Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 августа 2019 г. N Ф08-6538/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
19 апреля 2019 г. |
дело N А53-27279/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Соловьевой М.В., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "НП "Русь"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2018 по делу N А53-27279/2018 (судья Пименов С.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НП "Русь"
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НП "Русь" (далее - ООО "НП "Русь", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 27.07.2018 N 1885 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "НП "Русь" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что при вынесении предписания и в рамках судебных разбирательств Жилинспекция указывала, что принятие решения о распределении общедомовых нужд в полном объеме между жильцами не допускалось до 10.08.2017, однако данный вывод ошибочен и противоречит нормам права. Статья 156 ЖК РФ в редакции, действовавшей с 01.01.2017, отсылала при расчете общедомовых нужд к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306). Так, в абз.4 пункта 29 вышеназванных правил указывается на то, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. И ранее распределение ОДН, а в последующем СОИДов в полном объеме было возможно при наличии протоколов общего собрания, содержащих соответствующие решения. При принятии судебного акта судом не указано на причины невозможности применения вышеуказанных норм права, не указано на невозможность принятия собственниками решения о распределении в полном объеме расходов на общедомовые нужды. В законодательстве отсутствует запрет на расшифровку ставки на техническое содержание в платежном документе. В рамках судебного разбирательства в суде первой инстанции суду и представителю инспекции неоднократно пояснялось, что ставка "мусор" входит в размер ставки на техническое содержание, но выделено в квитанции в отдельную строку для целей прозрачности расчетов. Одновременно ставка на содержание и ремонт была установлена общим собранием собственников МКД и нее входила ставка на "мусор", при выделении в отдельную строку части ставки "тех.содержания" сама ставка была уменьшена, так как именно из нее и была выделена позиция "мусор". Относительно статей "домофон" и "видеонаблюдение" судом в решении не указано, по какой причине и на основании какого нормативно-правового акта действия организации в рамках агентского договора (который был представлен в Жилинспекцию) противоречат закону. Более того, суд указывает на правомерность требования Жилинспекции о проведении перерасчетов за период, превышающий сроки исковой давности, предусмотренные ГК РФ.
В дополнении к апелляционной жалобе общество указало, что в полномочия Государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации входит осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям и не входит проверка правильности начисления платы за выполнение услуг по текущему и капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, а также выдача предписания на перерасчет платы за выполнение тех или иных услуг. Вместе с тем, акт и предписание от 27.07.2018 N 1885 выданы государственным инспектором отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ государственной жилищной инспекции Ростовской области, т.е. неуполномоченным органом. Таким образом, вынесенное оспариваемое предписание может повлечь неблагоприятные последствия для заявителя в виде дальнейшего привлечения к административной ответственности, в случае его неисполнения. Также заявитель жалобы сослался на письмо Минстроя России от 26.12.2018 N51876-00/04 "О размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив", согласно которому в договоре управления может быть предусмотрена индексация тарифов размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в таком случае повторное принятие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, так как такая индексация устанавливается соглашением сторон, а не односторонним волеизъявлением управляющей организации.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственная жилищная инспекция Ростовской области просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указала, что поскольку соглашение между органом исполнительной власти Ростовской области и региональным оператором по обращению с ТКО не заключено, единый тариф на услугу по ТКО на территории г. Ростова-на-Дону не установлен (до 01.01.2019), для собственников помещений многоквартирного дома N 37/2 по ул. Содружества не наступила обязанность по оплате за "мусор", как за коммунальную услугу ТКО, исходя из установленных Региональной службой по тарифам Ростовской области нормативов. В качестве способа установления и изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников предусмотрено только принятие решения по этому вопросу на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Общество не вправе было в одностороннем порядке изменять размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома без соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Нормы ЖК РФ, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не устанавливают ограничения, в соответствии с которым предписание может быть выдано контрольно-надзорным органом исключительно в пределах сроков исковой давности. Более того, сроки исковой давности согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ применяются судом исключительно по заявлению стороны.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 02.07.2018 ООО "НП "Русь" осуществляло управление многоквартирным домом N 37/2 по ул. Содружества в г. Ростове-на-Дону на основании договора управления N 0/37/2 от 03.03.2013 и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 061000269 от 30.04.2015.
