г. Санкт-Петербург |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А56-100049/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: Лютомская Э.Ю. по доверенности от 16.04.2019
от заинтересованного лица: Хомутова Е.П. по доверенности от 03.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1421/2019) Ассоциации СРО "САСЗ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2018 по делу N А56-100049/2018 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению Ассоциации СРО "САСЗ"
к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР)
об оспаривании акта проверки и предписания
установил:
Ассоциация Саморегулируемая организация "Строительный Альянс Северо-Запада" (ОГРН 1097800006578, адрес: 192148, Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 49, лит. А, пом. 3Н; далее - Ассоциации СРО "САСЗ", заявитель, СРО, Ассоциация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными Акта проверки N 05-2907-2836/А и Предписания N 05-2907-1399/ПР от 08.05.2018 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (адрес: 191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 3; далее - Ростехнадзор, Управление) (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
Решением суда от 13.12.2018 производство по делу в части признания недействительным Акта проверки N 05-2907-2836/А прекращено. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленного требования, Ассоциация СРО "САСЗ" обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела. Как указывает податель жалобы, Ростехнадзором не были рассмотрены и не была произведена оценка представленных Ассоциацией сведений и документов, свидетельствующих о факте возврата уплаченных взносов на основании части 4 статьи 3.2. Федерального закона от 29.12.2014 N 191-ФЗ, в том числе оценка их достаточности.
Определением от 14.03.2019 апелляционный суд отложил рассмотрение апелляционной жалобы на 11.04.2019.
Распоряжением от 20.03.2019 Заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда дело передано в производство судьи Семеновой А.Б.
Определением суда апелляционной инстанции от 25.03.2019 изменена дата судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы Ассоциации СРО "САСЗ" на 16.04.2019.
Определением от 16.04.2019 на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с назначением судьи Толкунова В.М. на должность судьи Арбитражного суда Северо-Западного округа, сформирован состав суда для рассмотрения апелляционной жалобы Ассоциации СРО "САСЗ" на решение от 13.12.2018 по делу N А56-100049/2018 под председательством судьи Семеновой А.Б., судей Лопато И.Б., Юркова И.В.
В судебном заседании 16.04.2019 представитель Ассоциации поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжений Управления от 27.04.2018 N 05-2907/Рк и от 04.05.2018 N 05-3015/Рк-И в период с 04.05.2018 по 08.05.2018 проведена внеплановая документарная проверки исполнения Ассоциацией ранее выданного предписания Управления от 03.11.2017 N 05-7952-3718/ПР.
Сведения об Ассоциации внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства 11.01.2010 регистрационный номер записи: N СРО-С-169-11012010 на основании решения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 00-01-39/23-сро.
В ходе проверки выявлено, что нарушение, указанное в пункте 2 предписания от 03.11.2017 N 05-7952-3718/ПР, Ассоциацией не устранено в срок до 20.02.2018: отсутствует компенсационный фонд, сформированный в соответствии с требованиями ст. 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), а именно согласно справке о количестве членов Партнерства и оплате компенсационного фонда (детализированная), компенсационный фонд Партнерства сформирован в размере 85 300 000 руб. из расчета:
- количество членов, уплативших взнос в компенсационный фонд в размере 100 000 рублей - 1;
- количество членов, уплативших взнос в компенсационный фонд в размере 300 000 рублей - 174;
- количество членов, уплативших взнос в компенсационный фонд в размере 500 000 рублей - 22;
- количество членов, уплативших взнос в компенсационный фонд в размере 1 000 000 рублей - 13;
- количество членов, уплативших взнос в компенсационный фонд в размере 2 000 000 рублей - 3;
- количество членов, уплативших взнос в компенсационный фонд в размере 3 000 000 рублей - 1.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ НП СРО "САСЗ" на основании заявлений юридических лиц о перечислении внесенного взноса в компенсационный фонд в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридические лица, осуществлялись выплаты из средств компенсационного фонда. Так согласно представленным платежным поручениям от 27.09.2016 N315, от 31.10.2016 NN 360, 362-376 НП СРО "САСЗ" перечислило средства компенсационного фонда в размере 9 600 000,00 руб. Союзу "Уральское объединение строителей".
Таким образом, общий размер компенсационного фонда СРО по состоянию на 21.11.2016 составляет 75 700 000,00 руб.
