г. Москва |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А41-77443/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от истца по делу - АО "ГТС" - Шушкова Д.О. по доверенности от 25.02.2019,
от ответчика по делу - ТСН "Кутузовская 21" - Кочеловская Т.Ю.по доверенности от 03.10.2018,
от третьего лица - ОАО "Одинцовский водоканал" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "ГТС" на решение Арбитражного суда Московской области от 26.12.2018 по делу N А41-77443/18, принятое судьей Ковалем А.В., по иску АО "ГТС" к ТСН "Кутузовская 21" о взыскании, третье лицо: ОАО "Одинцовский водоканал",
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ответчику о взыскании задолженности за сентябрь-декабрь 2017 г., январь-май 2018 г. в размере 2 041 508 руб. 87 коп. по договору N 04-01/255-Од от 26.07.2016 г., пени в размере 139 620 руб. 82 коп. за период с 15.10.2017 г. по 21.09.2018.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.12.2018 с ТСН "Кутузовская 21" в пользу АО "ГТС" взысканы: задолженность в размере 4 451 руб. 62 коп., пени в размере 2 079 руб. 24 коп. и расходы по оплате госпошлины в размере 101 руб. 52 коп., в удовлетворении остальной части иска отказано.
АО "ГТС" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО "ГТС" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ТСН "Кутузовская 21" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 29 июля 2016 года между АО "Городские ТеплоСистемы" и товариществом собственников недвижимости "Кутузовская 21" был заключен договор теплоснабжения N 04-01/255-Од. Приложением N 1 к договору установлено, что поставка коммунальных ресурсов осуществляется в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Одинцово, Московской области, ул. Кутузовская, д. 21.
ТСН "Кутузовская 21" является товариществом собственников недвижимости, в связи с чем предоставляет коммунальные услуги гражданам, проживающем в многоквартирном жилом доме. Коммунальные ресурсы приобретаются ТСН для целей обеспечения граждан-потребителей, следовательно, сложившиеся отношения с ресурсоснабжающей организацией в силу пункта 4 статьи 426 ГК РФ, пункта 3 статьи 539 ГК РФ регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354); Правилами, обязательными для заключения договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее по тексту - Правила N 124) и другими нормативными правовыми актами.
25 апреля 2017 года теплоснабжающая организация приняла на коммерческий учет узел учета расхода тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 1.1 договора теплоснабжения от 29.07.2016 N 04-01/255- Од теплоснабжающая организация подает потребителю тепловую энергию и теплоноситель для оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме по адресу: г. Одинцово, Московской области, ул. Кутузовская, д 21.
Приложением N 3 к договору стороны определили расчетно-тепловые нагрузки по видам теплопотребления: на отопление и на горячее водоснабжение.
Как указывает истец за период сентябрь-декабрь 2017 г., январь-май 2018 г. истец поставил ответчику тепловую энергию и теплоноситель на общую сумму 8 338 327 руб. 87 коп.
Ответчик оплатил поставленную тепловую энергию частично, в результате образовалась задолженность в размере 2 041 508 руб. 87 коп.
Поскольку обращение с претензией к истцу осталось без ответа, истец обратился в суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения, обязательство должно быть исполнено в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Факт оказания теплоснабжающей организацией коммунальной услуги (ГВС) был установлен судебными актами по арбитражным делам N N А41-92914/2017, А41- 63237/2017 и не должен доказываться вновь (ст. 69 АПК РФ). Верховный суд РФ определениями от 27.11.2018 и от 20.08.2018 отказал истцу в передаче дел N N А41-92914/2017 и А41-63237/2017 для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии ВС РФ.
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. N 129 внесены изменения в Правила N 354.
Пунктом 38 Правил N 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N2 к Правилам N354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
Формула 23 содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в 1-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в 1-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в 1-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Правилами N 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, в силу Правила N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома.
