Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 июля 2019 г. N Ф05-563/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А41-22022/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Министерства строительного комплекса Московской области: не явились, извещены;
от ЗАО "Зирос": Коротков В.И., генеральный директор (выписка из ЕГРЮЛ), Ковех А.Н., по доверенности от 15.05.2017;
от Администрации городского округа Химки Московской области: Бондарева И.А., по доверенности от 16.01.2019 N 03;
от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского округа Химки Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2018 года по делу N А41-22022/18, принятое судьей Семёновой А.Б., по исковому ЗАО "Зирос" к Администрации городского округа Химки Московской области, третьи лица: Министерство строительного комплекса Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, о признании недействительным,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Зирос" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской с требованиями:
- признать недействительным Постановление от 16.02.2018 N 107 "Об отмене Проекта планировки кварталов 2 А и 2 Б г. Химки Московской области", принятого Главой администрации городского округа Химки Московской области Волошиным Д.В.;
- признать недействительным Постановление от 21.02.2018 N 117 "О признании утратившим силу распоряжения Главы Химкинского района Московской области от 21.06.2007 N 1219-р "О возложении на ЗАО "ЗИРОС" функций заказчика по разработке Проекта планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительного комплекса Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2018 года по делу N А41-22022/18 заявленные требования ЗАО "Зирос" удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Администрация городского округа Химки Московской области и Министерство строительного комплекса Московской области обжаловали его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель Администрации поддержал доводы апелляционных жалоб, представитель общества против указанных доводов возражал.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
ЗАО "Зирос" указывает, что обжалуемые ненормативные правовые акты нарушают права и законные интересы ЗАО "Зирос" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, делают невозможным реализацию инвестиционного проекта по строительству объекта недвижимости и лишают ЗАО "Зирос" функций заказчика по разработке Проекта планировки кварталов 2 А и 2 Б в г. Химки.
В связи с изложенным, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
На основании действующих норм права, регламентирующих общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, Администрация вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства.
Реализация органом местного самоуправления предусмотренных полномочий по отмене ранее принятого акта не может и не должна основываться только на формальном праве его отмены.
Орган местного самоуправления должен доказать несоответствие отменяемого акта требованиям действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону, не нарушать права и законные интересы заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Из текста оспариваемого постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 16.02.2018 N 107 не усматривается мотивированных причин отмены Постановления администрации городского округа Химкн Московской области от 13.06.2007 N899 "Об утверждении Проекта планировки кварталов 2 А и 2 Б г. Химки Московской области".
Оспариваемый ненормативный акт не содержит указания на несоответствие закону или иному нормативному акту, а также основания для отмены постановления от 13.06.2007 N 899.
В постановлении Администрации от 21.02.2018 N 117 также не приведено мотивированных причин, послуживших основанием для его вынесения.
Из материалов дела усматривается, что 09.07.2004 между Администрацией городского округа Химки Московской области, ООО "Монолит-Пост" (инвестор) и Министерством строительного комплекса Московской области был заключен инвестиционный контракт N 86, предметом которого являлась реализация инвестиционного проекта на строительство 26-этажного жилого дома в городе Химки, Ленинский пр-т, д. 19/1, д.17 и ул. Чкалова, д. 3 с общей площадью 65 000 кв. м, с встроено-пристроенными помещениями, с внутри и внеплощадочными сетями и сооружениями, инженерными сетями и коммуникациями и объектами инженерной инфраструктуры, благоустройство и озеленение прилегающей территории в соответствии с проектом (Объект), по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, Ленинский прт, д. 19/1, д.17 и ул. Чкалова, д. 3.
В связи с прекращением деятельности ООО "Монолит-Пост" путем реорганизации в форме преобразования в ЗАО "Монолит-Пост" и реорганизации ЗАО "Монолит-Пост" в форме присоединения к ЗАО "Зирос", права и обязанности по инвестиционному контракт N 86 от 09.07.2004 перешли от инвестора ООО "Монолит-Пост" к ЗАО "Зирос" (договор о присоединении N 1 от 09.06.2008).
В целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, ГУП МО "НИИПРОЕКТ" был разработан проект планировки территорий кварталов 2А и 2Б города Химки Московской области на основании Распоряжения главы Химкинского района Московской области от 21.09.2005 N 1219-р "О возложении на ЗАО "Зирос" функций заказчика по разработке Проекта планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки".
07.09.2005 Предпроектное предложение "Комплексная реконструкция жилых кварталов 2А и 2Б г. Химки было рассмотрено Координационным советом по градостроительному регулированию и градостроительной политике (Дело N 10/1 Выписка из Протокола N 10).
Было принято решение проектные материалы направить на согласование в Главархитектуру Московской области. 30.05.2006 проект был рассмотрен Координационным советом по градостроительному регулированию и градостроительной политике (Дело N 03/1 Выписка из Протокола N 3).
По результатам обсуждения было принято решение рекомендовать его для представления Градостроительному совету при Главном архитекторе Московской области и градостроительной экспертизой, дал рекомендации дальнейшей проработки, согласования и утверждения.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации по разработанному проекту планировки кварталов 2А и 2 Б 03.07.2006 проведены публичные слушания.