В Ростехнадзоре имеются документы, представленные Некоммерческим партнерством "Строительный альянс Северо-Запада" к заявлению о включении организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.
В приложении 4.4 к заявлению о включении организации в государственный реестр саморегулируемых организаций указан перечень юридических лиц, являющихся членами Некоммерческого партнерства "Строительный альянс Северо-Запада".
Согласно имеющимся в Ростехнадзоре копиям платежных поручений каждым из перечисленных юридических лиц уплачен взнос в компенсационный фонд в размере 300 000,00 руб. х 20 = 6 000 000 руб.
Таким образом, общий размер компенсационного фонда должен составлять не менее 81 700 000,00 руб.
На основании проверки и выявленных нарушений Ассоциации выдано предписание от 08.05.2018 N 05-2907-1399/ПР, со сроком устранения допущенных нарушений до 08.08.2018.
Не согласившись с предписанием N 05-2907-1399/Пр от 08.05.2018, Ассоциация обратилась с заявлением в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, сделав вывод о законности выданного предписания.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в обжалуемой части в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с подпунктом 6 частью 8 статьи 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) сведения о некоммерческой организации вносятся в государственный реестр саморегулируемых организаций на основании заявления и приложенных к нему документов, в том числе документов, подтверждающих наличие у некоммерческой организации предусмотренных данным Федеральным законом способов обеспечения ответственности членов некоммерческой организации перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.
Согласно части 10 статьи 20 Закона N 315-ФЗ основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций является, в том числе несоответствие некоммерческой организации требованиям к размеру компенсационного фонда саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Закона N 315-ФЗ и пунктом 2 части 2 статьи 55.4 ГрК РФ одним из необходимых требований для приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, является наличие компенсационного фонда, сформированного в соответствии с установленными законодательством требованиями. Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации.
Согласно части 2 статьи 55.2 ГрК РФ (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций сведений о некоммерческой организации ею предоставляются документы, подтверждающие соблюдение требований, установленных частями 1 и 2 статьи 55.4 ГрК РФ.
Частью 2 статьи 55.4 ГрК РФ предусмотрены следующие требования к саморегулируемой организации:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем сто индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;
2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем один миллион рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем триста тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;
3) наличие документов, предусмотренных частью 1 статьи 55.5 настоящего Кодекса.
Согласно статье 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 9 и 10 статьи 3.3. Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) саморегулируемые организации в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства до 01 июля 2017 года были обязаны сформировать компенсационные фонды возмещения вреда саморегулируемых организаций, а в случаях, установленных законом, также обязаны сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. При этом размеры обоих фондов должны были определяться на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой саморегулируемой организации, взносов, внесенных ранее исключёнными членами, доходами от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации.
Частью 13 статьи 13 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" установлен запрет на осуществление выплат из компенсационного фонда, за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, если иное не предусмотрено федеральным законом. Не допускается возврат взносов членам саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 6 статьи 55.6 ГрК РФ лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
В пункте 4 статьи 55.7 ГрК РФ установлено, что лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено законом о введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 3.2 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства возвращает индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, прекратившим членство в такой саморегулируемой организации, уплаченные ими взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации при соблюдении следующих условий:
1) указанным индивидуальным предпринимателем или указанным юридическим лицом получено свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и до 01.08.2010 исключены из установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) указанный индивидуальный предприниматель или указанное юридическое лицо не имеет свидетельство о допуске к иным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением предусмотренных пунктом 1 этой части видов работ;
3) членство указанного индивидуального предпринимателя или указанного юридического лица в такой саморегулируемой организации прекращено в соответствии с пунктом 1 части 1 или пунктом 5 части 2 статьи 55.7 ГрК РФ не раньше чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев со дня исключения предусмотренных пунктом 1 настоящей части видов работ из установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
На основании пункта 1 части 1 статьи 55.7 ГрК РФ членство в саморегулируемой организации прекращается в случае добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации.
