г. Челябинск |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А47-2403/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.02.2019 по делу N А47-2403/2018 (судья Цыпкина Е.Г.).
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к администрации муниципального образования Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области (далее - Администрация сельсовета, заинтересованное лицо) о признании недействительным и отмене постановления администрации муниципального образования Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области от 11.08.2016 N 157-п "О прекращении права пользования земельным участком".
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области (далее - Администрация района), открытое акционерное общество "Орское карьероуправление" (далее - ОАО "Орское карьероуправление"), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - Управление Росимущества).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.02.2019 (резолютивная часть оглашена 19.02.2019) требования Министерства удовлетворены, оспариваемое постановление признано недействительным (т. 3, л.д. 45-48).
С решением суда не согласились Администрация сельсовета, обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В жалобе Администрация сельсовета, ссылаясь на положения ст. 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что прекращение права постоянного бессрочного пользования произведено в соответствии с нормами названных статей в силу отказа землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок, о чем в материалы дела представлено письмо АО "Орское карьероуправление" от 15.08.2016 согласно которому оно не пользуется земельным участком с кадастровым номером 56:13:0000000:35 с 2006 года. С учетом изложенного апеллянт просит состоявшийся судебный акт отменить (т. 3, л.д. 56-57).
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
С учётом мнения представителей истца и ответчика и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей участвующих в деле лиц лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном Главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 21.09.1977 Орскому Карьероуправлению Главоренбургстроя Минтяжстроя СССР города Орска в постоянное пользование отведено 9 гектаров земли, о чем выдан Акт на право пользования землей исполнительным комитетом Кваркенского районного Совета депутатов трудящихся.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 01.09.2016 N 56/16-496312 следует, что земельный участок с кадастровым номером 56:13:0000000:35 поставлен на кадастровый учет 21.09.1977, указанный земельный участок принадлежит на праве постоянного пользования Орскому Карьероуправлению Главоренбургстроя Минтяжстроя СССР г. Орска Оренбургской области на основании акта на право пользования землей от 21.09.1997 Nб/н (т. 1 л.д.8-10).
Пунктом 9 решения Малого Совета Оренбургского областного Совета народных депутатов от 16.09.1992 N 45-мс "О ходе приватизации и внесении дополнений и изменений в программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Оренбургской области на 1992 год", предписано в соответствии с п.8 Постановления Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 считать областной государственной собственностью объекты народного хозяйства и иное имущество, перечисленное в приложении N2 (т. 1 л.д.18-19).
Согласно приложению N 2 к вышеуказанному решению Малого Совета в перечень и имущества, передаваемых в государственную собственность Оренбургской области включено Орское карьероуправление (п.17 Перечня - т. 1 л.д.19 оборот).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1993 N 1214 "О передаче государственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в государственную собственность Оренбургской области", согласно Приложению N 1 Орское карьероуправление, г. Орск вошло в перечень государственных предприятий и организаций, передаваемых в государственную собственность Оренбургской области (т. 1 л.д.20).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, выданному по состоянию на 09.10.2017, земельный участок с кадастровым номером 56:13:0000000:35, площадью 90 000 кв.м., расположенный по адресу (описание местоположение): Оренбургская область, Кваркенский район, поставлен на кадастровый учет 21.09.1977. Разрешенное использование участка: для ведения работ, связанных с пользованием недрами (для добычи мрамора и складирования вскрышных пород), правообладателем участка согласно данным паспорта является Орское карьероуправление Главоренбургстроя Минтяжстроя СССР (т. 1 л.д.13 оборот).
Согласно письму за подписью генерального директора ОАО "Орское карьероуправление", направленному в ответ на запрос администрации Кваркенского сельсовета, общество указало, что является учредителем общества с ограниченной ответственностью "Кваркенский мраморный карьер" (ООО "КМК"). 16.06.2006 г. ОАО "Орское карьероуправление" обратилось в администрацию Кваркенского района о предоставлении в аренду земельного участка под промплощадку и развитие карьера площадь. 115738, 5 кв.м. и под отвалообразование площадь 9084,5 кв.м. в связи с созданием ООО "КМК". 31.08.2006 между Администрацией муниципального образования Кваркенский район и ООО "КМК" заключен договор аренды земельного участка площадью 9 га. Таким образом ОАО "Орское карьероуправление" не пользуется земельным участком с кадастровым номером 56:13:0000000:35 с 2006 года. Право постоянного бессрочного пользования прекращено в связи с заключением 31.08.2006 вышеназванного договора аренды (т. 1 л.д.42)
Постановлением Администрации муниципального образования Кваркенский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области от 11.08.2016 N 157-п "О прекращении права постоянного пользования земельным участком" прекращено право постоянного пользования земельным участком площадью 90 000 кв.м., с кадастровым номером 56:13:0000000:35, адрес (описание местоположение): Оренбургская область, Кваркенский район, для ведения работ, связанных с пользованием недрами (для добычи мрамора и складирования вскрышных пород) Орского Карьероуправления Главоренбургстроя Минтяжстроя СССР г. Орска Оренбургской области в связи с отсутствием правоспособности юридического лица.
