город Томск |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А45-5112/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Павловой Ю.И., |
судей: |
Киреевой О.Ю., |
|
Стасюк Т.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гареевой В.Ф., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Мэрии города Новосибирска, Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города (N 07АП-2158/2019(1,2)) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 января 2019 года по делу N А45-5112/2018 (судья Лузарева И.В.) по иску войсковой части 2668 (630008, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Пролетарская, 17, ОГРН 1055405221090, ИНН 5405306050) к муниципальному образованию город Новосибирск в лице Мэрии города Новосибирска (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, 34, ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846) об обязании принять имущество в муниципальную собственность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Российская Федерация в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (город Новосибирск); муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска "Горводоканал" (город Новосибирск); Мэрия города Новосибирска в лице Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города (город Новосибирск); ТСН "Ельцовская 20" (город Новосибирск), Сибирский округ войск национальной гвардии Российской Федерации (город Новосибирск).
В судебном заседании приняли участие представители
от истца: Дробышев И.С., по доверенности от 09 января 2019 года,
от ответчика: Сидоренко И.Ю., по доверенности от 24 декабря 2018 года,
от Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города: Сидоренко И.Ю., по доверенности от 27 ноября 2018 года.
СУД УСТАНОВИЛ:
войсковая часть 2668 обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию город Новосибирск в лице Мэрии города Новосибирска (далее - мэрия, ответчик) об обязании принять в муниципальную собственность сети канализационные напорные (кадастровый номер 54:35:032805:2160), сети канализационные внутриплощадочные (кадастровый номер 54:35:032805:2159), сети водоснабжения 2*100 (кадастровый номер 54:35:032805:2158), находящиеся по адресу: г. Новосибирск, ул. Ельцовская, 20, а также канализационную насосную станцию (кадастровый номер 54:35:032805:1767), находящуюся по адресу: г. Новосибирск, ул. Ельцовская, 20б.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Российская Федерация в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области; муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска "Горводоканал"; Мэрия города Новосибирска в лице Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города (далее - департамент); ТСН "Ельцовская 20", Сибирский округ войск национальной гвардии Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24 января 2019 года по делу N А45-5112/2018 требования истца удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, мэрия и департамент обратились с апелляционными жалобами, в которых просили решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мэрия в своей апелляционной жалобе, указала, что порядок выявления бесхозяйных сетей города Новосибирска утвержден постановлением мэрии от 16 мая 2011 года N 4074, указанный порядок в отношении спорного имущества не соблюден; спорные канализационные сети имеют дефекты, требующее устранения; отсутствие воли органов местного самоуправления в отношении передачи спорных объектов не принято судом во внимание.
По мнению департамента, истец не обладает правом по иск о принятии в муниципальную собственность канализационных сетей, находящихся по адресу: г. Новосибирск, ул. Ельцовская, 20, поскольку не является собственником указанного имущества; передача имущества из федеральной собственности в муниципальную возможно лишь при согласии муниципального образования.
Муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска "Горводоканал" отзывом на апелляционную жалобу поддержало правовую позицию апеллянтов.
Истец, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области; ТСН "Ельцовская 20", Сибирский округ войск национальной гвардии Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области; ТСН "Ельцовская 20", Сибирский округ войск национальной гвардии Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении заседания не направили. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
В судебном заседании представитель мэрии, департамента настаивали на удовлетворении апелляционных жалоб по изложенным в них основаниям; представитель истца просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, департамента, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта от 23 декабря 2004 года принят в эксплуатацию многоквартирный жилой дом по адресу: г. Новосибирск, ул. Ельцовская, 20 с трансформаторной подстанцией и индивидуальным тепловым пунктом.
Отведение сточных бытовых вод от канализационного выпуска дома в централизованную систему водоотведения осуществляется через:
- сети канализационные внутриплощадочные протяженностью 31 м (с кадастровым номером 54:35:032805:2159, находящиеся в собственности Российской Федерации и переданные в оперативное управление войсковой части 2668),
- канализационную насосную станцию (далее - КНС) (с кадастровым номером 54:35:032805:1767, находящуюся в федеральной собственности и переданную на баланс войсковой части 2668 по акту от 27 марта 2006 года и далее
- через сети канализационные напорные протяженностью 366 м (кадастровый номер 54:35:032805:2160, находящиеся в собственности Российской Федерации и переданные в оперативное управление войсковой части 2668).
Заказчиком строительства многоквартирного дома, канализационных сетей и КНС, являлся отдел капитального строительства Сибирского округа внутренних войск МВД России (ныне ФГКУ "9 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии РФ" - далее 9 центр заказчика-застройщика), что подтверждается актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 23 декабря 2004 года, заключением управления Главгосэкспертизы России по Новосибирской области N 338 от 04 ноября 2004 года.
Указанная КНС после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию принята от 9 центра заказчика-застройщика войсковой частью 2668 на основании акта приема-передачи от 27 марта 2006 года.
