карантинного фитосанитарного режима, наложение и снятие карантина производится отдельно по каждому карантинному объекту (п.4).
При этом, карантинная фитосанитарная зона (с указанием се площади) может быть установлена в границах субъекта Российской Федерации, административного района, населенного пункта, земельного участка земель любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, мест складирования и иных объектов (п.7).
Карантинные фитосанитарные мероприятия по борьбе с карантинными объектами осуществляются до их полной ликвидации (п.12).
Пунктом 6.1.2 СТО ВНИИКР 7.002-2016 установлено, что систематические обследования подкарантинных объектов на выявление очагов амброзии полыннолистной проводят визуальным методом не менее одного раза в три года.
Суд установил, что во исполнение вышеизложенных норм, Крымсельхознадзором был издан Приказ от 28.08.2017 N 779/11, которым на землях Пятихатского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым введен карантинный фитосанитарный режим и установлена карантинная фитосанитарная зона по карантинному объекту - амброзия полыннолистная (Ambrosia artemisiilolia L.) по кадастровым кварталам: 90:05:180701. 90:05:180401. 90:05:180402. 90:05:180403. 90:05:181201. 90:05:040801. 90:05:181101. 90:05:170401. 90:05:040901. в том числе на землях, находящиеся в пользовании ООО "Драйв", на общей площади 1810.0 га (приложение N 1 к приказу), в том числе: очаг карантинного объекта подкарантинного объекта 1 - земельный участок площадью 150 га; очаг карантинного объекта подкарантинного объекта 2 - земельный участок площадью 50 га; очаг карантинного объекта подкарантиниого объекта 3 земельный участок площадью 80 га; буферная зона очагов карантинного объекта - территория площадью 1530.0 га.
Также, данным приказом был установлен карантинный фитосанитарный режим в карантинной фитосанитарной зоне, предусматривающий проведение карантинных фитосанитарных мероприятий по борьбе с амброзией полыннолистной, а также мероприятий направленных на предотвращение распространения карантинного объекта за пределы карантинной фитосанитарной зоны. Кроме того, была утверждена Программа локализации очага амброзии полыннолистной и ликвидации популяции карантинного объекта (приложение N 2 к приказу).
Между тем, судом установлено, что в состав Пятихатского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым входит в том числе и село Менделеево, что подтверждается Уставом муниципального образования Пятихатское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым, принятого решением Пятихатского сельского совета от 21.11.2014 N 18 (государственный регистрационный номер RU 935053182014001 от 23.12.2014).
Изучением сведений содержащихся в Публичной кадастровой карте Росреестра, а также поисково-информационной картографической службе Яндекс подтверждается, что село Менделеево представлено двумя кадастровыми кварталами, в частности, 90:05:180401 и 90:05:180402, на которых вышеуказанным приказом Крымсельхознадзора от 28.08.2017 N 779/П, был введен карантинный фитосанитарный режим и установлена карантинная фитосанитарная зона. В свою очередь, участки в кадастровых кварталах 90:05:180701, 90:05:180403, 90:05:181201, 90:05:040801, 90:05:181101, 90:05:170401, 90:05:040901, граничат, являются смежными или находятся вблизи по отношению к земельным участкам села Менделеево.
Судом установлено, что 13.03.2018 и 16.03.2018 в адрес Крымсельхознадзора за вх. N 1274/16-23 и N 1356/16-23, из Филиала ГУП КР "Крымские морские порты "Феодосийский торговый порт", поступили письма с информацией о том, что в период с 06.03 2018 по 16.03.2018, в Феодосийский торговый порт поступила подкарантинная продукция - "ячмень насыпью" в количестве 1052.520 тонн и 1987.000 тонн, соответственно, принадлежащий ООО "Красногвардейский элеватор" (Республика Крым, пгт. Красногвардейское) по договору, на перевалку.
В связи с поступившей информацией, на основании мотивированного представления от 19.03.2018 N 130/04.2-18, приказом Крымсельхознадзора от 21.03.2018 N 125/11, согласованном с прокуратурой Республики Крым решением от 22.03.2018 N7/5-452- 2018/11д 1630-2018, было назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Красногвардейский элеватор" в период с 27.03.2018 но 02.04.2018.
По результатам проведенной проверки был составлен Акт от 02.04.2018, согласно которого установлено, что ООО "Красногвардейский элеватор" осуществило вывоз подкарантинной продукции, а именно - ячмень урожая 2017 года, поставщиком и грузоотправителем которой являлось ООО "Красногвардейский элеватор", грузополучателем подкарантинной продукции являлся ГУН КР "Крымские морские порты "Феодосийский торговый порт". Пункт погрузки продукции: Республика Крым, Красногвардейский район, село Менделеево. Документы, подтверждающие карантинное фнтосанитарное состояние партии, отсутствуют.
Административная ответственность за нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции установлена ст.10.2 КоАП РФ.
Материалы дела содержат документальное подтверждение того, что 10.04.2018, в присутствии представителя ООО "Красногвардейский элеватор" Коноплевой Александры Валерьевны, в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 32/04.2-09, согласно которому ООО "Красногвардейский элеватор" осуществило вывоз подкарантинной продукции в количестве в количестве 33,97 тонн автомобилем Камаз, государственный регистрационный номер А 535 РО 82, прицеп с государственным регистрационном номером АА 3753 82.