В инспекцию поступили обращения собственника квартиры N 150 в многоквартирном доме N 37/2 по ул. Содружества в г. Ростове-на-Дону гр. Паниной З.Н. по вопросам соблюдения обществом условий договора управления многоквартирным домом в части обоснованности размера платы по статьям "фонд председателя совета дома", "видеонаблюдение", "домофон с ТКП", "текущий ремонт", "тех. содержание", "мусор", "взнос целевой за выполненные работы", порядка определения размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома.
С целью рассмотрения обращения (37-ОГ/9777 от 09.06.2018) инспекцией на основании распоряжения от 02.07.2018 N 4636 проведена внеплановая документарная проверка общества по вопросам соблюдения им лицензионных требований.
В ходе проверки инспекция выявила нарушение обществом ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, в соответствии с которой принятие решений об установлении дополнительных взносов и сборов в многоквартирном доме относится к компетенции решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а именно, в многоквартирном доме N 37/2 по ул. Содружества размеры платы по статьям "тех. содержание" в период с июля 2016 года по апрель 2018 года, а также по статьям "мусор", "видеонаблюдение", "домофон с ТКП" с мая 2015 года по май 2018 года не утверждены общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.
Кроме того, инспекцией выявлено нарушение требований ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491- размер платы за холодную воду и отведение сточных вод, потребленных при содержании общего имущества с июня 2017 года по июнь 2018 года, превышает рассчитанный исходя из норматива потребления.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 27.07.2018 N 4636.
В связи с выявленными нарушениями 27.07.2018 инспекция выдала обществу предписание N 20188531, согласно которому заявителю надлежало в срок до 25.09.2018: устранить выявленные нарушения, при необходимости выполнить перерасчет по статьям "тех. содержание" в период с июля 2016 года по апрель 2018 года, а также по статьям "мусор", "видеонаблюдение", "домофон с ТКП" с мая 2015 года по май 2018 года всем собственникам многоквартирного дома N 37/2 по ул. Содружества; устранить выявленное нарушение, при необходимости выполнить перерасчет всем потребителям в многоквартирном доме N 37/2 по ул. Содружества с июня 2017 года по июнь 2018 года за холодную воду и отведение сточных вод, потребленных при содержании общего имущества многоквартирного дома. В дальнейшем начисления производить согласно требованиям действующего законодательства.
Не согласившись с вынесенным предписанием Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 27.07.2018 N 20188531, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "НП "Русь" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При проведении Госжилинспекцией области проверки в отношении ООО "НП "Русь" установлено, что размер платы за холодную воду и отведение сточных вод (коммунальные ресурсы), потребляемые при содержании общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N 37/2 по ул. Содружества, с июня 2017 года по июнь 2018 года превышает размер платы, рассчитанный исходя из норматива потребления.
В обоснование законности осуществления ООО "НП "Русь" указанных начислений общество ссылается на решение общего собрания собственников помещений, оформленное протоколом от 18.05.2017 N 1 о распределении коммунальных ресурсов на содержание общего имущества (пункт 4 повестки дня) (т.д. 2 л.д. 91-93).
Как следует из указанного протокола по четвертому вопросу повестки дня 18.05.2017 собственниками принято решение "коммунальные ресурсы на содержание общего имущества дома распределять полностью по Постановлению N 354 от 06.05.2011 и N 1498 от 26.12.2016".
Однако доказательства представления обществом протокола общего собрания собственников помещений от 18.05.2017 N 1 при проведении инспекцией проверки в материалы дела не представлены.
С 01.01.2017 на основании изменений, внесенных в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным Законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ, плата за холодную воду, отведение сточных вод, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включена в состав платы за содержание жилого помещения включает в себя (п. 2 ч.1 ст. 154, п.1 ч.2 ст. 154 ЖК РФ, ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ).