Из материалов дела следует, что в период деятельности Ассоциации, Решениями совета некоммерческого партнерства от 10.09.2010, 17.09.2010, 24.09.2010, 01.10.2010, 22.10.2010, 19.11.2010, 24.12.2010 на основании заявлений о добровольном выходе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 55.7 ГрК РФ из членов Партнерства были исключены: на основании протокола от 10.09.2010 N 31 -
ОАО "ДорСтройМеханизация" и ООО "А.С.-Строй"; на основании протокола от 10.09.2010 N 31; на основании протокола от 19.09.2010 N 32 - ООО "Капитал-Строй Плюс"; на основании протокола от 24.09.2010 N 33 - ООО "Проммонтаж Строй"; на основании протокола от 01.10.2010 N 34 - ЗАО "АЛИТ ДПХ"; на основании протокола от 22.10.2010 N 36 - ООО "Джаско"; на основании протокола от 19.11.2010 N 38 - ООО "Мерсфор Рус", ООО "Артехком"; на основании протокола от 24.12.2010 N 40 - ООО "Еврокомсервис", ООО "АльянсСвязьСтрой", ООО "Инженика", ООО "Базис-Капитал", ООО "Балттеплосервис"; на основании протокола от 29.12.2010 N 41 - ООО "ССМ-Калиниград", ООО "БДК Энерго", ООО "Балтийские Берега", ООО "Маяк", ООО "Три семерки", ООО "Сантермосервис", ЗАО "СКМ Калиниград".
При проведении проверки Ассоциацией были предоставлены выписки перечисленных протоколов заседаний Совета НП "САСЗ" (т. 4 л.д. 9-18), а также платежные поручения (т. 4 л.д. 49-68), подтверждающие обоснованность и сам факт возврата средств из компенсационного фонда исключенным юридическим лицам по 300 000 руб. каждому юридическому лицу на общую сумму 6 000 000 руб.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства и оценив доводы сторон, полагает, что Управлением в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено надлежащих и допустимых доказательств, свидетельствующих о неправомерности возврата перечисленным юридическим лицам уплаченные ими взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Кроме того, выдавая Ассоциации предписание об устранении нарушения в данной части, Управление не указало, какие конкретно действия должна совершить Ассоциация для устранения выявленных нарушений, даже если признать, что всем вышеперечисленным организациям действительно безосновательно возвращены взносы в компенсационный фонд, учитывая также, что все они уже утратили членство в СРО в 2010 году.
Таким образом, следует признать, что предписание от 03.11.2017 N 05-7952- 3718/ПР об устранении выявленных нарушений Ассоциацией надлежащим образом исполнено, оснований для выдачи обжалуемого предписания от 08.05.2018 N 05-2907-1399/ПР не имелось.
Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Следовательно, предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий государственного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно отвечать принципу правовой определенности и содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений.
Иными словами, адресат законного предписания государственного органа должен четко понимать, какие от него требуются действия, в каком объеме и какого содержания.
Вместе с тем, выводы, изложенные в обжалуемом предписании, не подтверждены документально первичными документами, само предписание нарушает права и законные интересы Ассоциации тем, что не отвечает критериям исполнимости и правовой определенности - не содержит точных формулировок применительно к конкретным обстоятельствам настоящего спора, конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить (взыскать средства в компенсационный фонд с действующих членов или уже утративших членство СРО, учитывая при этом сроки исковой давности).
Кроме того, апелляционный суд отмечает также, что установленная частями 6-9 статьи 55.16 ГрК РФ обязанность членов саморегулируемой организации внести дополнительные взносы в компенсационные фонды, распространяется только на случаи снижения размера компенсационного фонда ниже минимального уровня. Вместе с тем, Управлением не доказан тот факт, что уровень компенсационных фондов Ассоциации ниже уровня, рассчитываемого исходя из фактического количества членов и уровня их ответственности.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что оспариваемое предписание от 08.05.2018 N 05-2907-1399/ПР не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Ассоциации СРО "САСЗ", выводы суда первой инстанции об обратном являются ошибочными и основаны на ненадлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя в части признания недействительным предписания Управления.
Относительно прекращения производства по делу в части оспаривания акта проверки Ростехнадзора от 08.05.2018 N 05-2907-2836 принятое по делу решение сторонами не оспаривается.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 руб. подлежат отнесению на административный орган, излишне уплаченная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату Ассоциации из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 декабря 2018 года по делу N А56-100049/2018 в обжалуемой части отменить.
Признать недействительным предписание Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.05.2018 N 05-2907-1399/ПР.
Взыскать с Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу Ассоциации Саморегулируемой организации "Строительный Альянс Северо-Запада" 4500 руб. расходов по государственной пошлине, уплаченной за рассмотрение дела в первой инстанции и по апелляционной жалобе.
Возвратить Ассоциации Саморегулируемой организации "Строительный Альянс Северо-Запада" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.