В дальнейшем, 23.04.2018 постановлением заместителя начальника Крымсельхознадзора N 58/04.2- 19 ООО "Красногвардейский элеватор" было привлечено к административной ответственности по ст.10.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
В соответствии со статьей 10.2 КоАП РФ, нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава правонарушения выражается в нарушении порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
В силу статьи 1.5. КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В статье 2.1. КоАП РФ указано, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу пункта 29 статьи 2 Закона N 206-ФЗ, подкарантинная продукция - растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона N 206-ФЗ, выпуск в оборот подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами, ее хранение, перевозка, реализация, использование в качестве семян (семенного материала) или посадочного материала не допускаются.
Хранение, перевозка подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами, допускаются только в целях проведения ее карантинного фитосанитарного обеззараживания, переработки способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности.
Хранение, перевозка такой подкарантинной продукции должны осуществляться изолированно от подкарантинной продукции, свободной от карантинных объектов.
В пункте 3 статьи 22 Закона N 206-ФЗ установлено, что к ввозу в Российскую Федерацию допускается подкарантинная продукция, соответствующая карантинным фитосанитарным требованиям.
Пунктом 1 статьи 31 Закона N 206-ФЗ предусмотрено, что нарушение законодательства Российской Федерации в области карантина растений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 32 Закона N 206-ФЗ, граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования.
Проанализировав вышеуказанные правовые нормы коллегия судей пришла к выводу о том, что при ввозе подкарантинной продукции граждане, юридические лица обязаны выполнять фитосанитарные требования, в том числе, помимо требования о наличии и представлении в соответствующих случаях фитосанитарного сертификата, не допускать фактический ввоз продукции с карантинными объектами, данная обязанность также входит в состав требований порядка ввоза подкарантинной продукции в Российскую Федерацию.
Соответственно, следует признать факт того, что моментом совершения правонарушения по ст.10.2 КоАП РФ, в частности по данному, является факт вывоза (а не прибытия куда-либо) подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны - село Менделеево) Красногвардейского района, при отсутствии соответствующего карантинного сертификата.
Так, факт вывоза подкарантинной продукции ООО "Красногвардейский элеватор" из карантинной фитосанитарной зоны, подтверждается материалами административного дела, а именно: письмами из Филиала ГУП КР "Крымские морские порты "Феодосийский торговый порт" в адрес Крымсельхознадзора за вх. N 1274/16-23 и N 1356/16-23 от 13.03.2018 и 16.03.2018 сообщением о том, что в период с 06.03 2018 по 16.03.2018 в Феодосийский торговый порт поступила подкарантинная продукция - "ячмень насыпью" в количестве 1052,520 тонн и 1987,000 тонн, соответственно, принадлежащий ООО "Красногвардейский элеватор" (Республика Крым, пгт. Красногвардейское) по договору на перевалку; Договором купли-продажи от 01.03.2018 N 01/03/18-01, заключенном между ООО "Красногвардейский элеватор" (как Покупателем) и ООО "ЭТАЛОН КРЫМ" (как Продавец), по которому Продавец обязуется поставить и передать в собственность, а Покупатель принять и оплатить ячмень в зачетном составе 1200 тонн +/- 10%; Товарно-транспортной накладной от 10.03.2018, по которой грузополучателем является ГУП КР "Крымские морские порты "Феодосийский торговый порт" - Республика Крым, г. Феодосия, ул. Горького, д.14.
Кроме того, сам факт вывоза подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны, описан в апелляционной жалобе и письменных пояснениях представителя Общества.
При этом, документы, подтверждающие карантинное фитосанитарное состояние партии перевозимого зерна, отсутствуют.
Что касается довода Общества относительно того, что перевозимая по Договору купли-продажи от 01.03.2018 N 01/03/18-01, продукция является одной партией, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с п.4 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.07.2007 N 293, карантинный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции при ее вывозе из карантинных фитосанитарных зон.
В соответствии с п. 28 ст. 2 Заколна N 206-ФЗ, партия подкарантинной продукции - это количество однородной подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю.
Соответственно, следует признать факт того, что вывоз подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны транспортными средствами, не является длящимся и считается оконченным в момент вывоза подкарантиннной продукции одним транспортным средством без соответствующего карантинного сертификата.
Таким образом, весь объем подкарантинной продукции указанной в качестве предмета договора N 01/03/18-01 от 01.03.2018 года, не может расцениваться как партия подкарантинной продукции, поскольку не является количеством однородной подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю.
Что касается довода представителя Заявителя об отсутствии его вины, то в п.16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Следовательно, позиция заявителя об отсутствии умысла Общества в совершенном правонарушении, несостоятельна.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 ст.26.2 КоАП РФ.
Между тем, доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, обществом не представлено.
Вступая в соответствующие правоотношения, Общество должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в соблюдении правил, регламентирующих порядок карантина растений.
Что касается довода представителя Общества о возможном не вхождении территории места погрузки, перевезенного им, без карантинного сертификата, подкарантинной продукции - зерна ячменя (ангара, склада, хранилища), в установленную подкарантинную зону, то суд апелляционной инстанции признает его безосновательным, учитывая факт того, что документального подтверждения этого в дело им не представлено, равно как и описания конкретного местонахождения и вида места погрузки подкарантинной продукции.
Довод представителя Заявителя, касающийся отсутствия в Протоколе о совершении административного правонарушения даты и места его составления, признается также безосновательным исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В свою очередь, данные обстоятельства не носят существенный характер, не повлияли на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела, учитывая, что эти данные в последствие были отражены в оспариваемом Постановлении.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении его требований.
Доводы апелляционной жалобы свидетельствуют о несогласии с установленными судом первой инстанции обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку, при этом, оснований для их переоценки, в данном случае отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно статье 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 декабря 2018 года по делу N А83-6921/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красногвардейский Элеватор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.