г. Санкт-Петербург |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А56-112084/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Глазкова Е.Г., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Тангиевой С.Б.
при участии:
от заявителя: Владимирцева Е.М. (доверенность от 29.10.2018);
от заинтересованного лица: Рожен Ю.А. (доверенность от 03.01.2019);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8274/2019) Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2019 по делу N А56-112084/2018 (судья Селезнёва О.А.), принятое
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Ленинградская область"
заинтересованное лицо: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
об оспаривании распоряжения, об обязании внести изменения в распоряжение
установил:
Заявитель - акционерное общество "Газпром газораспределение Ленинградская область" (далее - Общество, АО "Газпром газораспределение Ленинградская область") с соблюдением установленного срока обратился в арбитражный суд с заявлением к заинтересованному лицу - Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет, ЛенРТК), содержащим следующие требования: 1) об оспаривании распоряжения от 07.06.2018 N 39-р "Об установлении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения Общества по индивидуальному проекту "Газопровод-ввод до границ земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Волховский район, город Волхов, ул. Авиационная, д.50 (кад.N47:12:0204032:1) (далее - Распоряжение) в части стоимости выполнения ряда работ. 2) об обязании внести изменения в Распоряжение.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2019 распоряжение комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 07.06.2018 N 39-р признано недействительным в части следующих положений пунктов 1 и 2 приложения к указанному распоряжению: в части включения в состав расходов на разработку проектной документации стоимости проектных работ в сумме 31 483,64 руб., в части включения в состав расходов на выполнение технически условий стоимости прокладки газопровода в сумме 83 877,88 руб. Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области обязан в предусмотренном действующим законодательством порядке внести в распоряжение от 07.06.2018 N 39-р соответствующие изменения с учетом настоящего решения. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Комитет обратился с апелляционной жалобой, просит решение изменить в части признания недействительным распоряжения ЛенРТК от 07.06.2018 N 39-р в части установленной пунктом 2 приложения к названному распоряжению величины расходов АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" на выполнение технических условий в части расходов на прокладку газопровода в сумме 83 877,88 руб., и в удовлетворении требований АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" о признании распоряжения от 07.06.2018 N 39-р недействительным в названной части отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От заявителя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, в котором он просит в ее удовлетворении отказать.
В силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений против проверки законности и обоснованности решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы не заявлено. Дело рассмотрено в порядке пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно материалам дела и как установлено судом первой инстанции, 06.07.2017 АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" заключило с ГБУ Ленинградской области "Станция по борьбе с болезнями животных Волховского и Киришского районов" (далее - заявитель) договор о подключении по индивидуальному проекту N 798-1039-17, по условиям которого Истец обязуется осуществить мероприятия по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования заявителя в соответствии с техническими условиями, а заявитель принять и оплатить мероприятия по технологическому присоединению согласно условиями договора.
15.03.2018 заявитель обратился к заинтересованному лицу по вопросу утверждения платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения газоиспользующего оборудования ГБУ Ленинградской области "Станция по борьбе с болезнями животных Волховского и Киришского районов" по индивидуальному проекту "Газопровод-ввод до границ земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Волховский район, город Волхов, ул. Авиационная, д.50 (кад. N 47:12:0204032:1) (далее - Объект).
В соответствии с Методическими указаниями АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" произведен предварительный размер платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения в размере 446 606,89 руб. (без НДС).
Распоряжением Комитета от 07.06.2018 N 39-р плата за технологическое присоединение Объекта к сетям газораспределения Истца установлена в размере 275 220,93 рублей.
Решение Комитета об установлении платы за технологическое присоединение основано на Экспертном заключении по расчету платы за технологическое присоединение Объекта (далее - Экспертное заключение).
Согласно приложению к Распоряжению N 39-р в соответствии с таблицей N 1 п.3.2 Экспертного заключения расходы на проектные работы установлены с применением коэффициента 0,77 раздела ТХ таблицы 47 "СБЦП 81-2001-07. СБЦП 81- 02-07-2001. Государственные сметные нормативы Российской Федерации. Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве. Коммунальные инженерные сети и сооружения" (далее - СБЦП 81-02-07-2001) в составе платы за подключение Обществу определены расходы на разработку проектной документации в размере 36 777,04 рублей, из которых: расходы на проектные работы в размере 31 483,64 рублей; расходы на изыскательские работы в размере 6 349,87 рублей.
