г. Владивосток |
|
19 апреля 2019 г. |
Дело N А24-4056/2018 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Л.А. Бессчасной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев апелляционную жалобу краевого государственного автономного учреждения социальной защиты "Комплексный центр социального обслуживания населения Петропавловск-Камчатского городского округа",
апелляционное производство N 05АП-8178/2018
на решение от 18.09.2018
судьи В.И. Решетько
по делу N А24-4056/2018 Арбитражного суда Камчатского края,
принятое в порядке упрощённого производства
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края (ИНН 4100023217, ОГРН 1024101030843)
к краевому государственному автономному учреждению социальной защиты "Комплексный центр социального обслуживания населения Петропавловск-Камчатского городского округа" (ИНН 4101063903, ОГРН 1024101022384)
третье лицо: Тохтаров Михаил Ефимович
о взыскании 5 620, 48 руб. ущерба за период с ноября 2016 года по июнь
2017 года,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края (далее - истец, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд Камчатского края с иском к краевому государственному автономному учреждению социальной защиты "Комплексный центр социального обслуживания населения Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 5 620, 48 руб. ущерба, причиненного в результате несвоевременного предоставления индивидуальных сведений персонифицированного учета, повлекших переплату пенсии физическому лицу.
Определением суда от 12.07.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Тохтаров Михаил Ефимович.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
18.09.2018 Арбитражным судом Камчатского края принято решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Так, заявитель апелляционной жалобы, не оспаривая факт несвоевременного представления сведений по форме СЗВ-М за август 2016 года с нарушением установленного законодательством срока, считает, что с учетом установленных статьей 26.1 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) и пунктами 86, 88 и 90 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила), сроков Пенсионный фонд не был лишен возможности принять новое решение о прекращении индексации пенсии, поскольку сведения за сентябрь 2016 года и по июнь 2017 года были представлены Учреждением своевременно.
ГУ УПФ в письменном отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось, ссылаясь на то, что на момент вынесения решения об индексации пенсии в октябре 2016 года сведения о работе Тохтарова М.Е. в Учреждении за август 2016 года отсутствовали, так как были представлены только 30.05.2017. В результате чего в период с 01.11.2017 по 30.06.2017 Тохтарову М.Е. была выплачена повышенная фиксированная выплата страховой пенсии по старости с учетом индексации. То обстоятельство, что сведения за иные периоды (сентябрь 2016 года и июнь 2017 года) были представлены страхователем своевременно, не влияет на выплату пенсии в завышенном размере исходя из положений части 8 статьи 26 Закона N 400-ФЗ.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Тохтаров М.Е. своего отношения к апелляционной жалобе не выразил, письменный отзыв не представил.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2018 производство по апелляционной жалобе было приостановлено до принятия процессуального решения Верховным Судом Российской Федерации в виде окончательных судебных актов по делам N N А82-18736/2017, А56-71890/2017 и его опубликования.
Определением от 02.04.2019 по ходатайству Учреждения производство по апелляционной жалобе возобновлено на основании части 1 статьи 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Тохтаров М.Е. является получателем пенсии с 10.08.1999 (решение о назначении пенсии от 14.10.1999).
24.10.2016 Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края вынесено распоряжение о перерасчете размера пенсии, согласно которому Тохтарову М.Е. назначена ежемесячно с 01.11.2016 страховая пенсия по старости в размере: 10 953,27 руб. страховая пенсия и 7 294,29 руб. фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом индексации, как неработающему пенсионеру.
В период с 01.11.2016 по 30.06.2017 Тохтарову М.Е. была выплачена повышенная фиксированная сумма страховой пенсии по старости с учетом индексации.
30.05.2017 Учреждением были представлены в ГУ УПФ сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2016 года тип формы "доп", в том числе на Тохтарова М.Е., в то время как в исходных сведениях за данный отчетный период Тохтаров М.Е. не был указан в качестве работника учреждения.
24.08.2017 ГУ УПФ был выявлен факт излишней выплаты Тохтарову М.Е. страховой пенсии по старости за период с 01.11.2016 по 30.04.2017 в сумме 5 620,48 руб. (из них за ноябрь 2016 года - 702, 56 руб., за декабрь 2016 года - 702, 56 руб., январь 2017 года - 702, 56 руб., февраль 2017 года - 702, 56 руб., за март 2017 года - 702, 56 руб., за апрель 2017 года - 702, 56 руб., за май 2017 года - 702, 56 руб., за июнь 2017 года - 702, 56 руб.), в связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений о застрахованных лицах (не сданы сведения по форме СЗВ-М за август 2016 года), о чем составлен протокол и принято решение N 1209 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, которым установлено, что пенсия необоснованно выплачивалась в завышенном размере как неработающему пенсионеру.
24.08.2017 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края принято решение N 1209 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, которым установлено, что за период с 01.11.2016.2017 по 30.06.2017 пенсия Тохтарову М.Е. необоснованно выплачивалась в завышенном размере.
Полагая, что в результате неправомерных действий ответчика - страхователя по обязательному пенсионному страхованию, который не предоставил в установленном порядке в ГУ УПФ сведения о работающем у него застрахованном лице - гражданину Тохтарову М.Е., необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, работающему пенсионеру была выплачена в период с 01.11.2016 по 30.06.2017 повышенная фиксированная сумма страховой пенсии по старости с учетом индексации как неработающему пенсионеру, бюджету Пенсионного фонда был причинен ущерб на общую сумму 5 620,48 руб.
