г. Чита |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А19-28275/2018 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2019 года, по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-28275/2018, по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697) к обществу с ограниченной ответственностью "Оплот групп" (ОГРН 11438500053522, ИНН 3808239821) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за декабрь 2016 в размере 500 руб.,
(суд первой инстанции - Позднякова Н.Г.),
без вызова сторон в судебное заседание,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (далее - УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Оплот групп" (далее - ООО "Оплот групп") о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за декабрь 2016 на 1 застрахованное лицо в размере 500 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2019 года по делу N А19-28275/2018 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, шестимесячный срок необходимо считать со дня окончания срока, установленного в требовании для добровольной оплаты штрафа, поэтому судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока на подачу заявления о взыскании штрафных санкций. Заявитель жалобы полагает, что им не пропущен срок на обращение за взысканием штрафа, так как фонд обратился в суд с исковым заявлением о взыскании штрафных санкций в пределах установленного шестимесячного срока.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 26.02.2019.
В материалы дела письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска установлено, что ООО "Оплот групп" не представило в установленный срок сведения индивидуального (персонифицированного) учета за декабрь 2016 года.
По результатам проведенной проверки порядка представления указанных сведений в форме электронного документа органом Пенсионного фонда составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, от 07.02.2018 N 048S18180002301.
30.03.2018 начальником УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска вынесено решение N 048S19180004867, в соответствии с которым ООО "Оплот групп" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за декабрь 2016.
Требование об уплате штрафа от 27.04.2018 N 048S01180009745, направленное ответчику, в установленный срок не исполнено.
В связи с неуплатой ответчиком суммы штрафных санкций в добровольном порядке Пенсионный фонд 02.11.2018 обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с должника - ООО "Оплот групп" спорной суммы штрафа.
Определением от 07.11.2018 по делу N А19-26694/2018 суд отказал УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска в принятии заявления о выдаче судебного приказа на основании пункта 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ, в связи с наличием спора о праве. 20.11.2018 УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска обратилось в суд в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ООО "Вектор" является страхователем по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), нарушение которого вменено Управлением Пенсионного фонда, 4страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно части 1 статьи 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 данного Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Из содержания статьи 39 Закона N 212-ФЗ следует, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в ч. 5 ст. 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
После утраты силы с 01.01.2017 Закона N 212-ФЗ аналогичные положения, касающиеся порядка и сроков направления страхователю акта проверки, представления по нему возражений, вынесения решения по результатам проверки, выставления требования, а также предельных сроков получения акта, решения и требования, содержатся в статье 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017 (абзацы 6-19 статьи 17 введены Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
В части 14 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 Закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
В силу части 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, страхователь обязан был представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета за декабрь 2016, как минимум, на 1 застрахованное лицо - руководителя общества Скоробагатову Н.А., в срок до 10.01.2017.
УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска, установив, что по состоянию на 19.07.2017 индивидуальные сведения за декабрь 2016 не были представлены, направило обществу уведомление от 19.07.2017 о непредставлении сведений по форме СЗВ-М.
Учитывая вышеперечисленные сроки, установленные в Законе N 212-ФЗ, суд первой инстанции верно установил, что по факту правонарушения, датой выявления которого следует считать 19.07.2017 (дата уведомления страхователя о непредставлении индивидуальных сведений за декабрь 2016), Пенсионный фонд должен был провести камеральную проверку в срок до 19.10.2017, составить акт по установленной форме и направить его страхователю соответственно в срок до 02.11.2017 и до 10.11.2017. Поскольку предельной датой получения акта проверки в данном случае будет являться 16.11.2017, решение по результатам проверки должно было быть вынесено в срок до 21.12.2017 (10 дней по истечении 15-дневного срока, установленного для подачи возражений по акту) и направлено страхователю не позднее 28.12.2017. Исходя из даты получения решения 03.01.2018 (6 дней с даты направления по почте), датой его вступления в законную силу будет являться 22.01.2018 (с учетом праздничных дней). Следовательно, до 05.02.2018 страхователю должно было быть выставлено требование об уплате штрафных санкций.
В соответствии с пунктом 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что последним днем срока исполнения требования по результатам проверки страхователя в данном случае должно являться 26.02.2018, поскольку срок уплаты штрафа, установленный в требовании от 27.04.2018 N 048S01180009745 (15 рабочих дней).
В силу положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании с ООО "Оплот групп" суммы штрафа УПФР вправе было обратиться в суд в срок до 16.08.2018, т.е. в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате (срок исполнения которого установлен до 16.02.2018).
Судом первой инстанции установлено, что акт о выявлении правонарушения, имевшего место 19.07.2017, составлен Пенсионным фондом 07.02.2018, т.е. спустя более полугода после даты его выявления, решение о привлечении страхователя к ответственности вынесено 30.03.2018, требование об уплате штрафа выставлено 27.04.2018. В требовании от 27.04.2018 N 048S01180009745 обществу установлен срок для уплаты штрафных санкций до 21.05.2018.
Таким образом, несвоевременное совершение Пенсионным фондом действий, предусмотренных статьями 22, 34, 38, 39 Закона N 212-ФЗ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.
Согласно штемпелю входящей корреспонденции настоящее заявление подано Пенсионным фондом в Арбитражный суд Иркутской области 20.11.2018, то есть с пропуском установленного законом совокупного срока, установленного для взыскания задолженности. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу настоящего заявления фондом не заявлено.
По настоящему делу установлено, что нарушение органом Пенсионного фонда сроков, установленных для каждого этапа процедуры принудительного взыскания задолженности, повлекло изменение (увеличение) совокупного предельного срока для взыскания данной заложенности, что является недопустимым и действующим законодательством не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что на дату обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ООО "Оплот групп" спорной суммы санкции (02.11.2018) заявителем уже был пропущен срок на подачу такого заявления.
Кроме того, обстоятельства, связанные с пропуском процессуального срока на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа установлены вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Иркутской области от 07.11.2018 по делу N А19-26694/2018, которым заявителю было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа в связи с наличием спора о праве.
При этом апелляционный суд отмечает, что в рассматриваемом случае оснований для применения срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, не имеется, поскольку, во-первых, он касается ситуации, когда фонд обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в установленный срок, а, во-вторых, он касается ситуации, когда судебный приказ выдавался, но был отменен, чего в настоящем случае не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает несостоятельным довод фонда об обращении в суд с заявлением в установленный срок.
Принимая во внимание, что заявитель пропустил процессуальные сроки для подачи заявления о взыскании финансовой санкции и утратил право на взыскание штрафа, основания для удовлетворения его требования о взыскании штрафа в размере 500 руб. у суда первой инстанции отсутствовали, в связи с чем, в удовлетворении заявленного требования судом правомерно отказано.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2019 года, по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-28275/2018, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде кассационной инстанции в силу отсутствия оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, могут быть обжалованы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.