Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20 августа 2019 г. N Ф09-4479/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А50-34284/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Грибиниченко О.Г.,Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.
при участии:
от заявителя Федерального казенного предприятия "Пермский пороховой завод" (ОГРН 1025901604156, ИНН 5908006119): Моисеенко А.А. по доверенности от 18.04.2018;
от заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (ОГРН 1115902001632, ИНН 5902293756): представители не явились;
от третьего лица акционерного общества "Газпром газораспределение Пермь": представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 января 2019 года по делу N А50-34284/2018,
принятое судьей Завадской Е.В.,
по заявлению Федерального казенного предприятия "Пермский пороховой завод"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
третье лицо: акционерное общество "Газпром газораспределение Пермь"
о признании незаконным бездействия,
установил:
Федеральное казенное предприятие "Пермский пороховой завод" (далее - заявитель, ФКП "Пермский пороховой завод") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Пермском крае), выраженного в неисключении из Реестра федерального имущества сведений в отношении объекта газоснабжения по адресу: г. Пермь, ул. Закамская, д. 85, РФНИ В12260066199.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2019 признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, выраженное в неисключении из Реестра федерального имущества сведений в отношении объекта газоснабжения по адресу: г. Пермь, ул. Закамская, д. 85, РФНИ В12260066199; на заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия мер, направленных на исключение объекта газоснабжения из Реестра федерального имущества.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТУ Росимущества в Пермском крае обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В апелляционной жалобе ссылается на то, что в представленном заявителем пакете документов о списании объекта федерального имущества отсутствовало решение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, о чем было сообщено заявителю.
ФКП "Пермский пороховой завод" и третье лицо АО "Газпром газораспределение Пермь" отзывы на апелляционную жалобу не направили. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя ФКП "Пермский пороховой завод" представил письменные пояснения в порядке ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 16.07.2018 ФКП "Пермский пороховой завод" обратился к ТУ Росимущества в Пермскому крае с заявлением об исключении из реестра федерального имущества сведений в отношении объекта газоснабжения по адресу: г. Пермь, ул. Закамская, д. 85, РФНИ В12260066199.
ТУ Росимущества в Пермскому крае письмом N 04-19-7093 от 03.08.2018 отказало в исключении сведений в отношении объекта газоснабжения из реестра федерального имущества,указав, что в пакете документов отсутствует решение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о списании имущества.
ФКП "Пермский пороховой завод", полагая, что заинтересованным лицом допущено незаконное бездействие, выраженное в неисключении из Реестра федерального имущества сведений в отношении спорного объекта, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что заинтересованным лицом допущено необоснованное бездействие, выразившееся в непринятии мер по исключению спорного объекта из реестра федерального имущества.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Учет федерального имущества на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (далее - Положение об учете федерального имущества).
Согласно п. 16 Положения об учете федерального имущества ведение реестра осуществляется путем внесения сведений о федеральном имуществе в карты сведений об объекте учета в соответствующих подразделах реестра и исключения из них изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации.
В п. 23 Положения об учете федерального имущества предусмотрено, что в случае если право собственности Российской Федерации на имущество прекращено, лицо, которому оно принадлежало на вещном праве, для исключения из реестра сведений об имуществе обязано в 14-дневный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права направить в систему учета: запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество по форме согласно приложению N 3 (далее - запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество) для исключения сведений из карты сведений об объекте учета. Если прекращение права собственности Российской Федерации на имущество влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то лицо, которому оно принадлежало на вещном праве, направляет запись в отношении каждой из них (подп. "а"); документ, подтверждающий прекращение права собственности Российской Федерации на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права, если им является недвижимое имущество (подп. "б").
В п. 42 указанного Положения установлено, что после прекращения права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 10-дневный срок со дня получения документа, подтверждающего прекращение либо государственную регистрацию прекращения указанного права на имущество, если им является недвижимое имущество: а) проводит экспертизу поступившего документа; б) формирует запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящему Положению (далее - запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации), для исключения сведений из карты сведений об объекте учета, если по результатам экспертизы установлена подлинность поступившего документа. Если прекращение права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то запись формируется в отношении каждой из них; в) исключает из реестра все сведения об объекте учета в соответствии с правилами ведения реестра федерального имущества.
