город Томск |
|
19 апреля 2019 г. |
Дело N А45-37704/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Павловой Ю.И., |
судей: |
Киреевой О.Ю., |
|
Стасюк Т.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гареевой В.Ф., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аварийный комиссариат" (N 07АП-2170/2019) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 января 2019 года по делу N А45-37704/2018 (судья Гребенюк Д.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Аварийный комиссариат" (659303, Алтайский край, город Бийск, улица Петра Мерлина, 51, офис 220, ОГРН 1142204005888, ИНН 2204072864) к публичному акционерному обществу Страховая компания "Росгосстрах" (140002, Московская область, город Люберцы, улица Парковая, дом 3, ОГРН 1027739049689, ИНН 7707067683) в лице филиала ПАО СК "Росгосстрах" в Новосибирской области о взыскании 25 867 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Аварком сервис" (Новосибирская область, город Новосибирск), Вернер Анастасия Алексеевна (Новосибирская область, село Марусино).
СУД УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аварийный комиссариат" (далее - ООО "Аварийный комиссариат") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к публичному акционерному обществу Страховая компания "Росгосстрах" (далее - ПАО СК "Росгосстрах") о взыскании страхового возмещения в виде утраты товарной стоимости в размере 3 700 рублей, неустойки в размере 18 167 рублей с дальнейшим начислением неустойки по день фактического исполнения решения суда, затрат на составление экспертного заключения в сумме 4 000 рублей
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Аварком сервис" (ООО "Аварком сервис") и Вернер Анастасия Алексеевна.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24.01.2019 в иске отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Аварийный комиссариат" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель указал, что истец выполнил все предусмотренные действующим законодательством обязанности, в том числе по предоставлению поврежденного автомобиля на осмотр. Соглашение между ответчиком и истцом о сумме страховой выплаты достигнуто не было, в целях определения объективной суммы страхового возмещения истец вынужден обратиться в независимую экспертную организацию. Истец, ссылаясь на пункт 7 Правил проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, утвержденных Положением Банка России от 19.09.2014 N 433-П, полагает, что уведомление ответчика о проведении повторной экспертизы не требовалось, так как она составлялась на основании имеющегося акта осмотра поврежденного транспортного средства.
Кроме того, ООО "Аварийный комиссариат" указало, что стоимость ремонта и запасных частей, указанных в экспертном заключении ИП Николаева М.А., обоснована соответствующими ссылками, содержащимися в экспертном заключении, в связи с чем полагает, что названное экспертное заключение является надлежащим доказательством, составлено в соответствии с требованиями ЦБ РФ. Доводы о том, что данный эксперт являлся работником ООО "Аварком сервис" являются необоснованными.
Ответчик в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемое решение суда, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 16.02.2017 в городе Новосибирске произошло дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП) с участием транспортных средств Chevrolet Aveo, государственный регистрационный знак Е574АЕ154, под управлением Спирина А.С., и Honda Civic, государственный регистрационный знак А669УР42, собственник Вернер А.А. (полис ОСАГО N ЕЕЕ 0391697843). В результате ДТП автомобиль Honda Civic получил механические повреждения.
26.02.2017 между Вернер Анастасией Алексеевной и ООО "Аварком Сервис" заключен договор уступки права требования N 128/ТР, согласно которому цедентом передано право требования к ПАО СК "Росгосстрах" в рамках прямого возмещения убытков по ОСАГО, в объеме, составляющем страховую выплату по факту ДТП в пределах стоимости восстановительного ремонта, а также все иные права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие, связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
15.05.2017 ООО "Аварком Сервис" обратилось в ПАО СК "Росгосстрах" с заявлением на выплату страхового возмещения в рамках Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Ответчик признал указанное ДТП страховым случаем и 16.05.2017 произвел выплату страхового возмещения в размере 28 800 рублей.
23.08.2017 между ООО "Аварком Сервис" и ООО "Аварийный комиссариат" заключен договор уступки права требования N 23/08, где цедент уступает, а цессионарий принимает право требования к ПАО СК "Росгосстрах" в рамках возмещения убытков по ОСАГО, по фактам ДТП, указанным в приложении N 1 к настоящему договору, в объеме, составляющем страховые выплаты, рассчитанные согласно действующему законодательству Российской Федерации, с учетом требований Закона об ОСАГО, а также все иные права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты и иные штрафные санкции.
ПАО СК "Росгосстрах" было уведомлено о состоявшейся уступке права требования (письмо N 01-2/10143 от 02.11.2017).
ООО "Аварийный комиссариат" не согласилось с размером выплаченного страхового возмещения и организовало проведение независимой экспертизы поврежденного автомобиля, которым была определена величина утраты товарной стоимости транспортного средства. Экспертным заключением, составленным индивидуальным предпринимателем Николаевым М.А. от 23.04.2018, определено, что величина утраты товарной стоимости составляет 3 700 рублей, расходы на проведение независимой экспертизы составили 4 000 рублей.
Отказ страховщика возместить указанную сумму послужил основанием для обращения ООО "Аварийный комиссариат" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования истца, пришел к выводу о том, что процедура проведения самостоятельной независимой экспертизы без надлежащего уведомления страховщика, нарушает права ответчика на организацию независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества. Представленное истцом экспертное заключение суд не принял в качестве надлежащего доказательства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, при этом исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы (пункт 4 статьи 931 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 1 Закона об ОСАГО договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - это договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Согласно пункту 1 статьи 931 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.
В силу подпункт "б" пункта 18 статьи 12 Закона об ОСАГО размер подлежащих возмещению убытков при повреждении имущества потерпевшего определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.
