город Ростов-на-Дону |
|
19 апреля 2019 г. |
дело N А53-38977/2018 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуденица Т.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.02.2019 по делу N А53-38977/2018, принятое судьей Паутовой Л.Н.
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу (далее - УГАН НОТБ по ЮФО) о признании незаконным и отмене постановления от 09.11.2018 N 1122/07-03/18 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Принятым в виде резолютивной части решением от 08.02.2019 судом в удовлетворении заявленных требований отказано.
На основании заявления ОАО "РЖД" судом изготовлено мотивированное решение от 12.03.2019.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в штатном расписании дирекции числятся должности инспектора (по входному контролю), при этом должность инспектора (по входному контролю) не входит в перечень штатных должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ Северо-Кавказской ДПО. Сотрудники дирекции, назначенные на должности инспекторов (по входному контролю) на участках производства по входному контролю и обследования физических лиц, их ручной клади и багажа, организационно не входят в состав сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ дирекции.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 04.10.2018 Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании распоряжения начальника УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора от 12.09.2018 N 801 проведена внеплановая выездная проверка в отношении железнодорожного вокзала на станции Ростов-Главный (Пригородный) Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств, филиала ОАО "Российские железные дороги", осуществляющего свою деятельность по адресу: пл. Привокзальная, д. 1/2, г. Ростов-на-Дону, на предмет выполнения ранее выданного инспекторского предписания от 09.06.2018 N 000520 об устранении выявленных нарушений, срок исполнения которого истек 10.09.2018.
О проведении внеплановой проверки юридическое лицо уведомлено надлежащим образом (почтовым отправлением исх. от 13.09.2018 N 07.07-5777, электронной почтой 14.09.2018).
В ходе проверки установлено, что ОАО "РЖД" не выполнило требования инспекторского предписания от 09.06.2018 N 000520, а именно: в нарушение подпункта 13 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства от 26.04.2017 N 495, субъектом транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее -ОТИ) железнодорожный вокзал на станции Ростов-Главный (Пригородный) допущены к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также привлечены к исполнению обязанностей по защите ОТИ от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности в количестве 12 человек (инспекторский состав по входному контролю), не аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в соответствии с пунктом 3.5 Плана ОТБ ОТИ, Приложением N4 к Плану ОТБ, выпиской из штатного расписания).
ОАО "РЖД" провело аттестацию 28 сотрудников из общего числа инспекторского состава по входному контролю, а также согласовало порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Мотивированного ходатайства о продлении срока выполнения инспекторского предписания от 09.06.2018 N 000520 общество не заявляло.
Таким образом, законное требование выданного инспекторского предписания от 09.06.2018 N 000520 обществом выполнено частично.
Неисполнение в полном объеме требований инспекторского предписания от 09.06.2018 N 000520 зафиксированы в акте проверки от 04.10.2018 N 762/07.
04.10.2018 государственным инспектором УГАН НОТБ ЮФО ОАО "РЖД" выдано инспекторское предписание N 000778, которым предписано ОАО "РЖД" в срок до 10.01.2019 устранить выявленные правонарушения.
По факту невыполнения инспекторского предписания 22.10.2018 уполномоченным должностным лицом УГАН НОТБ по ЮФО в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол N 403902 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола ОАО "РЖД" уведомлено надлежащим образом (почтовым отправлением исх. от 05.10.2018 N 07.03-6307, электронной почтой от 09.10.2018).
09.11.2018 главный государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЮФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отсутствие законного представителя общества при наличии доказательств его надлежащего извещения, вынес постановление N 1122/07-03/18 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 10 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Принципы правового регулирования указанных отношений определены Федеральным законом N 16-ФЗ от 09.02.2007 "О транспортной безопасности" (далее -Федеральный закон N 16-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные станции. Следовательно, железнодорожная станция Тоннельная является объектом транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожном вокзале на станции Ростов-Главный (Пригородный).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
ОТИ железнодорожный вокзал на станции Ростов-Главный (Пригородный) внесен в Реестр категорированных объектов с присвоением 2 категории (реестровый номер ЖВМ 402461 от 08.07.2011).
Результаты оценки уязвимости ОТИ железнодорожного вокзала на станции Ростов-Главный (Пригородный) утверждены в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) 02.10.2012, план обеспечения транспортной безопасности утвержден Росжелдором 22.09.2015.
Организационно инспекторы (по входному контролю) железнодорожного вокзала на станции Ростов-Главный (Пригородный) субъектом транспортной инфраструктуры не внесены в перечень штатных должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств).
Вместе с тем, судом установлено, что из должностных инструкций указанных сотрудников следует, что они непосредственно связаны с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что в штатном расписании дирекции числятся должности инспектора (по входному контролю), при этом должность инспектора (по входному контролю) не входит в перечень штатных должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ Северо-Кавказской ДПО. Сотрудники дирекции, назначенные на должности инспекторов (по входному контролю) на участках производства по входному контролю и обследования физических лиц, их ручной клади и багажа, организационно не входят в состав сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ дирекции.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортного средства) только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности".
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 указанного Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Поскольку общество указанную обязанность не выполнило, инспекторским предписанием от 09.06.2018 N 000520 был установлен срок устранения нарушения до 10.09.2018.
Доказательства, подтверждающие выполнение инспекторского предписания от 09.06.2018 N 000520 в установленный срок в полном объеме обществом не были представлены.
Обществом также не были представлены доказательства того, что оно обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения инспекторского предписания.
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении подтверждается, что ОАО "РДЖ" в установленный срок не исполнило законное предписание инспектора УГАН НОТБ по ЮФО от 09.06.2018 N 000520.
Предписание не было признано незаконным в установленном порядке.
Таким образом, наличие в действиях ОАО "РЖД" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ, является доказанным.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" указало, что в целях исключения проведения входного контроля инспекторами, не прошедшими аттестацию в области обеспечения транспортной безопасности в дирекции переработана должностная инструкция инспектора (по входному контролю) в части разделения должностных обязанностей у аттестованного и не аттестованного инспектора по входному контролю. Не аттестованный инспектор не принимает участия в проведении входного контроля.
Указанные обстоятельства не исключают ответственности общества и не свидетельствуют об устранении нарушения, поскольку материалами дела подтверждено неисполнение требований предписаний в установленный срок.
Как следует из пояснений представителей УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора, а также подтверждается материалами дела, обществом не были представлены документы, свидетельствующие о проведенных мероприятиях ни на момент проведения внеплановой проверки, ни на момент составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, материалами дела доказано виновное совершение обществом правонарушения по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности не представлено. Следовательно, материалами дела подтверждается наличие оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для признании совершенного правонарушения малозначительным с учетом важности охраняемых отношений - жизнь и здоровье людей.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы ОАО "РЖД", изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и принято законное и обоснованное решение от 12.03.2019 об отказе в удовлетворении требований общества.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области по делу А53-38977/2018 в виде резолютивной части от 08 февраля 2019 года (мотивированное решение изготовлено 12 марта 2019 года) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.