Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 октября 2019 г. N Ф01-3972/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А82-15572/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кормщиковой Н.А.,
судей Дьяконовой Т.М., Шаклеиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русиновой А.И.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя жалобы Королькова О.Н. по доверенности от 30.05.2018
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.11.2018 по делу N А82-15572/2018, принятое судом в составе судьи Захаровой М.А.,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к открытому акционерному обществу "Ярославский речной порт" (ИНН 7607001209, ОГРН 1027600983629)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога (далее - ОАО "РЖД", истец, заявитель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Ярославский речной порт" (далее - ОАО "Ярославский речной порт", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 1-248 от 09.01.2018 на подачу и уборку вагонов ОАО "Ярославский речной порт", являющегося контрагентом ОАО "Ярославский мукомольный завод N1" на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД" по станции Ярославль-Пристань Северной железной дороги и изложить пункт 9.4.2 параграфа 9 договора в редакции перевозчика.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 25.11.2018 урегулированы разногласия, возникшие между ОАО "РЖД" и ОАО "Ярославский речной порт" по договору N 1-248, пункт 9.4.2 параграфа 9 договора изложен в следующей редакции: "Контрагент" уплачивает "Перевозчику" плату за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим "Перевозчику" протяженностью 1,714 км. Плата определена с учетом ставки 3230 руб. за 1 километр в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2017 N69. Плата начисляется в соответствии с пунктом 4 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования ОАО "РЖД" и облагается НДС. В случае утверждения Правлением ОАО "РЖД" новой ставки за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", стороны руководствуются новой ставкой с момента ввода ее в действие Правлением ОАО "РЖД"".
ОАО "РЖД" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.11.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД" и включении пункта 9.4.2 параграфа 9 в договор в редакции, предложенной ОАО "РЖД".
Заявитель жалобы указывает, что по своей правовой природе договор на эксплуатацию пути необщего пользования является договором на оказание услуг по подаче и уборке вагонов; такой договор носит возмездный характер, поскольку указанная услуга перевозчика используется ответчиком, она подлежит оплате. В настоящее время законодательно размер платы не установлен. Нормативного документа, которым были бы урегулированы порядок установления, и правила определения такой платы не имеется. Следовательно, цена может быть определена соглашением сторон, что в полной мере соответствует правилу статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ). Суд не указал, в чем именно включение в договор условия о ежесуточной плате за пользование железнодорожном путем противоречит существу законодательного регулирования. Не указано в чем такое условие является для ответчика очевидно обременительным. Спорные отношения касаются периода, когда уже вступила в действие новая редакция статьи 58 УЖТ РФ, следовательно, пункт договора о плате за пользование путем необщего пользования соответствует абзацам третьему и шестому статьи 58 УЖТ РФ. Правомерность внесения ежесуточной платы подтверждена Верховным Судом Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации, отказывая в удовлетворении исковых требований по делу N А58-6807/2016, исходил из того, что Федеральным законом от 31,12.2014 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в статье 58 УЖТ РФ внесены изменения, вступившие в силу с 1 апреля 2015 года.
ООО "Ярославский речной порт" представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что исковое заявление не содержит подтверждения экономической обоснованности предложенных ОАО "РЖД" размера и порядка исчисления платы за использование принадлежащих ему путей, тем более с учетом порядка взимания платы независимо от выхода локомотива. Истец просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 158 АПК РФ разбирательство по делу откладывалось.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ в составе суда произведена замена судьи Сандалова В.Г. на судью Дьяконову Т.М.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Иные лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 05.02.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 06.02.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в ходе заключения договора N 1-248 от 09.01.2018 на подачу и уборку вагонов ОАО "Ярославский речной порт", являющегося контрагентом ОАО "Ярославский мукомольный завод N 1" на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД" по станции Ярославль-Пристань Северной железной дороги между ОАО "РЖД" и обществом у сторон возникли разногласия, оформленные протоколом от 06.02.2018, в частности по пункту 9.4.2 параграфа 9 договора.
В редакции истца данный пункт предусматривает уплату контрагентом перевозчику ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", протяженностью 1,714 км по ставке 3230 руб. за 1 км в сутки, утвержденный протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2017 N 69. Плата начисляется в соответствии с пунктом 4 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденному распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056 р. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС. В случае утверждения Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", стороны руководствуются новой ставкой с момента ввода ее в действие Правлением ОАО "РЖД".