Данный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия, используемая для подогрева холодной воды с целью горячего водоснабжения, не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qioдн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Понятие коммунальных услуг дано законодателем в пункте 2 Правил N 354. В свою очередь, "коммунальные ресурсы" - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с Примечанием N 1 к Приложению N 2 к Правилам N 354, при расчете размера платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения используется единица измерения "кубический метр". Взимание платы раздельно за использованную для подогрева тепловую энергию и воду для подогрева, в соответствии с пунктами 54, 55 Правил N 354, допускается только при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения. В настоящем споре система водоснабжения жилых домов - централизованная.
Согласно действующему законодательству при наличии у ответчика приборов учета ГВС, учет должен производиться исходя из стоимости кубического метра поставляемой горячей воды, а не стоимости гигакалории, как было начислено теплоснабжающей организацией. Другими словами, оплата за тепловую энергию, израсходованную на горячее водоснабжение, зависит от объема полученной воды, а не от количества энергии, затраченной на ее подогрев, так как горячая вода поставляется для потребления именно как продукт к потреблению - горячая вода для бытовых целей, а не как тепловая энергия.
Потребители (жители домов) рассчитываются с управляющей компанией (истцом) по показаниям индивидуальных приборов учета за фактически потребленную горячую воду. При наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды, когда имеется возможность установить стоимость 1 кубометра воды (готового продукта), показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не должны учитываться ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.
Управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. Указанные выводы содержатся п.2 постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57, в решении Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2012 г. N АКПИ12-604, в определении Верховного суда РФ от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833 (по арбитражному делу NА40-39666/2015) и др.
Исходя из этого, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.
Довод теплоснабжающей организации о том, что она не осуществляет поставку горячей воды исследовался в суде первой инстанции и является необоснованным по следующим причинам.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Понятие коммунальных услуг дано законодателем в пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354). Исходя из нормы указанного пункта, "коммунальные услуги" - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). В свою очередь, "коммунальные ресурсы" - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из этого, не существует такого коммунального ресурса, как "тепловая энергия для горячего водоснабжения" (что указано в п. 4.1.1 договора), или "расход тепловой энергии на горячее водоснабжение" (Приложение N 2 к договору).
В пункте 7 Правил N 354 сказано, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг в жилом помещении в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении), заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям настоящих Правил. В случае несоответствия указанного договора положениям настоящих Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Исходя из этого, теплоснабжающая организация поставляет в дом ответчика "горячую воду", как коммунальный ресурс, а не тепловую энергию на подогрев холодной воды.
Этот довод подтверждается также следующими доказательствами.
Поставка горячей воды осуществляется в дом ответчика путём централизованного водоснабжения.
Законодателем установлено, что плата за горячее водоснабжение жилых домов рассчитывается двумя способами в зависимости от того, какая система горячего водоснабжения предусмотрена - централизованная или индивидуальная.
Централизованная система горячего водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (статья 2 ФЗ от 07.12.2011 Ы416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В случае горячего водоснабжения с помощью закрытой системы водоснабжения применяются нормы ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", нормы "Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 и др.
Поставку горячей воды осуществляет только организация - гарантирующий поставщик.
"Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, определен порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения. При этом термины и определения законодателем предусмотрены те же, что и в ФЗ от 07.12.2011 Ы416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Так, в соответствии со ст. 2 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Исходя из этого определения, истец является гарантирующим поставщиком горячей воды в муниципальном образовании Одинцово, поэтому для его потребителей установлены тарифы на горячую воду Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области.
Приготовление горячей воды осуществляется в котельной теплоснабжающей организации с использованием систем и оборудования, которые не принадлежат ТСН.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности к договору на теплоснабжение, граница разграничения между теплосетью и ТСН проходит по стене дома.
Котельная, где происходит приготовление горячей воды, не является собственностью ТСН.
Исходя из этого, ТСН физически не имеет возможности приготавливать горячую воду с использованием своего оборудования; оно получает товар под названием "горячая вода", сведения о поставке которого ежедневно отражаются на общедомовом приборе учёта (копии протоколов прилагаются).
Согласно статье 2 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О водоснабжении и водоотведении" горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой.
Приготовление горячей воды - это нагрев воды, а также при необходимости очистка, химическая подготовка и другие технологические процессы, осуществляемые с водой (ст. 2 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ).