Согласно пункту 10 статьи 12 Закона об ОСАГО, при причинении вреда имуществу в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату или прямое возмещение убытков, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате и прилагаемых к нему в соответствии с правилами обязательного страхования документов обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, проводимой в порядке, установленном статьей 12.1 данного Федерального закона, иное имущество для осмотра и (или) независимой экспертизы (оценки), проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Законом об ОСАГО.
Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. Независимая техническая экспертиза или независимая экспертиза (оценка) организуется страховщиком в случае обнаружения противоречий между потерпевшим и страховщиком, касающихся характера и перечня видимых повреждений имущества и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия (пункт 11 статьи 12 Закона об ОСАГО в применимой редакции).
Если после проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков страховщик и потерпевший не достигли согласия о размере страховой выплаты, страховщик обязан организовать независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку), а потерпевший - представить поврежденное имущество или его остатки для проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) (пункт 13 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Основанием проведения независимой технической экспертизы согласно статье 12 Закона об ОСАГО является, по общему правилу, недостижение страховщиком и потерпевшим согласия о размере страховой выплаты после проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков, а также если страховщик не осмотрел поврежденное имущество или его остатки и (или) не организовал независимую техническую экспертизу поврежденного имущества или его остатков в установленный пунктом 11 статьи 12 срок.
Судом установлено, что страховщик выплатил ООО "Аварком Сервис" страховое возмещение в размере 28 800 рублей, что подтверждено материалами дела. Однако, в нарушение пункта 13 статьи 12 Закона об ОСАГО потерпевший, не уведомив страховщика о несогласии с размером страховой выплаты после ее осуществления, самостоятельно организовал независимую экспертизу. При этом, страховщик не был уведомлен о дате, времени и месте проведения экспертизы.
Кроме того, истец не представил доказательств уведомления страховщика об утрате товарной стоимости, до проведения независимой оценки.
Из представленных истцом документов видно, что акт осмотра и заключение эксперта составлялись 16.04.2018 и 23.04.2018 соответственно, то есть по истечении длительного периода после повреждения транспортного средства в ДТП 16.02.2017. При этом истец, обратившийся за составлением заключения, собственником автомобиля не являлся и приобрел право требования к ответчику лишь 23.08.2017. Сведения об условиях эксплуатации и хранения транспортного средства в течение данного периода, о наличии иных повреждений и ремонтных воздействий, не относящихся к заявленному ДТП, в экспертном заключении от 23.04.2018 не содержатся, что также исключает возможность достоверно установить причинную связь указанных в акте осмотра повреждений и заявленного ДТП. Как следует из содержания имеющихся в деле заказ-наряда от 04.05.2017, приема-сдаточного акта от 04.05.2017, ремонт транспортного средства выполнен 04.05.2017, тогда как в акте осмотра от 16.04.2018 имеется указание на его составление по результатам наружного осмотра.
Согласно выписке от 04.10.2016 N 12-112703 из государственного реестра экспертов-техников, Николаев М.А. являлся работником ООО "Аварком сервис", истцом не оспаривается. Соответственно, акт осмотра и заключение эксперта составлены экспертом Николаевым М.А., состоявшим ранее в служебной зависимости от лица, уступившего истцу право требования выплаты страхового возмещения к ответчику и обладавшего заинтересованностью в увеличении стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства.
Таким образом, представленное истцом заключение эксперта N 21/16-4/18 от 23.04.2018 правомерно не признано судом достоверным доказательством величины утраты товарной стоимости транспортного средства.
Оснований для иной оценки суд апелляционной инстанции не усматривает. Доводы истца о том, что уведомлять страховщика о проведении независимой экспертизы не требовалось, являются ошибочными.
Ссылка в апелляционной жалобе на неправильную оценку экспертного заключения Николаева М.А. подлежит отклонению на основании изложенного выше. Указанное заключение составлено с нарушение порядка назначения независимой технической экспертизы, установленного законом, привлеченный истцом эксперт не отвечает критерию независимости.
Принимая во внимание, что материалами дела подтверждено, что ответчик совершал действия по осмотру автомобиля, проведению оценки и осуществлению выплаты с соблюдением требований закона об ОСАГО, тогда как действия истца этим требованиям не отвечают, а также учитывая продолжительность периода, в течение которого после получения страховой выплаты к страховщику никаких требований предъявлено не было, имеются признаки злоупотребления правом со стороны истца, что выражается, в том числе в начислении неустойки за весь период времени, когда в отсутствии заявления о несогласии с размером страховой выплаты, страховщик считал свое обязательство исполненным надлежащим образом. Истец, по сути, лишил ответчика его права на организацию проведения независимой оценки в установленном законом порядке, права осуществить повторный осмотр в целях проведения независимой экспертизы.
Кроме того, истец, ссылаясь на то, что ответчик необоснованно не оплатил сумму страхового возмещения за утрату товарной стоимости, не привел ни одного доказательства, которые подтвердили бы факт нарушения страховщиком прав на возмещение причиненного вреда в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о наличии злоупотребления в действиях страховщика, выплачивающего сумму страхового возмещения в заниженном размере, основаны только на экспертном заключении, признанном судом доказательством, не отвечающим требованиям достоверности, в связи с чем, являются необоснованными.
Таким образом, несогласия с размером страховой выплаты в соответствии с требованиями пункта 13 статьи 12 Закона об ОСАГО истец не заявлял и проведения независимой экспертизы (оценки) транспортного средства не требовал.
С учетом изложенного, принимая во внимание исполнение истцом надлежащим образом обязанности по выплате страхового возмещениям, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требования истца в части взыскания утраты товарной стоимости, а также начисленной на нее неустойки с дальнейшим начислением неустойки по день фактического исполнения решения суда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права.
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция посчитала обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 января 2019 года по делу N А45-37704/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Ю.И. Павлова |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.