Актом о приеме-сдаче от 27 марта 2006 года ОКС Сибирского округа внутренних войск МВД России передал безвозмездно войсковой части 2668 КНС.
Такими же актами от 27 марта 2006 года ОКС Сибирского округа внутренних войск МВД России передал безвозмездно войсковой части 2668 сети водопроводные, сети канализационные внутриплощадочные, сети канализационные напорные по адресу: г. Новосибирск, ул. Ельцовская, 20.
Указывая, что нахождение спорных объектов на балансе войсковой части противоречит задачам войск национальной гвардии Российской Федерации, к объектам войсковой части эти сети не относятся, спорные сети и КНС обеспечивают водоотведение жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Новосибирск ул. Ельцовская, 20, спорные сети водоснабжения и водоотведения подключены к централизованным сетям города Новосибирска, организация водоотведения и водоснабжения населения, проживающего на территории муниципального образования, относится к полномочиям органов местного самоуправления, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 (далее - Постановление N 3020-1), статьями 2, 3 Федерального закона от 08 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ), статьями 14, 16, 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), статьей 2 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 226-ФЗ) и исходил из того, что спорные объекты инженерной инфраструктуры не являются имуществом, необходимым для осуществления задач, возложенных на Росгвардию, предназначены для решения исключительно вопросов местного муниципального значения.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в том числе, относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановление N 3020-1 установлено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу абзаца 4 пункта 1 приложения 3 к Постановлению N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к муниципальной собственности.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме от 11 июня 1997 года N 15 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 423-ФЗ безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 423-ФЗ установлено, что если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов в соответствии с Федеральным законом.
Частью 1 статьи 3 Закона N 423-ФЗ определено, что решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок ним право собственности на сети канализационные внутриплощадочные, сети канализационные напорные, сети водоснабжения 2х100 по адресу: г. Новосибирск, ул. Ельцовская, 20 зарегистрировано за Российской Федерацией, право оперативного управления за войсковой частью 2668 (дата регистрации от 25 апреля 2017 года).
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 16 августа 2017 года N 257/13 правообладателем насосной станции является Российская Федерация. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области от 26 июля 2017 года N 560-р указанное имущество передано в оперативное управление войсковой части 2668.
01 апреля 2016 года в соответствии с подпунктом 24 пункта 8 Положения о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних войск Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 03 марта 1999 года N 281, главнокомандующий внутренними войсками МВД России принял решение N 4/25-2684 о передаче федерального недвижимого имущества, в том числе войсковой части 2668 Сибирского регионального командования внутренними войсками МВД России, в муниципальную собственность города Новосибирска согласно прилагаемого к данному распоряжению перечню.
В указанный перечень под номерами 17, 20, 21, 22 и 23 вошли и спорные объекты недвижимости - сети водоснабжения, сети напорные внутриплощадочные, сети канализационные напорные и канализационная насосная станция, расположенные по адресу: г. Новосибирск, ул. Ельцовская, 20.
Спорные сети водоснабжения, КНС и канализационные сети представляют собой объекты коммунально-бытового назначения инфраструктуры муниципального образования, предназначенные для обслуживания населения
Войсковая часть 2668 подведомственна Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 года N 510 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации Росгвардия является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом войск национальной гвардии и организаций, находящихся в ведении Росгвардии.
В соответствии с пунктом 67 раздела 2 данного Положения Росгвардия осуществляет в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества войск национальной гвардии, а также федерального имущества, переданного организациям, находящимся в ведении Росгвардии.
Частью 1 статьи 2 Закона N 226-ФЗ установлено, что на воинские части в соответствии с их служебно-боевым предназначением возложены следующие задачи: участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности; охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными правительством Российской Федерации; участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом; участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции: участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации.
Иные задачи на воинские части могут быть возложены решениями Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Оказание коммунальных услуг и содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства не свойственны профилю деятельности воинской части.
Согласно статье 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 85 указанного закона находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Принимая во внимание, что спорные объекты инженерной инфраструктуры не являются имуществом, необходимым для осуществления задач, возложенных на Росгвардию, объекты предназначены для решения исключительно вопросов местного муниципального значения, апелляционным судом поддержан вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Довод апелляционных жалоб об отсутствии у истца права на иск отклонен апелляционным судом, войсковая часть 2668 подведомственна Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, решение о передаче спорного имущества в муниципальную собственность принято уполномоченным лицом, привлеченный к участию в дела Сибирский округ войск национальной гвардии Российской Федерации возражений относительно полномочий истца на предъявление рассматриваемого требования не высказал.
Иные доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с судебной оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции, что, само по себе, не является основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Учитывая, что приведенные в апелляционных жалобах доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция посчитала обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался, поскольку апеллянты освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 января 2019 года по делу N А45-5112/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Ю.И. Павлова |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.