Вода в системе горячего водоснабжения (ГВС) должна соответствовать качеству, регламентируемому СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества". В то же время условия работы и организация систем ГВС иные, чем в случае с холодным питьевым водоснабжением. С этим связан целый ряд специфических требований, предъявляемых к устройству и работе данных систем. Они сформулированы в таких нормативных документах, как СанПиН 4723-88 "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения", РД 34.37.506-88 "Методические указания по водоподготовке и водно-химическому режиму водогрейного оборудования и тепловых сетей", СП 41-101-95 "Проектирование тепловых пунктов" и др.
Важной особенностью ГВС является то, что горячая вода в точке разбора должна иметь определенную температуру. Открывая кран, потребитель не должен ждать, пока стечёт остывшая вода. Эта задача решается путём организации постоянной циркуляции воды через теплообменные аппараты с целью поддержания её температуры в сетях в заданном интервале.
Однако эксплуатация систем при повышенных температурах связана с активизацией процессов коррозии металлов. Продукты коррозии совместно с частицами биомассы и другими нерастворимыми примесями образуют отложения на поверхности трубопроводов и теплообменных аппаратов, сужая проход для воды и затрудняя ее нагрев.
Исходя из этого, при подготовке горячей воды проводят нехимическую и химическую обработку физической воды.
Нехимическая обработка воды состоит в следующем: для удаления из горячей воды нерастворимых примесей используют фильтры механической очистки, также проводится деаэрация горячей воды - мероприятия для достижения допустимой по нормативам концентрации растворенного в воде кислорода.
Химическая обработка воды проводится для предотвращения образования отложений и шлама в системах ГВС, для достижения антикоррозионного и антинакипного действия с помощью дозирования химических реагентов.
Все вышеперечисленные мероприятия по подготовке горячей воды для централизованного горячего водоснабжения, включая нагрев воды до определенной температуры, проводятся в котельной.
Поскольку у ТСН отсутствует котельная и/или иное оборудование для приготовления горячей воды, оно не имеет возможности самостоятельно приготавливать горячую воду и контролировать её качество, поэтому покупает горячую воду из системы централизованного горячего водоснабжения.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила) условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
По общему правилу, если иное не установлено законом, возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, не допускается.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение Qiодн) в формуле 24 того же Приложения.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Данный вывод содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5(2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области распоряжением от 09.12.2014 г. N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления" определило, что до введения в действие указанных нормативов, применяются нормативы, действующие в муниципальных образованиях. При расчете платы граждан за коммунальную услугу по горячему водоснабжению необходимо использовать норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, утвержденный органом местного самоуправления.
В соответствии с решением Совета депутатов городского поселения Одинцово от 22.12.2010 N 4/15, норматив потребления тепловой энергии на подогрев 1 куб. метра воды для населения г. Красногорск установлен в размере 0,0495 Гкал/куб. м.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Согласно контррасчету ответчика, количество тепловой энергии составляет 6 301 270 руб. 62 коп., оплачено ответчиком 6 296 819 руб., что не оспаривается истцом, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что задолженность составляет 4 451 руб. 62 коп.
При этом, истец расчет объема тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Правилами N 354 не представил, контррасчет ответчика не оспорил.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу, что требования истца о взыскании задолженности за сентябрь-декабрь 2017 г., январь-май 2018 г. подлежат частичному удовлетворению в размере 4 451,62 руб.
Истец также заявил требование о взыскании с ответчика пени в размере 139 620, 82 руб. за период с 15.10.2017 г. по 21.09.2018 г.
Ответчик представил контррасчет пени, исходя из объема поставленной истцом тепловой энергии и теплоносителя в размере 6 301 270 руб. 62 коп. и периода просрочки оплаты, согласно которому размер пени составляет 2 079 руб. 24 коп.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
На основании пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Согласно части 9.3 статьи 15 Федерального закона от27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере 1/170 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства ГК РФ предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
С учетом изложенного, принимая во внимание размер удовлетворенных требований истца о взыскании суммы основного долга, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о взыскании суммы неустойки в размере 2 079 руб. 24 коп., отказав в остальной части требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.12.2018 по делу N А41-77443/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.