Согласно приложению к Распоряжению N 39-р в составе платы за подключение Обществу определены расходы на строительно-монтажные работы в размере 83 877,88 рублей.
Согласно п.2.2.1.2.2 таблицы N 2 Экспертного заключения по расчету платы за технологическое присоединение из объема строительно-монтажных работ исключено устройство асфальтовой отмостки ковера, стоимость применяемого оборудования и материалов определена Комитетом по предложениям снабжающих организаций Санкт-Петербурга, размещенных на сайтах в сети Интернет. Коммерческие предложения поставщиков для оценки стоимости материалов Комитетом не запрашивались. Комитетом при расчете платы за подключение применен метод сравнения аналогов, снижена стоимость материалов, расходы на прокладку газопроводов установлены Комитетом в размере 83 877,88 рублей, вместо заявленных Истцом 105 511,00 рублей.
Согласно приложению к Распоряжению N 39-р из состава платы за подключение Обществу исключены расходы на государственную регистрацию права собственности газопровода в размере 47 000,00 рублей (п.2.2.4.2.10 таблицы N 2 Экспертного заключения).
Заявитель не согласился с позицией Комитета, поскольку таков вид расходов прямо не запрещен Методическими указаниями. Также АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" указал, что газопровод до границы участка заявителя является недвижимым имуществом, подлежит государственной регистрации, затраты на государственную регистрацию газопровода являются частью затрат исполнителя на проведение мероприятий по подключению. Установление Комитетом платы в меньшем размере, чем заявлено заявителем при обращении в Комитет за установлением платы за технологическое присоединение Объекта заявителя по индивидуальному проекту послужило основанием для обращения АО "Газпром газораспределение Ленинградская область"в настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок подключения объектов капитального строительства к сетям инженернотехнического обеспечения устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Правила N 1314).
В соответствии с пунктом 96 Правил N 1314 размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с Методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 N 274 "Об утверждении положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области" является органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов, устанавливает размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Пунктом 105 Правил N 1314 предусмотрено, что после окончания разработки проектной документации сети газораспределения и проведения ее экспертизы, исполнитель в течение 5 рабочих дней направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы).
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размеру данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 1 Правил N 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения. Заявителем при этом является юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка. Намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения. Под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или иной законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Точкой подключения определено считать место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления объекта капитального строительства; под фактическим присоединением - комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов исполнителя и объектов заявителя с осуществлением пуска газа на объекты заявителя.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
В силу пункта 62 Правил N 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Кодексом, с соблюдением особенностей, определенных Правилами N 1314.
Договор о подключении по индивидуальному проекту N 798-1039-17 заключен в соответствии с требованиями Правил N 1314. Правила N 1314 не содержит требования о включении конкретного вида строительно-монтажных работ в договор о подключении.
Договор о подключении должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий (подпункт "а" пункта 83 Правил N 1314).
В пункте 3 Правил N 1314 предусмотрен перечень выполняемых исполнителем мероприятий по подключению объекта капитального строительства к сети газораспределения. В пункте 88 Правил N 1314 предусмотрено, что мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем. Одним из существенных условий Договора о подключении является плата за подключение, устанавливаемая уполномоченным органом.
При проведении экспертизы проектной документации расходы на проектные работы Комитетом установлены с применением коэффициента 0,77 раздела TX таблицы 47 СБЦП 81-2001-07.
Довод Комитета о том, что применение им понижающего коэффициента, предусмотренного Справочником для проектирования иного вида работ (сетей водоснабжения и канализации, сооружений теплоэлектроснабжения, линейных инженерных сетей связи, наружного электроосвещения), не нарушает прав заявителя, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Согласно пункту 1.1. СБЦП 81-02-07-2001, он предназначен для определения стоимости разработки проектной и рабочей документации для строительства зданий, инженерных сооружений и коммуникаций (сетей водоснабжения и канализации, сооружений теплоэлектроснабжения, линейных инженерных сетей связи, наружного электроосвещения).
Возможность применения указанного Справочника (СБЦП 81-02-07-2001) для определения стоимости проектной документации для строительства газораспределительных сетей ни самим Справочником СБЦП 81-2001-14, ни приказом о его утверждении не предусмотрена.