Ранее (до 01.01.2017) собственниками помещений оплачивались коммунальные услуги, в т.ч. по водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды, порядок оплаты которых регламентировался Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
С 01.01.2017 коммунальные услуги на общедомовые нужды для собственников помещений, выбравших способ управления управляющей организацией, исключены из числа коммунальных услуг и включены в состав платы за содержание жилого помещения (п.1 ч.2, п.1 ч.2 ст. 154 ЖК РФ), порядок определения которой (платы за содержание жилого помещения) Правилами N 354 не регламентируется, а регламентируется ЖК РФ (части 9.1, 9.2 статьи 156) и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
На основании пункта 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 491), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 01.01.2017 в состав данных расходов также включаются расходы на оплату холодной и горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 491).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
С 10.08.2017 часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действующей по настоящее время, изменена (Федеральный закон от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в ст. 154 и 156 ЖК РФ и ст. 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") и предусматривает, что такой размер определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Сведений о принятии общим собранием решения о включении в плату за содержание жилого помещения коммунальных ресурсов с учетом превышения нормативов в связи с тем, что перечень работ по содержанию общего имущества, выполняемый ООО "НП "Русь", превышает минимальный перечень, обществом не представлено.
Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 37/2 по ул. Содружества N 1 от 25.04.2018, представленным обществом при проведении проверки, принято решение о распределении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, за исключением коммунального ресурса по холодной воде (пункт N 4 протокола) (т.д. 1 л.д. 107-110).
Таким образом, указанное решение собственников помещений многоквартирного дома не является основанием для примененного обществом порядка расчета платы.
Доводы о том, что собственникам помещений многоквартирного дома N 37/2 по ул. Содружества в г. Ростове-на-Дону был осуществлен перерасчет начисленной платы за СОИДы, исходя из норматива потребления, не свидетельствуют о недействительности предписания, поскольку указанный перерасчет был осуществлен в августе 2018 года, предписание выдано 27.07.2018. Более того, правильность осуществленного обществом перерасчета подлежит оценке государственным жилищным инспектором Ростовской области при проведении проверки исполнения выданного предписания от 27.07.2018 N 1885.
При проведении Госжилинспекцией области проверки в отношении ООО "НП "Русь" также установлено, что размер платы (включающий статьи "тех.содержание", "мусор", "видеонаблюдение", "домофон с ТКП") за содержание жилого помещения, начисляемый обществом, превышает размер платы за содержание жилого помещения, утвержденный общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 37/2 по ул. Содружества в г. Ростове-на-Дону.
Как следует из материалов дела, протоколом от 17.05.2007 собственниками помещений принято решение об установлении платы за обслуживание домофона в размере 24 рубля (с квартиры с абонентским устройством) и 17 рублей (с квартиры без абонентского устройства) (т.д. 1 л.д. 22).
В соответствии с дополнительным соглашением от 2013 года к договору-поручению N 1 от 01.06.2013 на прием платежей за абонентское обслуживание домофонного оборудования и системы видеонаблюдения, заключенного между ООО "НП "Русь" и ИП Полывяная Н.А., оговорено количество установленных абонентских устройств, в т.ч. в МКД N 37/2 по ул. Содружества в г. Ростове-на-Дону, а также произведен расчет общей суммы, подлежащей оплате собственниками помещений указанного дома, исходя из 119 квартир по 26,5 руб. + 47 квартир по 17 рублей (т.д. 1 л.д. 117).
При этом в материалы дела представлены платежные документы, сформированные и выставленные обществом собственникам помещений, в которых по статье "домофон" значится плата в размере 29 руб. 50 коп. с квартиры.
Договор N 197/16 от 20.11.2016, которым стоимость услуг по техническому обслуживанию, модернизации и устранению неисправностей и поломок определена 29,50 руб. в месяц с одной квартиры, оборудованной переговорным устройством, не является правовым основанием для выставления и предъявления собственникам платы по статье "домофон", обществом при проведении проверки представлен не был (т.д. 1 л.д. 32-34).
