г. Челябинск |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А47-9778/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Лукьяновой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29 января 2019 г. по делу N А47-9778/2018 (судья Калашникова А.В.).
В судебном заседании приняли участие представители: акционерного общества "КТЖ-Грузовые перевозки" - Ребрунова Ю.Н. (доверенность от 07.12.2018 N 17-Д), Кульманова Д.М. (доверенность от 04.09.2018 N 326-Д-ГП);
общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" - Кудряшов М.В. (доверенность от 27.12.2018 N 304).
Акционерное общество "КТЖ-Грузовые перевозки" (далее - истец, АО "КТЖ-Грузовые перевозки") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Руссоль" (далее - ответчик, ООО "Руссоль") о взыскании задолженности в сумме 559 915 руб. 57 коп.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.01.2019 (резолютивная часть объявлена 21.01.2019) исковые требования удовлетворены. Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Руссоль" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы утверждает, что истцом пропущен срок исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Кроме того, АО "КТЖ-Грузовые перевозки" необоснованно заявлены требования об оплате задолженности за хранение груза на своих осях; акты общей формы не подписаны представителем ответчика.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям. Представитель истца возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта. Как следует из материалов дела, 27.04.2010 между акционерным обществом "Национальная компания "Казакстан Темiр Жолы" в лице филиала АО "Национальная компания "Казакстан Темiр Жолы" - "Илецкий железнодорожный участок" (исполнитель) и акционерным обществом "Илецксоль" (заказчик) заключен договор N 5 на оказание транспортных услуг железнодорожным транспортом, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию транспортных услуг по перевозке грузов, на основании Закона Республики Казахстан и правил перевозок грузов, на условиях договора исполнитель производит подачу и уборку выгонов на подъездной путь заказчика, примыкающий к стрелочному переводу станции Илек-1 АО "НК" "КТЖ", обслуживаемый собственным локомотивом.
Цена услуг и порядок оплаты определены разделом 2 договора.
Так, в соответствии с пунктом 2.1 рассматриваемого договора, заказчик обязуется перечислять 100% предоплату в российских рублях за перевозку грузов платежным поручением по реквизитам филиала АО "Национальная компания "Казакстан Темiр Жолы"-"Илецкий железнодорожный участок".
После получения предоплаты исполнитель оказывает транспортные услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом и производит оформление перевозочных документов на предъявляемый подвижной состав:
- за подачу и уборку вагонов, за маневренную работу, не совмещенную во времени с подачей и уборкой вагонов и выполненную по отдельному требованию заказчика, по ставкам, установленным тарифом исполнителя;
- плата за пользование вагонами (пункт 2.4 договора).
В силу пункта 3.1.1 договора, исполнитель обязан оказать услуги в соответствии с требованиями рассматриваемого договора.
В течение 10 календарных дней после окончания отчетного месяца предоставить заказчику за отчетный месяц акты выполненных работ (оказанных услуг), перечень выполненных работ (оказанных услуг), счета- фактуры, оформленные (пункт 3.1.3 договора).
Заказчик, в силу пункта 3.2.2 договора, обязан оплатить услуги в установленный срок в соответствии с условиями рассматриваемого договора.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по рассматриваемому договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан и Российской Федерации (пункт 4.1 договора).
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2010 (пункт 6.1 договора).
Если одна сторона не уведомит другую сторону за 30 дней до окончания договора о намерении прекратить договорные отношения, то рассматриваемый договор считается пролонгированным (пункт 6.2 договора).
Все споры и разногласия, возникающие при исполнении рассматриваемого договора, решаются сторонами путем переговоров, которые могут проводится путем отправления писем по почте, обмена факсимильными сообщениями (пункт 7.1 договора).
Если стороны не придут к соглашению путем переговоров, все споры рассматриваются в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензии - 10 дней с момента получения претензии (пункт 7.2 договора).
В случае невозможности разрешения разногласий путем переговоров они подлежат рассмотрению в судебном порядке по месту нахождения исполнителя в соответствии с законодательством РФ (пункт 7.3 договора).
По всем вопросам и спорам, не предусмотренным настоящим договором, стороны руководствуются Законом Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте", Временным уставом железных дорог Республики Казахстан, Правилами перевозок и грузов, действующим законодательством Республики Казахстан и Российской Федерации, регламентирующим деятельность железных дорог и взаимоотношения хозяйствующих субъектов.
Досрочное расторжение договора, либо дополнение, изменение его условий может иметь место по согласованию сторон с оформлением дополнительного соглашения, а при наличии спора - по решению суда согласно действующего законодательства Российской Федерации (пункт 7.4 договора).
Дополнительным соглашением N 1/308 к договору N5 от 27.04.2010 на перевозку грузов железнодорожным транспортом от 21.12.2015 внесены изменения в подпункт "а" пункта 10.1 раздела 10 "Прочие условия" текстом следующего содержания: "При задержке вагонов на путях станций в ожидании подачи на подъездной путь по вине заказчика за простой вагонов взыскивается плата за пользование вагонами. Плата за пользование вагонами исчисляется с момента подачи вагонов на выставочный путь N15 заказчика до момента получения письменного уведомления о готовности их к уборке. Плата за пользование вагонами взыскивается по ставкам пунктов NN 3-6 главы раздела 1 Временного прейскуранта", часть 3".
