город Москва |
|
19 апреля 2019 г. |
дело N А40-124858/17 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.04.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства лесного комплекса Иркутской области, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.11.2018
по делу N А40-124858/17, принятое судьей Ласкиной С.О.
по заявлению ООО "Компания "Госстрой"
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации
третье лицо: Министерство лесного комплекса Иркутской области
о признании незаконным приказа;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Кимлык И.С. по доверенности от 18.12.2018;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.11.2018 признан недействительным приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11.04.2017 N 1099 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области лесов".
В качестве третьего лица в деле принимает участие Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Не согласившись с принятым решением, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство лесного комплекса Иркутской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителя, третьего лица в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, приказом Министерству промышленности и торговли Российской Федерации N 1099 от 11.04.2017 инвестиционный проект ООО "Компания "Госстрой" исключен из перечня инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Полагая, что указанный приказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и правовых оснований.
В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что распоряжением от 10.07.2014 N 569-РП "Об утверждении заявки на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов общества с ограниченной ответственностью "Компания "Госстрой" заявитель ООО "Компания "Госстрой" и представленная им концепция инвестиционного проекта в области освоения лесов "Концепция инвестиционного проекта по созданию производства глубокой переработке древесины в Иркутском районе Иркутской области" признаны соответствующими установленным требованиям Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419.
Признано возможным проектирование и предоставление ООО "Компания "Госстрой" в аренду лесных участков, свободных от прав третьих лиц, общей площадью 188.251 га, с возможным ежегодным объемом заготовки древесины 460,7 тыс. куб.м, в том числе по хвойному хозяйству 223,4 тыс. куб.м. без проведения аукциона.
Установлены обязательства ООО "Компания Госстрой" по реализации инвестиционного проекта: объем инвестиций 328,13 млн. руб.; виды и объемы производства по глубокой переработке древесины: профилированный клееный брус - 30,0 тыс. куб.м.; строганный клееный брус - 10,0 тыс. куб.м.; погонажные изделия - 10,0 тыс. куб.м.; профилированные изделия из осины - 20,0 тыс. куб.м; балансы - 21,14 тыс. куб.м.; европоддоны - 680,0 тыс. шт.; щепа - 160 тыс.т.; дрова - 29,46 тыс. куб.м.; достижение социальной эффективности от реализации инвестиционного проекта - создание 70 новых рабочих мест; создание объектов лесоперерабатывающей (лесопильный цех, цех по производству европоддонов, цех по производству щепы) и лесной (строительство лесных дорого на арендованных участках) инфраструктуры в соответствии с концепцией инвестиционного проекта; приобретение нового оборудования, осуществление его монтажа и ввод в эксплуатацию объектов производства по глубокой переработке древесины в срок до 01.04.2016 года в установленном законодательством порядке.
26.11.2014 приказом N 2380 Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" ООО "Компания "Госстрой" включено в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Между Агентством лесного хозяйства Иркутской области и ООО "Компания "Госстрой" заключены договоры аренды лесных участков N 91-80/15 от 27.04.2015 (Жигаловское лесничество) и 91-242/15 от 30.09.2015 (Усть-Удинское лесничество) в целях использования лесов для заготовки древесины.
ООО "Компания "Госстрой" направляло отчеты о ходе реализации приоритетного проекта.
В силу ст. 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план); приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица; инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. п. 1, 2 ст. 4 Закона об инвестиционной деятельности).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план); приоритетный инвестиционный проект - это инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Из содержания Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419, следует, что основанием для включения инвестиционного проекта в перечень является решение об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта, представленного коммерческой организацией, желающей реализовать инвестиционный проект (п. 5); инвестор обязан ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в заинтересованный орган отчет о ходе реализации инвестиционного проекта (п. 17).
Обществом в Министерство лесного комплекса направлялись отчеты о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта (отчет за 1, 3,4 квартал 2016, 1 квартал 2017).
Согласно п. 18 данного Положения контроль за ходом реализации инвестиционного проекта осуществляет заинтересованный орган. Объектом контроля являются обязательства инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных договором аренды лесного участка. Заинтересованный орган представляет данные о проверке хода реализации инвестиционного проекта в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства.
Из пояснений заявителя следует, что отставание от реализации инвестиционного проекта вызвано заключением договоров аренды лесных участков в более поздние сроки, чем предусмотрено графиком заключения договоров аренды лесных участков, утвержденным распоряжением от 10.07.2014 N 569-РП.
В соответствии с графиком заключения договоров аренды лесных участков датой заключения договора аренды лесного участка Усть-Удинского лесничества является 3 квартал 2014, договора аренды лесного участка Жигаловского лесничества - 1 квартал 2015. Фактически между Агентством лесного хозяйства Иркутской области и ООО "Компания "Госстрой" договор аренды лесного участка N 91-80/15 (Жигаловское лесничество) заключен от 27.04.2015, договора аренды 91-242/15 (Усть-Удинское лесничество) - от 30.09.2015. Задержка в заключении каждого договора аренды составила более 6 месяцев и допущена по вине Агентства лесного хозяйства Иркутской области, что подтверждается письмом Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от 26.01.2015 N 166/06-04.
Положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов получено заявителем только 12.01.2016, без получения которого невозможно приступить к его исполнению.