При этом в п. 43 данного Положения указано, что в случае если при экспертизе документов, указанных в п.39 - п.42 настоящего Положения, установлены недостаточность сведений об объекте учета и неполнота и (или) недостоверность содержащихся в этих документах сведений либо у должностного лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом или территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности поступивших документов и сведений, Агентство или территориальный орган запрашивает в федеральных органах исполнительной власти, иных органах и (или) организациях дополнительные документы и завершает учет в 10-дневный срок со дня получения дополнительных документов, если они соответствуют требованиям, установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 21.06.2016 по делу N А50-11646/16 в удовлетворении исковых требований ФКП "Пермский пороховой завод" к АО "Газпром газораспределение Пермь" об истребовании газопровода низкого давления, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Закамская, 85 из незаконного владения АО "Газпром газораспределение Пермь" отказано. При вынесении данного решения судом установлено, что право собственности на спорный объект зарегистрировано за АО "Газпром газораспределение Пермь", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.10.2011 серии 59-БГ N 155758, возникло на законных основаниях и зарегистрировано в установленном законом порядке.
При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что ФКП "Пермский пороховой завод" в ТУ Росимущества в Пермскому крае был представлены документы, подтверждающие прекращение права собственности Российской Федерации на имущество, в том числе, решение Арбитражного суда Пермского края от 21.06.2016 по делу N А50-11646/16, письмо ГУП "Центр технической инвентаризации Пермского края от 26.10.2015, о том, что газопровод по адресу: г. Пермь, ул. Закамская, 85 является составной частью газопровода низкого давления, протяженностью 829,2 п.м., литера Сг, местонахождение г.Пермь, Кировский район, ул.Маршала Рыбалко, 80, 82, 84, ул. Липатова, 9, 11, 13, ул. Закамская, 85, что подтверждается техническим паспортом ГУП "ЦТИ" на газопровод низкого давления от 30.09.2010, инвентарный N 8044.
Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено (ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы ТУ Росимущества в Пермскому крае о необходимости представления ФКП "Пермский пороховой завод" решения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о списании имущества со ссылкой на нормы Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества", судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
В п. 2, п. 3 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" прямо указано, что под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.
Решение о списании федерального имущества принимается в случае, если:
а) федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
б) федеральное имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
Между тем в рассматриваемом споре заинтересованным лицом ТУ Росимущества в Пермскому крае не установлено и не доказано, что в отношении спорного имущества (газопровод низкого давления, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Закамская, 85) имеются обстоятельства, перечисленные в указанном нормативном акте (то есть, что спорное имущество признано непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения).
Напротив, судом установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что заявителем ФКП "Пермский пороховой завод" в ТУ Росимущества в Пермскому крае было направлено заявление об исключении спорного имущество (газопровод низкого давления, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Закамская, 85) из соответствующего реестра в связи с прекращением права собственности Российской Федерации на спорное имущество и представлены соответствующие документы.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемой ситуации необходимо руководствоваться указанными выше нормами Положения об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", в котором не установлена обязанность заявителя представить решение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о списании имущества, при этом в п. 43 данного нормативного акта прямо указано на то, что в случае если при экспертизе документов, указанных в п.39 - п.42 настоящего Положения, установлены недостаточность сведений об объекте учета и неполнота и (или) недостоверность содержащихся в этих документах сведений либо у должностного лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом или территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности поступивших документов и сведений, Агентство или территориальный орган запрашивает в федеральных органах исполнительной власти, иных органах и (или) организациях дополнительные документы и завершает учет в 10-дневный срок со дня получения дополнительных документов, если они соответствуют требованиям, установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным бездействия заинтересованного лица, выраженного в неисключении из реестра федерального имущества сведений о спорном объекте.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 января 2019 года по делу N А50-34284/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.