19 апреля 2019 г. |
Дело N А79-14296/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2019.
Полный текст постановления изготовлен 19.04.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.01.2019 по делу N А79-14296/2017,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению администрации города Чебоксары о признании незаконным предписания Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары от 20.11.2017 N 249,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - муниципального бюджетного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Отделом Госавтоинспекции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары (далее - Управление) 20.11.2017 администрации города Чебоксары (далее - администрация) выдано предписание N 249 в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Указанным предписанием администрации предложено в срок до 30.11.2017 ликвидировать дефекты (выбоины, просадки, сколы и так далее) покрытия проезжей части в соответствии с требованиями подпунктов 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 на дворовой территории города Чебоксары: ул. Короленко, д. 18, ул. Гагарина, между домами 35 и 37.
Администрация не согласилась с предписанием Управления и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления от 20.11.2017 N 249.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - Учреждение, МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства").
Решением от 18.01.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии заявленное администрацией требование удовлетворил.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что администрация обязана организовывать (обеспечить) выполнение мероприятий, указанных в предписании Управления от 20.11.2017 N 249, которое выражается в выполнении необходимых распорядительных действий по организации мероприятий по устранению допущенных нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
Управление указывает на то, что распоряжением Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от 22.12.2011 N 1114-р на баланс МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" передано имущество муниципальной казны актом приема-передачи муниципального имущества от 26.12.201. Указанные в предписании Управления от 20.11.2017 N 249 дороги, относящиеся к внутридворовым, в перечень дорог, поименованных в приложении к акту приема-передачи муниципального имущества к договору о передаче в безвозмездное пользование имущества муниципальной казны от 26.12.2011, не относятся.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ).
На основании пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 7 главы II Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30.11.2005 N 40 к вопросам местного значения также относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Чебоксары, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что администрация, являясь исполнительным органом местного самоуправления, обязана содержать автомобильные дороги в пределах территории городского округа в соответствии с нормативными требованиями.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В пункте 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 ГК РФ).
В статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Судом первой инстанции установлено, что в рассмотренном случае полномочия органа местного самоуправления, касающиеся дорожной деятельности, переданы специально созданному учреждению с соответствующим финансированием.
Вступившим в законную силу постановление Первого арбитражного апелляционного суда по делу N А79-1692/2017 установлено, что администрацией было создано МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства", в том числе, в целях удовлетворения общественных потребностей в содержании объектов внешнего благоустройства, коммунального хозяйства и реконструкции жилищного фонда.
Учреждение создано путем реорганизации муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" муниципального образования города Чебоксары-столицы Чувашской Республики в форме преобразования на основании распоряжения администрации от 24.12.2007 N 4487-р.
Учредителем Учреждения является Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации города Чебоксары (пункт 1.1 Устава Учреждения).
Из пункта 2.2 Устава Учреждения следует, что для достижения указанных целей Учреждение выполняет функции заказчика по строительству, модернизации, реконструкции и ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства города Чебоксары в рамках муниципального заказа на основе муниципального контракта; выполняет функции заказчика по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства за счет дополнительно привлеченных источников; осуществление функций технического надзора за выполнением всего комплекса работ и услуг по содержанию объектов внешнего благоустройства и при реконструкции жилищного фонда.
Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, печать со своим наименованием и наименованием муниципального образования города Чебоксары, штампы, бланки с официальными символами муниципального образования города Чебоксары и другие средства индивидуализации (пункт 1.5 Устава Учреждения).
Учреждение выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде в соответствии с законодательством (пункт 1.6 Устава Учреждения).
Распоряжением Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от 22.12.2011 N 1114-р на баланс Учреждения переданы элементы внешнего благоустройства, в том числе дороги, тротуары, уличные знаки, элементы уличного освещения.
Правила благоустройства территории города Чебоксары, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.09.2013 N 1136 (действовавшие в спорный период), определяли объекты благоустройства территории как территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования.
Исследовав обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ненадлежащее содержание указанных в предписании участков дороги допущено не администрацией, а лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и дорожных сооружений, которым является Учреждение, и которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование.
Публичные полномочия органов местного самоуправления в сфере ответственности по надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения могут быть реализованы и в данном случае реализованы путем создания специально ориентированного на эти цели хозяйствующего субъекта, поскольку именно в силу своего правового статуса органы местного самоуправления и их структурные подразделения, не имеющие профессиональных трудовых и материальных ресурсов, осуществить эти полномочия иным образом не могут.
Непосредственное содержание и оборудование автомобильных дорог местного значения предполагает наличие профессиональных, трудовых и материальных ресурсов, что в данном случае осуществлено, в частности, созданием соответствующего Учреждения - МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства".
С учетом изложенного то обстоятельство, что указанные в предписании Управления от 20.11.2017 N 249 дороги, относящиеся к внутридворовым, в перечень дорог, поименованных в приложении к акту приема-передачи муниципального имущества к договору о передаче в безвозмездное пользование имущества муниципальной казны от 26.12.2011, не относятся, не имеет правового значения.
При таких обстоятельства вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление не доказало законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям Федерального закона N 196-ФЗ, Федерального закона N 257-ФЗ, гражданского законодательства и нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления в сфере осуществления экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет признание его недействительным.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как несостоятельные.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.01.2019 по делу N А79-14296/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.