В редакции ОАО "Ярославский речной порт" пункт 9.4.2 параграфа 9 договора N 1-248 предусматривает, что контрагент уплачивает перевозчику ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "Российские железные дороги", протяженностью 1,714 км. Плата начисляется за время, исчисляемое с момента фактической подачи вагонов к местам погрузки-выгрузки до момента получения уведомления о завершении грузовых операций по ставке 3230 руб. за 1 километр в сутки, утвержденный протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2017 N 69. Плата начисляется в соответствии с пунктом 4 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденному распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056 р.
06.02.2018 сторонами подписан протокол согласования разногласий к договору N 1-248, в котором стороны не пришли к единому мнению относительно содержания положений пункта 9.4.2 параграфа 9 договора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с заявлением об урегулировании разногласий.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ответчиком предложена следующая редакция: "Контрагент" уплачивает "Перевозчику" плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", протяженностью 1,714 км. Плата определяется с учетом ставки 3230,0 руб. за 1 километр в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2017 N 69. Плата начисляется в соответствии с пунктом 4 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций при подаче и уборке вагонов, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N1056р. Плата взимается за сутки, в которые происходило фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования (до момента получения Перевозчиком уведомления о завершении грузовых операций). Размер платы указан без учета НДС".
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора N 1-248 от 09.01.2018 в следующей редакции: "Контрагент" уплачивает "Перевозчику" плату за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим "Перевозчику" протяженностью 1,714 км. Плата определена с учетом ставки 3230 руб. за 1 километр в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2017 N 69. Плата начисляется в соответствии с пунктом 4 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования ОАО "РЖД" и облагается НДС. В случае утверждения Правлением ОАО "РЖД" новой ставки за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", стороны руководствуются новой ставкой с момента ввода ее в действие Правлением ОАО "РЖД".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав пояснения представителя заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
По пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 442 ГК РФ).
В силу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как следует из статьи 64 Федерального закона от 10 января 2002 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров.
При недостижении согласия, споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 56 УЖТ РФ подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). В случае если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда. До передачи спора на разрешение суда перевозчик совместно с владельцем (пользователем) железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителем (грузополучателем) принимает меры к урегулированию возникших разногласий.
В силу статьи 58 УЖТ РФ перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае стороны пришли к соглашению об установлении платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, но не урегулировали разногласия по порядку оплаты данной услуги.
Как следует из искового заявления и апелляционной жалобы ОАО "РЖД" настаивает на установлении ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику, независимо от подачи и уборки вагонов, ссылаясь на то, что данная плата уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему пути необщего пользования.
Между тем взимание ежесуточной платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования в отсутствие его фактического использования контрагентом перевозчика ни положениями Устава, ни иными нормами действующего законодательства не предусмотрено. Из содержания статьи 58 УЖТ РФ следует, что сбор, включающий плату за работу локомотива и плату за использование железнодорожного пути, взимается за подачу и уборку вагонов.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11 пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных постановлением ФЭК России от N 35/15 в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, признаны недействующими, как не соответствующие абзацу 3 статьи 58 Устава, Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденных постановлением Правительства 4 Российской Федерации от 05.08.2009 N 643; подпунктам "б", "в" пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2014 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
Тарифное руководство N 3 в части, устанавливающей такую составляющую, как ежесуточная плата за пользование железнодорожным подъездным путем, признано не соответствующим статье 58 УЖТ РФ и Перечню и не действующим.
Указанное решение в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным к применению.
Таким образом, действия истца, являющегося монополистом и профессиональным участником рынка услуг железнодорожного транспорта, по включению в договор условия о ежесуточной плате за пользование принадлежащим ему железнодорожным путем и взиманию указанной платы с ответчика, при отсутствии соответствующей нормы права противоречит существу законодательного регулирования.
Приведенная судом редакция соответствует закону, не нарушает права и законные интересы истца и ответчика, а также обеспечивает баланс интересов сторон договора.
Доводы заявителя о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу оспариваемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Доводы апелляционной жалобы были предметом проверки суда первой инстанции, поскольку аналогичны правовой позиции истца, избранной в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, и они правомерно отклонены.
Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным; оснований для его отмены или изменения по указанным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (пункт 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.11.2018 по делу N А82-15572/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.А. Кормщикова |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.