По условиям дополнительного соглашения к договору N 5 от 27.04.2010 о перемене лиц в обязательстве на перевозку грузов железнодорожным транспортом от 01.05.2017 заключенного между филиалом ОА "Национальная компания "Казакстан Темiр Жолы" - "Илецкий железнодорожный участок" (сторона 1), филиалом АО "КТЖ-Грузовые перевозки" - "Илецкое отделение ГП" (сторона 2) и ООО "Руссоль" (сторона 3) сторона 1 передает, а сторона 2 принимает на себя все права и обязанности по договору на перевозку грузов железнодорожным транспортом N5 от 27.04.2010 с 01.05.2017 в полном объеме и на тех же условиях, существовавших на момент их передачи (пункт 1 дополнительного соглашения).
После передачи прав и обязанностей по условиям настоящего дополнительного соглашения происходит полная замена стороны по договору - стороны 1 на сторону 2, в результате которой сторона 1 полностью выбывает из договора (пункт 2 дополнительного соглашения).
В обоснование заявленных требований истец указывает, что в соответствии с заключенными договором и дополнительными соглашениями к договору истцом ответчику оказывались транспортные услуги. В период с января по декабрь 2017 г. по станции Илецк на станционных путях филиала АО "КТЖ-Грузовые перевозки" - "Илецкое отделение ГП" простаивали вагоны грузоотправителя ООО "Руссоль" в количестве 255 шт., в связи с чем образовалась задолженность по сборам за занятие станционных, магистральных путей порожными вагонами, прибывшими в адрес ООО "Руссоль" на общую сумму 559 915 руб. 57 коп., включая плату за простой и хранение вагонов.
Поскольку ответчиком допущена задержка нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика, истцом в адрес ответчика направлена претензия от 20.04.2018 N 500 с указанием начисленной платы и предложением об оплате, которая оставлена ООО "Руссоль" без удовлетворения.
Полагая, что ответчик необоснованно не принимал вагоны на свои подъездные пути, что впоследствии привело к их простою на станционных путях и начислению сборов за хранение, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. В соответствии с частью 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 31.12.2014 N 503-ФЗ) (далее - УЖТ РФ, Закон N18-ФЗ), за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций. Таким образом, часть 11 статьи 39 УЖТ РФ предусматривает взимание платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования. Как указано в части 12 статьи 39 УЖТ РФ (в редакции Закона N503-ФЗ), если в указанных в части 11 настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (часть 17 статьи 39 УЖТ РФ). Приказом Федеральной службы по тарифам России от 29.04.2015 N 127- т/1 утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также внесены изменения и дополнения в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12. Согласно пункту 1.6 Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам России от 29.04.2015 N 127-т/1 (далее - Тарифное руководство) время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статьи 39 Устава по данным актов общей формы или в соответствии с условиями, определенными по соглашению сторон. Частью 19 статьи 39 УЖТ РФ установлено, что для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы. Согласно статье 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Указанные акты представлены в материалы дела. Расчет составлен в соответствии со сведениями, отраженными в первичных документах. Основанием для начисления платы является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Согласно пункту 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы. Факт простоя вагонов на путях общего пользования станции Илецк зафиксирован вышеназванными актами общей формы NN 2248/29, 2252/31, 2254/34, 2253/33, 4379/547, 47378/548, 4377/549, 4376/550, 4362/551, 4361/552, 4334/554, 4333/555, 4331/556, 4330/557, 4332/558, 4336/559,4337/560,4338/561, 4353/562, 4370/563, 4371/564, 47372/565, 4373/566, 4374/567, 4378/568, 4401/569, 4417/570, 4418/571, 4419/572, 4420/573, 4421/574, 4422/575, 4423/576, 4424/577, 4430/578, 4431/579, 4432/580, 4441/581, 4442/582, 4443/583, 4444/584, 4445/585, 4446/586, 4451/587, 4452/588, 4453/589, 4455/590, 4456/591, 4475/592, 4486/593, 4487/594, 4488/595, 4468/596, 4469/597, 4470/598, 4471/599. В перечисленных актах общей формы отражено, что указанные в них вагоны, находящиеся на путях общего пользования, зачислены на простой ввиду занятости выставочных путей, а также из-за большого скопления вагонов на пути ООО "Руссоль". Оценив представленные акты, суд установил, что они оформлены в соответствии со статьей 119 УЖТ РФ, Правил N 45. Доводы ответчика относительно не предъявления ему вышеуказанных актов для подписания не соответствуют действительности, поскольку ведомости подачи-уборки вагонов и уведомления за оспариваемые периоды подписаны представителем ООО "Руссоль". Ответчиком не представлены возражения либо разногласия относительно содержания актов общей формы в установленный срок. В материалы дела представлены уведомления, в которых отражены наименование грузоотправителя/грузополучателя, номера вагонов, наименования грузов, планируемое время подачи вагонов, дата и время подачи уведомления, лицо, принявшее уведомление. Таким образом, ответчик обязанность по принятию порожних вагонов не исполнил по причине занятости фронта погрузки железнодорожного пути необщего пользования. Истец