Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 августа 2019 г. N Ф09-5036/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А76-27834/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Научно-проектное объединение "ВИТЭК" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.02.2019 по делу N А76-27834/2018 (судья Наконечная О.Г.).
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью Научно-проектное объединение "ВИТЭК" - Бердюгина Екатерина Константиновна (паспорт, доверенность от 21.08.2018);
от третьего лица: Комитета градостроительства и архитектуры города Челябинска, г. Челябинск - Баймухамбетов Арман Самуратович (паспорт, доверенность от 24.12.2018).
Администрация и третье лицо - Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения данной информации на официальном сайте суда.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя заинтересованного лица.
Общество с ограниченной ответственностью Научно-проектное объединение "Витэк" (далее - заявитель, общество, ООО НПО "Витэк") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения администрации города Челябинска (далее - Администрация) об отказе в выдаче разрешения на строительство магазина в микрорайоне N 43 Тракторозаводского района города Челябинска, изложенного в письме заместителя главы города Челябинска по вопросам градостроительства от 02.07.2018 N 40-10303/гасн и обязании выдать разрешение на строительство указанного объекта в течение семи рабочих дней с даты вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Определениями суда от 30.10.2018 и от 04.12.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет градостроительства и архитектуры города Челябинска и комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.02.2019 (резолютивная часть решения объявлена 04.02.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО НПО "Витэк" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что договор краткосрочной аренды УЗ N 13532-К-2015 от 15.07.2015 является правоустанавливающим документом на земельный участок, поскольку сторонами он расторгнут не был, недействительным не признан, по инициативе арендодателя действие договора не прекращалось, в связи с чем, указанный договор продолжает действовать после истечения срока, на который он был заключен. Кроме того, апеллянт ссылается на наличие со стороны администрации действий, которые свидетельствуют о признании факта существования правоотношений по договору аренды УЗ N 13532-К-2015 от 15.07.2015.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО НПО "Витэк" обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство магазина в микрорайоне N 43 Тракторозаводского района города Челябинска.
Администрацией, при проверке приложенных к заявлению документов, установлено, что проектируемое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0204041:460. Согласно уведомлению Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.06.2018 N 74/001/010/2018-80774 зарегистрированные права на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0204041:460 отсутствуют.
В связи с указанными обстоятельствами, на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Администрация в письме от 02.07.2018 N 40-10303/гасн отказала ООО НПО "Витэк" в выдаче разрешения на строительство.
Полагая, что отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотренного частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Предметом судебной оценки по настоящему делу является оспариваемый заявителем отказ Администрации города Челябинска в выдаче разрешения на строительство магазина в микрорайоне N 43 Тракторозаводского района города Челябинска, выраженный в письме от 02.07.2018 N 40-10303/гасн мотивированный отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0204041:460 (далее - Градостроительный кодекс).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Порядок оказания государственной услуги по выдаче разрешений на строительство на территории Челябинской области определен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства", утвержденным Постановлением администрации города Челябинска от 06.02.2017 N 46-п (далее - Административный регламент).
В силу пункта 6 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется администрацией города Челябинска.
Уполномоченным должностным лицом администрации города Челябинска на подписание разрешения на строительство, отказа в выдаче разрешения на строительство, продление срока его действия, отказа в продлении срока действия, внесение в него изменений и отказа во внесении изменений является заместитель главы города по вопросам градостроительства.
Таким образом, отказ в выдаче разрешения на строительство, выраженный в письме от 02.07.2018 N 40-10303/гасн, вынесен Администрацией в пределах предоставленных ей полномочий.
В силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство.
К указанному заявлению прилагаются, в том числе, правоустанавливающие документы на земельный участок.
Как установлено в части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса перечислены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, в качестве которых названо, в том числе, отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Таким образом, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган вправе отказать в выдаче такого разрешения только в прямо указанных в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса случаях, а именно, отсутствие одного из документов, подлежащих представлению, или несоответствие проектной документации градостроительному плану.
С заявлением о выдаче разрешения на строительство заявителем в качестве правоустанавливающих документов на земельный участок был представлен договор аренды УЗ N 13532-К-2015 от 15.07.2015.
Вопреки позиции апеллянта, договор краткосрочной аренды УЗ N 13532-К-2015 от 15.07.2015 земельного участка с кадастровым номером 74:36:0204041:460 не свидетельствует о наличии у общества прав на земельный участок и нарушении его прав и законных интересов оспариваемым ненормативным актом.
Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат государственной регистрации договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год.
В силу норм статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступивших в силу с 01.01.2017 (за исключением части 4 статьи 66 и статьи 68 данного Закона), государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Из уведомления Управления Росреестра по Челябинской области от 29.06.2018 N 74/001/010/2018-80774 следует, что договор краткосрочной аренды земельного участка от 15.07.2015 УЗ N 13532-К-2015 в установленном законом порядке не зарегистрирован, зарегистрированные права на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0204041:460 отсутствуют.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доказательств надлежащего оформления права аренды в материалы дела заявителем не представлено, регистрация договора аренды, заключенного на срок более одного года, в установленном законом порядке не проведена.
При таких обстоятельствах, суд первой правомерно отказал в удовлетворении требований о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на строительство магазина в микрорайоне N 43 Тракторозаводского района города Челябинска, изложенного в письме заместителя главы города Челябинска по вопросам градостроительства от 02.07.2018 N 40-10303/гасн.
Доводы подателя жалобы, касающиеся срока действия договора краткосрочной аренды земельного участка от 15.07.2015 УЗ N 13532-К-2015, а также наличия со стороны администрации действий, свидетельствующих о признании факта существования правоотношений по указанному договору, с учетом предмета спора значения не имеют, поскольку не подлежат оценке судом в рамках настоящего дела.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Каких-либо иных доводов, свидетельствующих о незаконности обжалуемого решения, заявителем жалобы не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.02.2019 по делу N А76-27834/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Научно-проектное объединение "ВИТЭК" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.