Комитет указывает, что в связи с отсутствием на момент проведения экспертизы расчетных и обосновывающих документов, представленных АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" в целях установления экономически обоснованной величины платы за технологическое присоединение, каких-либо подтверждающих величину названных расходов документов (договоры, счета на оплату, платежные поручения, коммерческие предложения и т.п.), стоимость применяемого оборудования и материалов (кран шаровый, телескопический шток управления) определена Комитетом с применением метода сравнения аналогов. Данный довод отклоняемся апелляционным судом.
При проведении экспертизы был изменен объем работ (исключено устройство асфальтовой отмостки ковера), заменены конструктивное оборудование и материалы в проектной документации (п.2.2.1.2.2 таблицы N 2 Экспертного заключения). Комитетом утверждены материалы компании DAEYOUN (Корея), которые не являются аналогичными оборудованию фирмы FRIATEK (Германия), указанным в проектной документации.
В ходе проведения экспертных действий экспертом не направлялись соответствующие запросы "ФССинтез", ООО "ИТЦ Славич", "Самотлор СтройСервис", "Наружные трубопроводы" DAEYOUN. Информация использована с сайтов данных компаний в сети Интернет, и не может гарантировать достоверность стоимости, указанной в Экспертном заключении, равно как и возможности применения этого оборудования вместо оборудования фирмы FRIATEK (Германия).
При исследовании нормативно-правовых актов в сфере безопасности сетей газораспределения и газопотребления, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что при проектировании сети газораспределения необходимо предусматривать проектные решения и мероприятия для обеспечения высокой степени надежности, проверку расчета.
Нормативными документами, регулирующими технологическое присоединение, Комитету не предоставлены полномочия вмешиваться в технологию проектирования, строительства и подключения газопровода.
Податель апелляционной жалобы считает, что выполнение работ, не предусмотренных проектом (устройство асфальтовой отмостки ковера), не может оцениваться ЛенРТК, как обоснованное техническое решение, и расходы на их осуществление как экономически обоснованные расходы; также указывает, что такой вид работ не был предусмотрен техническими условиями подключения по приложению N 1 к договору от 06.07.2017 N 798-1039-17 (далее - Договор), также не был предусмотрен техническими условиями от 18.07.2017 N АА-20/2/5059. Данный довод отклоняется апелляционным судом в связи со следующим.
Проектно-сметная документация заявителя предусматривает устройство асфальтовой отмостки ковера.
Согласно Правилам подключения, одновременно с направлением заявителю договора о подключении, ему выдаются технические условия. Данные технические условия определяют параметры и условия подключения, которые заявитель должен выполнить самостоятельно в границах своего земельного участка. В данном же случае речь идет о затратах, которые понесет исполнитель для строительства газопровода до границы земельного участка. Соответственно, в выдаваемых заявителю технических условиях никак не может быть включена обязанность, возложенная на исполнителя.
Устройство асфальтовой отмостки ковера именно в местах отсутствия асфальтового покрытия обязательно. Заинтересованное лицо считает необходимым исключить устройство асфальтовой отмостки ковера, ввиду установки ковера вне асфальтовой дороги.
В соответствии с п.4.51 СНиП 42-01 при прокладке газопровода под проезжей частью дороги с усовершенствованным дорожным покрытием отметки крышек колодца и ковера должны соответствовать отметке дорожного покрытия, в местах отсутствия проезда транспорта и прохода людей - быть не менее чем на 0,5 м выше уровня земли.
В соответствии с п. 10.93 СНиП 42-01 ковер устанавливают на опорную железобетонную подушку или перекрытие смотрового колодца. Опорную железобетонную подушку устанавливают на грунтовое основание, утрамбованное щебнем. Вокруг ковера устраивают асфальтовую или асфальтобетонную отмостку шириной 0,7 м с уклоном не менее 0,05.
Технические условия являются документом, определяющим условия присоединения к системе газоснабжения в конкретном месте. Они составляются по типовой форме, утвержденной Постановлением правительства РФ от 15.06.2017 N 713 (далее - постановление N 713).
Кроме того, постановлением N 713 внесены изменения в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314, устанавливающие, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения осуществляется с использованием типовых форм.
Данная типовая форма не предусматривает обязательное внесение данных об устройстве асфальтовой отмостки ковера. В то же время проектная документация содержит эти данные и расходы по ним.
Таким образом, исключение из состава платы за технологическое присоединение Объекта к сетям газораспределения заявителя стоимости об устройстве асфальтовой отмостки ковера является незаконным.
Доказательств того, что в рассматриваемом случае применен экономически обоснованный уровень затрат, Комитетом не предоставлено.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2019 по делу N А56-112084/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.