Протоколом от 28.05.2013 собственниками помещений принято решение об установлении платы за систему выдеонаблюдения в размере 40 рублей с одной квартиры (т.д. 1 л.д.29-31).
Доказательства представления обществом протокола общего собрания собственников помещений от 28.05.2013 при проведении инспекцией проверки в материалы дела не представлены.
Договор-поручение N 1 от 01.06.2013 на прием платежей за абонентское обслуживание домофонного оборудования и системы видеонаблюдения, заключенный между ООО "НП "Русь" и ИП Полывяная Н.А., и дополнительное соглашение к нему от 2013 года (т.д. 1 л.д. 118) не являются правовым основанием для выставления и предъявления собственникам платы по статье "видеонаблюдение".
В пункте 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" определен перечень видов коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, одной из которых является обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Инспекцией при проведении проверки установлено, что плата за обращение с твердыми коммунальными отходами учитывалась по статье "тех.содержание".
Доказательства принятия общим собранием собственников помещений решения о выделении из статьи "тех.содержание" и об установлении размера платы по статье "мусор" в рамках проверки представлено не было.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом N 37/2 по ул. Содружества в г. Ростове-на-Дону от 03.03.2013 N 0/37/2, представленным ООО "НП "Русь" в Госжилинспекцию области при проведении внеплановой проверки, размер платы за содержание жилого помещения составляет 17,54 с 1м2 (пункт 5.2.12 договора) (т.д. 1 л.д. 90-101).
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 37/2 по ул. Содружества в г. Ростове-на-Дону, оформленного протоколом от 25.04.2018 N 1, собственниками принято решение об утверждении платы: "тех.содержание" = 18,48 руб. с 1м2 (пункт 7 протокола) (л.д. 107-110).
При проведении проверки государственным жилищным инспектором Ростовской области установлено, что в период с июля 2016 года до апрель 2018 года ООО "НП "Русь" в квитанциях на оплату предъявляло собственникам плату за содержание жилого помещения, превышающую 17,54 руб. с 1 м2 (с июля 2016 года по июнь 2017 года в размере 17,93 руб. с 1м2, с июля 2017 года до апреля 2018 года в размере 18,48 руб. с 1м2).
Решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 37/2 по ул. Содружества в г. Ростове-на-Дону об увеличении размера платы за содержание жилого помещения за период с июля 2016 года до апреля 2018 года и предъявляемой обществом к оплате собственниками помещений представлено не было.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно части 5 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет.
В силу части 6 статьи 162 ЖК РФ при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
В соответствии с пунктом 9.1 договора управления многоквартирным домом от 03.03.2013 N 0/37/2 данный договор действует один год, считается продленным на следующий срок на тех же самых условиях.
Следовательно, условие о ежегодной индексации размера платы за содержание жилого помещения, предусмотренное пунктом 5.2.12 договора от 03.03.2013 N 0/37/2, не может быть реализовано на основании договора управления, заключенного сроком действия на один год и пролонгируемого в силу закона (ч.6 ст. 162 ЖК РФ) на тех же условиях, т.е. с тем же размером платы за содержание жилого помещения.
Увеличение размера платы за содержание жилого помещения осуществлялось ООО "НП "Русь" в периоды с июля текущего года и действовало по июнь следующего года, в то время как сам договор управления многоквартирным домом заключен в марте месяце.
На основании статей 36, 39, 44, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме как основной орган управления этим многоквартирным домом обладает своей компетенцией, правовая природа которой определяется правом собственности на общее имущество в этом многоквартирном доме данных собственников и несением ими бремени расходов на его содержание. При этом собственники общего имущества в многоквартирном доме должны согласовывать вопросы, связанные с общим имуществом в доме, в связи с чем договор управления многоквартирным домом заключается на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Следовательно, условия о порядке определения размера платы за содержание жилого помещения, а также порядок внесения такой платы должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом и, соответственно, согласованы со всеми собственниками помещений путем принятия по данному вопросу решения общего собрания.
