г. Вологда |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А05-3336/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 апреля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Кутузовой И.В. и Холминова А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 ноября 2018 года по делу N А05-3336/2018,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900510709, ИНН 2901012238; место нахождения: 163002, Архангельская область, город Архангельск, улица Касаткиной, дом 9; далее - Водоканал) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Гостиница "Беломорская" (ОГРН 1022900528705, ИНН 2927000477; адрес: 163060, Архангельская область, город Архангельск, улица Тимме, дом 3; далее - Гостиница) о взыскании 155 230 руб. 47 коп., в том числе 153 007 руб. 86 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы за январь 2018 года и 2 218 руб. 61 коп. законной неустойки за период с 01.03.2018 по 26.03.2018..
Определением суда от 10.05.2018 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Делу присвоен N А05-3336/2018.
Определением от 09.07.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В ходе судебного разбирательства истец заявил ходатайство об объединении в одно производство для совместного рассмотрения дела N А05-3336/2018 с делом N А05-6354/2018, в рамках которого предъявлены требования о взыскании 150 076 руб. 67 коп. платы за февраль 2018 года и 140 990 руб. платы за март 2018 года.
Определением суда от 12.09.2018 ходатайство истца удовлетворено, дела N А05-3336/2018 и N А05-6354/2018 объединены в одно производство.
С учетом объединения дел Водоканал в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать с Гостиницы 483 687 руб. 39 коп., в том числе 444 074 руб. 53 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы и 39 612 руб. 86 коп. законной неустойки за период с 01.03.2018 по 12.09.2018. Уточнение иска судом принято.
Определением суда от 09.10.2018 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Водоочистка" муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Предприятие).
Решением суда от 16 ноября 2018 года в удовлетворении иска отказано. С Водоканала в доход федерального бюджета взыскано 3 914 руб. государственной пошлины.
Водоканал с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на доказанность факта превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод. Считает акт отбора проб и протокол испытаний надлежащими доказательствами, подтверждающими данный факт. Указывает на отсутствие нарушений процедуры отбора проб.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Гостиница в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилась.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается в материалах дела, Водоканалом и Гостиницей (абонент) заключен договор от 01.04.1995 N 2-10.1 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (далее - договор), по условиям которого Водоканал обязался с использованием централизованной системы водоснабжения и водоотведения отпускать Гостинице питьевую воду и принимать от нее стоки, а Гостиница - оплачивать оказанные услуги.
В пункте 3.2 договора предусмотрено право Водоканала контролировать качество сточных вод, отводимых абонентом в канализацию, путем отбора проб.
Сторонами 18.10.2012 составлен акт эксплуатационной ответственности по сетям водоснабжения и водоотведения, согласно которому в зоне ответственности абонента находятся канализационные выпуски от наружной стены здания до выпускных колодцев, наружная канализация здания от колодца К-1 до жироуловителя, включая колодцы, жироуловитель; в зоне ответственности Водоканала - наружная канализация от жироуловителя до К-10 и от К-15 до К-12, включая колодцы.
Представителем Водоканала в присутствии представителя Гостиницы 18.01.2018 произведен отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации на объекте по адресу: г. Архангельск, ул. Тимме, д. 3, о чем составлен акт N 014-ПДК/18.
По результатам анализа указанных проб сточных вод установлено превышение допустимого содержания таких показателей как: ХПК, БПК5, АПАВ, водородный показатель, что зафиксировано в протоколе анализа сточных вод от 25.01.2018 N 2.028.
В связи с данным обстоятельством истцом ответчику произведен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и выставлены счета на общую сумму 444 074 руб. 53 коп. которые ответчиком не оплачены.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В силу части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названным законом Правительство Российской Федерации постановлением от 29.07.2013 N 644 утвердило Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644).
Подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами.
Согласно пункту 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением 3.
В соответствии с пунктом 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктом 114 названных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены названными Правилами.