Вместе с тем, в соответствии с п. 19 Положения N 419, в случае появления оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, предусмотренных подп. "д" п. 11 настоящего 9 Положения, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. К числу таких оснований подп. "д" п. 11 Положения N 419 отнесено нарушение арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год.
В случае если в течение 30 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации не поступило заявление заинтересованного органа об исключении инвестиционного проекта из перечня либо заинтересованным органом не представлена информация об устранении нарушений в указанный в предписании срок, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации направляет в адрес заинтересованного органа уведомление о намерении исключить инвестиционный проект из перечня.
В случае, если в течение 14 дней с момента направления Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомления заинтересованным органом не представлена информация об устранении нарушений в указанный в предписании срок, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации принимает решение об исключении инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков. Данное решение может быть оспорено инвестором в судебном порядке.
При этом заявитель указывает, что предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока ему не направлялось.
Общество узнало об исключении из состава приоритетного инвестиционного проекта из претензии от 02.06.2017 исх. N 02-91-4269/17 о досрочном расторжении договора аренды лесных участков.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07.02.2018 по делу А19-15066/2017 в удовлетворении требований ООО "Компания "Госстрой" о признании незаконными действий Министерства лесного комплекса Иркутской области по направлению заявления об исключении инвестиционного проекта ООО "Компания Госстрой" из перечня приоритетных инвестиционных проектов Российской Федерации в области освоения лесов, выраженное в письме N 02-91-13474/16 от 27.12.2016, отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 решение Арбитражного суда Иркутской области 07.02.2018 отменено: действия Министерства лесного комплекса Иркутской области по направлению заявления об исключении инвестиционного проекта общества с ограниченной ответственностью "Компания Госстрой" из перечня приоритетных инвестиционных проектов Российской Федерации в области освоения лесов, выраженные в письме N 02- 91-13474/16 от 27.12.2016 признаны незаконными, как несоответствующие Лесному кодексу Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" и на Министерство лесного комплекса Иркутской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Компания Госстрой" путем отзыва у Министерства промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта ООО "Компания Госстрой" из перечня приоритетных инвестиционных проектов Российской Федерации в области освоения лесов, выраженного в письме N 02-91-13474/16 от 27.12.2016.
При этом судом установлено, что основанием для направления Министерством в адрес ООО "Госстрой" предписания N 91-37-11646/16 от 25.10.2016 о необходимости устранения нарушений явилось установление по состоянию на 01.10.2016 фактов общей суммы привлеченных инвестиций с начала реализации проекта в размере 119 млн. рублей (36 % от планового значения) и невыполнение обязательств по строительству 10 лесопильного цеха и строительству цехов по производству европоддонов и щепы в срок до 01.10.2016.
В связи с нарушением обществом срока реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, неисполнением предписания Министерства от 26.10.2016 N 91-37-11646/16 об устранении нарушений в установленный срок, Правительством Иркутской области принято распоряжение от 23.12.2016 N 779-рп "О направлении заявления об исключении приоритетного инвестиционного проекта ООО "Компания "Госстрой" в области освоения лесов "Концепция инвестиционного проекта по созданию производства по глубокой переработке древесины ООО "Компания "Госстрой" в Иркутском районе Иркутской области" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Письмом от 27.12.2016 исх. N 02-91-13474/16 Министерство обратилось к Министру промышленности и торговли Российской Федерации с заявлением об исключении инвестиционного проекта "Компания "Госстрой" в области освоения лесов "Концепция инвестиционного проекта по созданию производства по глубокой переработке древесины ООО "Компания "Госстрой" в Иркутском районе Иркутской области" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Вместе с тем, из п. 19 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов следует, что основанием для направления инвестору предписания о необходимости устранения нарушений является появление, том числе таких обстоятельств, как нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год и (или) невыполнение арендатором обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Исходя из сведений, содержащихся в предписании N 91-37-11646/16 от 25.10.2016, такие основания для направления инвестору предписания о необходимости устранения нарушений Министерством не установлены.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 17.05.2018 пришел к выводу, что Министерством не установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год и (или) невыполнение арендатором обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры. Следовательно, Министерством не доказано наличие оснований для направления обществу предписания N 91-37-11646/16 от 25.10.2016 о необходимости устранения нарушений. Как следствие неисполнение данного предписания не может служить основанием для принятия решения о направлении заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня и для направления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации такого заявления.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у Министерства отсутствовали законные основания для направления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, а действия Министерства лесного комплекса Иркутской области по направлению заявления об исключении инвестиционного проекта общества с ограниченной ответственностью "Компания Госстрой" из перечня приоритетных инвестиционных проектов Российской Федерации в области освоения лесов, выраженные в письме N 02-91-13474/16 от 27.12.2016, не соответствуют Лесному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" и нарушают права и законные интересы общества при осуществлении Концепции инвестиционного проекта по созданию производства по глубокой переработке древесины ООО "Компания "Госстрой" в Иркутском районе Иркутской области.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.11.2018 постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 оставлено без изменений.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недействительности приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11.04.2017 г. N 1099 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области лесов".
Доводы апелляционных жалоб отклоняются, обжалуемое решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.11.2018 по делу N А40-124858/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.