Ссылка общества на письмо Минстроя России от 26.12.2018 N 51876-00/04 "О размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив" не опровергает указанных выводов суда, поскольку данное письмо не является нормативно-правовым актом, носит рекомендательный характер.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил N 491, в редакции, действовавшей до 01.01.2019, к работам, входящим в состав работ, относящихся к содержанию общего имущества, относятся сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
При утверждении общим собранием собственников помещений размера платы за содержание жилого помещения в такой размер включается и плата за "мусор".
Вместе с тем, ООО "НП "Русь" в периоды с мая 2015 года по май 2018 года предъявляло собственникам помещений многоквартирного дома N 37/2 по ул. Содружества в г. Ростове-на-Дону как плату за содержание жилого помещения - статья в квитанция "тех.содержание", так и плату за вывоз сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов - статья в квитанциях "мусор".
При этом выставление статьи "мусор" влекло увеличение размера платы за содержание жилого помещения, утвержденного общим собранием собственников помещений, поскольку плата, предъявляемая по статье "мусор" не вычиталась из платы по статье "тех.содержание" (например, квитанции в период за май - июнь 2015 года - "тех.содержание" = 16,42 руб. с 1м2, "мусор" = 3,15 руб. с 1 м2, итого общий размер (16,42+3,15) = 19,57 руб. с 1 м2, в то время, как размер платы утвержден в соответствии с договором от 03.03.2013 в размере 17,41 руб. с 1м2; квитанции за июль 2015 года - июнь 2016 года "тех.содержание" = 17,41 руб. с 1 м2, "мусор" = 3,15 руб. с 1 м2, итого общий размер (17,41+3,15) = 20,56 руб. с 1м2 в то время, как размер платы утвержден в соответствии с договором от 03.03.2013 в размере 17,41 руб. с 1м2; квитанции за июль 2016 года - июнь 2017 года - "тех.содержание"=17,93 руб. с 1 м2, "мусор" = 3,15 руб. с 1 м2 итого общий размер (17,93+3,15) = 21,08 руб. с 1м2 в то время, как размер платы утвержден в соответствии с договором от 03.03.2013 в размере 17,41 руб. с 1м2; квитанции за июль 2017 года - март 2018 года - "тех.содержание"= 18,48 руб. с 1 м2, "мусор" = 3,15 руб. с 1 м2 итого общий размер (18,48+3,15) = 21,63 руб. с 1м2 в то время, как размер платы утвержден в соответствии с договором от 03.03.2013 в размере 17,41 руб. с 1м2; апрель - май 2018 года - "тех.содержание"=18,48 руб. с 1 м2, "мусор" = 3,15 руб. с 1 м2 итого общий размер (18,48+3,15) = 21,63 руб. с 1м2 в то время, как размер платы утвержден в соответствии с решением общего собрания от 28.04.2018 в размере 18,48 руб. с 1 м2).
Довод общества о невозможности исполнения предписания инспекции в установленный срок правомерно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
Согласно материалам дела оспариваемое предписание вместе с актом проверки от 27.07.2018 N 4636, 02.08.2018 вручены представителю общества - Фандеевой Т.О.
Из текста предписания следует, что обществу надлежит совершить необходимые действия в срок до 25.09.2018.
Доказательства обращения общества в инспекцию с ходатайством о продлении срок исполнения полученного предписания в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предписание инспекции 27.07.2018 N 1885 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов общества, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод об отсутствии у Госжилинспекции области полномочий на выдачу предписания с требованием об осуществлении перерасчета отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Частью 3 статьи 192 ЖК РФ предусмотрено, что лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 указанной статьи.
Пунктом 1 части 2 Закона N 294-ФЗ установлено, что государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, государственного портового контроля, федерального государственного пробирного надзора, а также контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 196 ЖК РФ при осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 ЖК РФ.