Пунктом 123 Правил N 644 установлено, что в случае если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пунктом 114 названных Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества без учета налога на добавленную стоимость (веществ) и нормативов свойств сточных вод определяется по указанной в пункте 123 Правил N 644 формуле.
Расчет платы производится исходя из объема сточных вод, отведенных абонентом за период от обнаружения превышения требований, предусмотренных пунктом 114 Правил N 644, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев.
В силу пункта 3 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод.
Отбор проб осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение (пункт 18 Правил N 525).
Согласно пункту 22 этих же Правил отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
Под контрольным канализационным колодцем следует понимать колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения (пункт 2 Правил N 644).
Из акта отбора проб от 18.01.2018 следует, что проба отбиралась из контрольного канализационного колодца N 1.
Между тем, надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что данный колодец в качестве контрольного согласован сторонами в договоре, не имеется.
Акт от 18.01.2018 N 001/18 таким доказательством не является.
В соответствии с пунктом 9.2 договора любые изменения и дополнения к договору действительны лишь при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны полномочными представителями сторон.
На момент составления указанного акта лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени Водоканала и Гостиницы, являлись их директоры Смелов Э.Ю. и Мещерякова М.А. соответственно. Однако акт со стороны истца подписан инспектором ИВР Латкиной И.С., со стороны ответчика - заместителем директора, главным инженером Тороховой Ж.В. Доверенности, наделяющие данные лица полномочиями на заключение дополнений (изменений) к договору, в деле отсутствуют, ссылки на них в акте не имеется.
В то же время в 2016 году Водоканалом с участием Гостиницы составлен акт от 05.12.2016 N 181 об отсутствии технической возможности осуществлять отбор пробы сточных вод с объекта абонента в связи с тем, что с данного объекта осуществляется сброс сточных вод в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами (первый канализационный колодец на общегородской сети).
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в последнем колодце на канализационной сети Гостиницы перед врезкой ее в централизованную сеть водоотведения установлен жироуловитель, который относится к локальным очистным сооружениям, то есть является сооружением, обеспечивающим очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения.
Отбор пробы в этом колодце невозможен по техническим причинам из-за нахождения в колодце жироуловителя, представляющего из себя вертикальную камеру, внутри которой при поступлении сточных вод частицы оседают на стенках камеры или на поверхности воды, а очищенная вода через нижний патрубок поступает в следующую камеру (то есть фактически в колодец городской сети).
Колодец, из которого осуществлен отбор проб, расположен до колодца с жироуловителем.
По ходатайству Гостиницы в период судебного разбирательства сторонами совместно произведен отбор сточных вод в колодце, расположенном до жироуловителя (в колодце, определенном в акте от 18.01.2018 в качестве контрольного), и в колодце, расположенном после жироуловителя (первом колодце на общегородской системе водоотведения). Результаты отобранных проб сданы сторонами для исследования в разные лаборатории.
Согласно представленным протоколам анализа данных проб количество загрязняющих веществ и их концентрация в пробе, отобранной до жироуловителя, выше, нежели в пробе, отобранной после него.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что жироуловитель имеет очистительные функции, следовательно сведения, полученные при анализе пробы, отобранной из колодца до жироуловителя, не содержат достоверную информацию о состоянии отводимых Гостиницей стоков.
В связи с этим отбор истцом проб не может быть признан надлежащим, а протокол анализа сточных вод от 25.01.2018 N 2.028 не является допустимым доказательством факта превышения ответчиком концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для удовлетворения иска.
Иные замечания ответчика к процедуре отбора проб носят формальный характер и не влияют на исход дела.
Ввиду изложенного, так как доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат отнесению на подателя жалобы.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы к производству истцу предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение, в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, государственная пошлина в сумме 3 000 руб. подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от16 ноября 2018 года по делу N А05-3336/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900510709, ИНН 2901012238; место нахождения: 163002, Архангельская область, город Архангельск, улица Касаткиной, дом 9) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.