09.02.2018 ГУ УПФ направило Учреждению письмо N 04-29/2105, которым предлагало в добровольном порядке возместить ущерб.
Поскольку Учреждение оставило письмо Пенсионного фонда без удовлетворения, последний обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования, истца, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела, что предоставление ответчиком недостоверных сведений послужило причиной незаконной выплаты страховой пенсии работающему пенсионеру в завышенном размере, что повлекло за собой причинении ущерба.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения истца, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение суда - отмене по следующим основаниям.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" Закон N400-ФЗ дополнен статьей 26.1, определяющей порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ определено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Положения части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ корреспондируют с положениями 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), которым установлена обязанность страхователи представлять предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Так, согласно пункту 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.
Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Учреждением в установленный законом срок были представлены исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2016 года, в которых Тохтаров М.Е. не был указан в качестве работника учреждения.
30.05.2017 ответчик представил в Пенсионный фонд дополняющие сведения по форме СЗВ-М за август 2016 года в отношении 174 застрахованных лиц, в том числе и в отношении Тохтарова М.Е., из которых следует, что Тохтаров М.Е. не прекращал трудовую деятельность в Учреждении.
Судом установлено, что гражданину Тохтарову М.Е., 09.02.1953 года рождения, с 10.08.1999 назначена пенсия по старости на основании решения от 14.10.1999. При этом, получая пенсию по старости, Тохтаров М.Е. является работником ответчика, то есть работающим пенсионером.
В связи с получением от страхователя - Учреждения сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2016 года, в которых сведения о застрахованном лице Тохтарове М.Е. отсутствовали, Пенсионный фонд, посчитав, что он прекратил осуществление трудовой деятельности, в октябре 2016 года принял решение о выплате Тохтарову М.Е. страховой пенсии с учетом индексации, как неработающему пенсионеру.
Между тем, судом первой инстанции не принято во внимание, что ответчиком в установленный законом срок были представлены в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, в том числе Тохтарове М.Е., за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2016 года по форме СЗВ-М, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2017 года.
Сведения за указанные периоды (сентябрь 2016 года - июнь 2017 года) были представлены в установленные пунктом 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ сроки - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Согласно указанным сведениям Тохтаров М.Е. является работником Учреждения.
Указанные доказательства были представлены ответчиком в суд первой инстанции 30.07.2018 в обоснование письменного отзыва по делу.
В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Из анализа указанной нормы права, на которую ссылается ГУ УПФ в возражениях на апелляционную жалобу, следует, что пенсия пенсионеру, возобновившему трудовую деятельность, выплачивается в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности. При этом, пенсия с учетом индексации выплачивается только в случае возобновления работы после осуществления индексации.
Следовательно, принципиальное значение имеет дата вынесения Пенсионным фондом решения о выплате сумм страховой пенсии с учетом индексации.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) ранее представления ответчиком в Пенсионный фонд сведений по форме СЗВ-М за сентябрь и октябрь 2016 года. Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что на момент принятия решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) и распоряжения о перерасчете размера пенсии Пенсионный фонд располагал сведениями об осуществлении пенсионером Тохтаровым М.Е. трудовой деятельности, перерасчет размера страховой пенсии произведен в увеличенном размере тогда, когда сведения по форме СЗВ-М в отношении указанного физического лица уже были сданы страхователем.
В связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу, что истец не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что выплата пенсии Тохтарову М.Е. в завышенном размере начиная с 01.11.2016 по 30.04.2017 произошла именно в результате противоправных действий ответчика.
Кроме того, в пункте 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии".
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Из содержания указанных норм права следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения. Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Апелляционный суд полагает, что ссылка Управления ПФР на то, что о факте работы пенсионера Тохтарова М.Е. управлению стало известно 30.05.2017, после предоставления дополнительной формы СЗВ-М, противоречит материалам дела и не соответствует действительности, поскольку сведения о данном работнике предоставлялись Учреждением в исходных формах СЗВ-М с сентября 2016 года и по июнь 2017 года, которые направлены работодателем в установленный срок - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, что подтверждается представленными обществом в материалы дела распечатками из программы 1С: Предприятие - ЗУП КОРП и программы Контур о передаче по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) и получение управлением исходных форм СЗВ-М за указанные месяцы. Доказательств несвоевременного предоставления ответчиком исходных форм СЗВ-М с сентября 2016 года по июнь 2017 года Управлением не представлено.
Следовательно, Пенсионный фонд в силу части 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ на основании представленных ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВМ за сентябрь 2016 года должен был уточнить факт осуществления пенсионером работы уже в октябре 2016 года.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что истец не доказал ни наличие ущерба в размере 5 620,48 руб., ни причинно-следственную связь между причиненным вредом и противоправным поведением ответчика.
В связи с чем требования истца не подлежали удовлетворению.
Соответственно, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Судебные расходы по уплате ответчиком государственной пошлины в сумме 3 000 руб. по апелляционной жалобе относятся на истца на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 18.09.2018 по делу N А24-4056/2018 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края (ИНН 4100023217, ОГРН 1024101030843) в пользу краевому государственному автономному учреждению социальной защиты "Комплексный центр социального обслуживания населения Петропавловск-Камчатского городского округа" (ИНН 4101063903, ОГРН 1024101022384) судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 (три тысячи) руб.
Арбитражному суду Камчатского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.