В свою очередь, пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ установлено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Также пунктом 13 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110) (в редакции, действовавшей на дату проведения проверки и выдачи предписания), предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". При проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно части 1 статьи 193 ЖК РФ, пункту 3 Положения N 1110, к лицензионным требованиям, предъявляемым к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, отнесено соблюдение управляющей организацией части 2 статьи 162 ЖК РФ (п/п "б" п.З Положения N 1110).
В свою очередь, частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества.
При этом пункт 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ предусматривает, что цена договора управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы за коммунальные услуги являются существенным условием договора управления многоквартирным домом.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, находящемся в управлении управляющей организации, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации.
Частью 4 статьи 158 ЖК РФ установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Пунктом 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), установлено, что управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления.
Подпункт "ж" пункта 4 Правил N 416 к стандартам управления многоквартирным домом относит, в частности, организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление управляющей организацией обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что осуществление управляющей организацией начислений платы за содержание жилого помещения в соответствии с требованиями ЖК РФ (в зависимости от обстоятельств - в утвержденном общим собранием собственников помещений многоквартирного дома размере либо в утвержденном органом местного самоуправления размере) является лицензионным требованием, которое должно соблюдаться управляющей организацией при осуществлении соответствующего вида деятельности применительно к собственникам каждого в отдельности многоквартирного дома.
Вышеизложенное применимо также и при осуществлении Госжилинспекцией области регионального государственного жилищного надзора в отношении товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Так, пунктом 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, установлено, что предметом проверок, проводимых государственными жилищными инспекторами, является соблюдение подконтрольным субъектом обязательных требований, предъявляемых к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (т.е., в случае утверждения общим собранием собственников помещений многоквартирного дома размера платы за содержание жилого помещения начисления должны осуществляться в соответствии с данным размером; при применении размера платы, утвержденного органом местного самоуправления, начисления должны осуществляться в соответствии с данным размером).
Осуществление управляющей организацией начислений платы за содержание жилого помещения в нарушение требований части 7 статьи 156, части 6 статьи 158 ЖК РФ свидетельствует о нарушении с ее стороны порядка расчета размера платы за содержание жилого помещения, предусмотренного жилищным законодательством и, как следствие, лицензионных требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Поскольку государственные жилищные инспекторы имеют право и обязанность по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, формулировки предписаний действующим законодательством не утверждены, а предписание, как ненормативный правовой акт, должно содержать понятные и исполнимые требований, постольку, в случае установления при проведении проверки нарушений со стороны управляющей организации, выразившихся в нарушении порядка расчета размера платы за содержание жилого помещения, в целях пресечения и устранения выявленного нарушения, государственные жилищные инспекторы имеют право выдать предписание с требованием об устранении выявленного нарушения, в частности, посредством осуществления перерасчета необоснованно начисленной платы.
Предписание с указанием необходимости осуществления перерасчета необоснованно начисленной управляющей организацией собственникам помещений многоквартирного дома платы за содержание жилого помещения является надлежащим способом устранения нарушения лицензионного требования, допущенного ООО "НП "Русь".
Правовая позиция, изложенная в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.03.2019 по делу А32-8215/2018, не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку при рассмотрении указанного дела суд кассационной инстанции пришел к выводу о фактическом отсутствии обязанности управляющей организации по осуществлению перерасчета платы за коммунальный ресурс холодной воды, потребляемый при содержании общедомового имущества, исходя из норматива потребления, поскольку общим собранием собственников помещений 23.08.2017 принято решение о порядке начисления платы за предоставленные ресурсы (распределение всего объема (т.е. сверх нормативного) потребления пропорционально между помещениями в многоквартирном доме).
Ссылка заявителя на определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 301-КГ18-22044 по делу N А43-38632/2017, определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2015 N 305-КГ14-2126 по делу А40-49533/2013, также отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку они приняты по делам с иными фактическими обстоятельствами.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2018 по делу N А53-27279/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.