14.09.2016, между Администрацией муниципального образования Кваркенский сельсовет (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Кваркенский мраморный карьер" заключен договор аренды земельного участка 56:13:0000000:35 для ведения работ, связанных с пользованием недрами (для добычи мрамора и складирования вскрышных пород) сроком на 11 месяцев.
Полагая, что право собственности на земельный участок является разграниченным и принадлежит Оренбургской области, в силу чего Администрация сельсовета не обладала полномочиями по распоряжению указанным земельным участком и, соответственно, не была вправе принимать постановление "О прекращении права постоянного пользования земельным участком" от 11.08.2016 N 157-п, Министерство обратилось в суд с требованиями о признании постановления недействительным и его отмене.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок на момент издания оспариваемого постановления не относился к составу земель, государственная собственность на которые не разграничена, в силу чего у Администрации сельсовета отсутствовали полномочия по изданию такого постановления.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В настоящем случае Министерство обратилось в суд с требованием об оспаривании ненормативного правового акта, подлежащим рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 197-200 АПК РФ, а также разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Особенностью административного судопроизводства является то, что правовой оценке подлежит законность действий (бездействия), правового акта, вынесенного публичными органами, но не материальные права участников гражданско-правовых отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
Права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не предопределяет возможность выбора гражданином или объединением граждан по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2011 N 450-О-О, от 18.07.2006 N 367-О).
Способ защиты права должен соответствовать характеру его нарушения и обеспечивать возможность восстановления нарушенных прав.
Выбор заявителем способа защиты, не соответствующего характеру имеющегося между сторонами спора, является основанием для отказа в иске.
Из материалов дела следует, что свое требование Министерство основывает на доводах о наличии у него полномочий собственника земельного участка, в отношении которого принят оспариваемый ненормативный акт.
Указанный ненормативный акт по своей правовой природе относится к разряду юридических фактов, влекущих прекращение гражданских правоотношений. Таким образом, Министерство по существу оспаривает юридический факт (сделку), явившийся основанием прекращения права.
В силу п. 3 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Признавая ненормативный правовой акт недействительным по требованию Министерства, суд, по существу, высказался о наличии у Оренбургской области охраняемого законом интереса в отношении спорного земельного участка.
Вместе с тем из материалов дела усматривается наличие у Управления Росимущества по Оренбургской области волеизъявления на вступление в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, при этом характер требований и основания их предъявления являются аналогичными.
Кроме того, из правовой позиции Администрации Кваркенского района следует, несогласие с притязаниями указанных выше лиц на земельный участок, в обоснование которых администрация ссылается на наличие у участка статуса земель, государственная собственность на которые не разграничена и, соответственно, наличие у администрации Кваркенского сельсовета полномочий на издание оспариваемого ненормативного акта.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что по существу между названными лицами имеется спор о праве на земельный участок с кадастровым номером 56:13:0000000:35, который предоставлен в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Кваркенский мраморный карьер" не привлеченному к участию в настоящем споре.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 56 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам Главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что избранный Министерством способ защиты не соответствует характеру нарушения его прав и не может обеспечить возможность восстановления нарушенных прав, поскольку в отношении земельного участка имеются притязания иных лиц, в том числе, не являющихся участниками настоящего спора.
Требование об оспаривании юридического факта (сделки), повлекшего прекращение гражданских правоотношений, подлежит рассмотрению в порядке искового производства, с привлечением в качестве ответчиков титульного правообладателя земельного участка и иных лиц, обладающих вещными либо обязательственными правами на спорный участок.
То обстоятельство, что оспариваемое постановление не признано недействительным, не лишает заявителя возможности ссылаться на его незаконность в суде по гражданскому спору и представлять в подтверждение этого довода соответствующие доказательства, которые подлежат исследованию и оценке в совокупности с другими доводами и доказательствами по правилам искового судопроизводства. Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09.
Избрание заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных в порядке, предусмотренном Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требований.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене применительно к пункту 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение норм процессуального права). В удовлетворении требований Министерства следует отказать.
Безусловных оснований для отмены судебного акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ) судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.02.2019 по делу N А47-2403/2018 отменить.
В удовлетворении требований Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.