также понес дополнительные расходы, которые рассчитаны в соответствии с согласованными сторонами условиями и указанными выше нормативными актами. Расчет основан на представленных в материалы дела накопительных карточках дополнительных сборов. Вопреки доводам подателя жалобы предъявление АО "КТЖ-Грузовые перевозки" требований об оплате сумм за хранение груза на своих осях основано на условиях заключенного договора N5 и соглашения от 01.05.2017. Для удостоверения обстоятельств, которые могут служить основанием для материальной ответственности сторон, составляется акт общей формы ГУ-23, при этом расчет платы за простой (задержку) вагонов на магистральных, станционных путях произведен на основании соответствующего акта, где указаны причины простоя вагонов и точное время простоя вагонов в часах. Принимая во внимание, что ответчик необоснованно не принимал вышеуказанные вагоны на свои подъездные пути, что впоследствии привело к их простою на станционных путях и начислению сборов за хранение, истцом по каждому случаю простоя были составлены соответствующие акты формы ГУ-23. При этом, на момент составления актов общей формы ГУ-23, 255 вагонов грузополучателя, простаивающих на станционных путях перевозчика были раскредитованы представителем ООО "Руссоль", что подтверждается книгой прибытия вагонов. Таким образом, взыскиваемая истцом сумма является платой за пользование вагонами и контейнерами, которая вносится перевозчику грузоотправителем, грузополучателем, ветвевладельцем, в отличие от сбора за хранение груза, который, в свою очередь, является сбором за дополнительные услуги, связанные с перевозкой. Доказательств, объективно опровергающих установленные обстоятельства, ответчиком в материалы дела не представлено (статья 65 АПК РФ). Таким образом, исковые требования о взыскании 559 915 руб. 57 коп. на простой вагонов на подъездных путях и их хранение, обоснованно удовлетворены судом первой инстанции. Доводы ООО "Руссоль" о пропуске срока исковой давности правомерно отклонены судом первой инстанции. Согласно нормам статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (пункт 1 статьи 197 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до внесения судом решения. Истец, возражая в отношении довода ответчика о пропуске срока исковой давности, указал, что срок исковой давности в части взыскания платы за простой вагонов в январе 2017 г. соблюден, поскольку претензия была направлена 20.04.2017 и получена ответчиком по его юридическому адресу 24.04.2017. Повторная претензия направлялась в декабре 2017 г., на что от ООО "Руссоль" был получен ответ от 15.12.2017. Также истец утверждает, что требования АО "КТЖ-Грузовые перевозки" об уплате суммы задолженности по направленным претензиям были удовлетворены ответчиком частично. В соответствии со статьей 126 УЖТ РФ иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков. Указанный срок исчисляется в отношении взыскания штрафа за невыполнение заявки - по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа; иных случаев - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков. Материалами дела подтверждено, что ответчик не организовал отправку вагонов в срок, предусмотренный договором, в связи с чем образовался простой вагонов, что, в свою очередь, послужило основанием для предъявления истцом претензий об оплате штрафов. Судом установлено, что истцом ответчику направлены претензии с просьбой подписания актов и внесения платы за время простоя вагонов: NИЖУ/605и от 20.04.2017, N2210 от 13.12.2017, N 375 от 29.12.2017, N105 от 19.01.2018, N500 от 20.04.2018, N 718 от 14.06.2018. Факт получения претензии от 20.04.2017 подтверждается представленным почтовым уведомлением о вручении заказного письма 24.04.2017. Факт получения претензии от 13.12.2017 подтверждается представленным ответом ООО "Руссоль" от 15.12.2017. Из материалов дело следует, что в феврале 2018 г. ответчиком оплачены суммы штрафов за невыполнение плана перевозок за весь 2017 г. в размере 1 364 375 руб. 28 коп. (7 667 789,50 тенге), в том числе за оспариваемые периоды. Кроме того, в силу пунктов 3, 4 статьи 202 ГК РФ если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры. Со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления течения срока исковой давности, течение ее срока продолжается. Остающаяся часть срока исковой давности, если она составляет менее шести месяцев, удлиняется до шести месяцев, а если срок исковой давности равен шести месяцам или менее шести месяцев, до срока исковой давности. Таким образом, течение срока исковой давности приостановилось на срок 6 месяцев со дня направления претензии от 13.12.2017. После истечения 6 месяцев, оставшаяся часть срока удлинилась на срок 6 месяцев. Исковое заявление подано в суд 06.08.2018, то есть в пределах срока исковой давности, ввиду чего довод подателя жалобы о пропуске данного срока подлежит отклонению судом апелляционной инстанции как противоречащий фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства. Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы ООО "Руссоль" подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Руссоль" - без удовлетворения. На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет. Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29 января 2019 г. по делу N А47-9778/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.