Согласно протоколу N 15 от 03.07.2006, по результатам проведенных слушаний Проект планировки комплексной реконструкции кварталов 2А и 2Б микрорайона "Северный" был рекомендован на утверждение в установленном порядке.
24.04.2007 проект был рассмотрен Градостроительным советом по градостроительству. По результатам обсуждения было принято решение согласовать для утверждения в установленном порядке.
Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 13.06.2007 N 899 утвержден Проект планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области, разработанный ГУП МО "НИИПРОЕКТ".
Распоряжением Главы Химкинского района Московской области от 21.06.2007 N 1219-р на ЗАО "Зирос" возложена функция заказчика по разработке Проекта планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки.
Решением Совета депутатов г.о. Химки Московской области от 13 февраля 2008 года N 21/5 "О муниципальной программе развития застроенной территории кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области на 2008 - 2011 гг." утверждена муниципальная программа.
Жилые дома, расположенные по адресам: Химки, ул. Ленинский проспект, д. 19/1 и д. 17, по ул. Чкалова, д.3 предполагаемые под снос, позднее были включены в программу городского округа Химки "Жилищная политики и строительство социальных объектов" (Постановление Администрации от 12.11.2013 N 1230), а затем в программу "Жилище" (Постановление Администрации от 20.10.2014 N 1640), в настоящее время - в "Муниципальную программу городского округа Химки Московской области "Жилище" на 2017-2021 годы" (постановление администрации от 30.12.2016 N 1452).
После разработки и утверждения Проекта планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области в Инвестиционный контракт N 86 от 07.09.2004 были внесены изменения. Согласно п. 2.1 инвестиционного контракта N 86 от 07.09.2004 (в редакции дополнительного соглашения N2 от 22.12.2011), предметом контракта является реализация Инвестиционного проекта строительства двух многоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями и подземным гаражом стоянкой, с внутри - и внеплощадочными сетями и сооружениями, благоустройством и озеленением прилегающей территории далее именуемых "Объект", по адресному ориентиру: г. Химки Московской области, пересечение улицы Ленинский проспект и улицы Чкалова, ориентировочная площадь квартир 43074 кв.м, общей площадью нежилых помещений 2500 кв.м и 220 машиномест в гаражах и стоянках. Площадь будет уточнена в процессе разработке проектной документации. Согласно п. 2 Дополнительного соглашения N2 от 22.12.2011 название Инвестиционного контракта изложено в следующей редакции: Инвестиционный контракт N86 на строительство объекта недвижимости, двух многоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями и подземным гаражом-стоянкой по адресу: Московская обл.. г. Химки, пересечение улицы Ленинский проспект и улицы Чкалова.
Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 25.12.2017 N Г63/567 был утвержден Градостроительный план земельного участка N RU50301000-MSK005558 (кадастровый номер земельного участка 50:10:0010311:2), с изменениями, внесенными на основании Постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017 по делу N А41-8943/17.
Согласно п. 2.4 Дополнительного соглашения N 2 от 22.12.2011 к инвестиционному контракту N 86, на момент заключения настоящего контракта на земельном участке, указанном в п. 2.1. Контракта, расположены многоквартирные дома N 17, 19/1 по Ленинскому проспекту и N 3 по ул. Чкалова.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 по делу N А41- 9037/2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21.03.2018, признано незаконным бездействие Администрации городского округа Химки Московской области по направлению собственникам жилых помещений требований о сносе аварийных домов N 17, 19/1 по Ленинскому проспекту и N 3 по ул. Чкалова. Суд обязал Администрацию издать распорядительные документы о направлении собственникам жилых помещений требований о сносе указанных аварийных домов и принять решения об изъятии земельных участков, на которых расположены аварийные дома N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область.
В рамках дела N А41-9037/17 судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что инвестиционный контракт по своей правовой природе является договором о развитии застроенной территории.
Пунктом 21 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена возможность внесения изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством.
В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.
Согласно принятым и утвержденным решением Совета депутатов г.о. Химки МО N 15/5 от 27.12.2017 Правилам землепользования и застройки г.о. Химки, территория проекта планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки, утвержденного постановлением главы администрации от 13.06.2007 N899, включена в устанавливаемую территориальную зону комплексного и устойчивого развития территории (КУРТ 55).
Таким образом, при разработке Генерального плана городского округа Химки Московской области и Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Химки Московской области, утвержденных решениями Совета депутатов городского округа Химки Московской области от 27.12.2017 N 15/14 и 15/15 был учтен Проект планировки территории кварталов 2А и 2Б, утвержденный Постановлением Главы городского округа Химки Московской области от 13.06.2007 N899 "Об утверждении Проекта планировки кварталов 2 А и 2 Б г. Химки Московской области".
Доводы апелляционной жалобы Администрации городского округа Химки Московской и Министерства строительного комплекса МО о том, что в настоящее время утвержденный в 2007 году Проект планировки кварталов не реализуется ЗАО "Зирос", а инвестиционный контракт не исполняется, отклоняются апелляционным судом, с учетом наличия доказательств того, что бездействие Администрации при принятии распорядительных документов о расселении и сносу жилых домов препятствовало реализации строительства объектов капитального строительства в рамках инвестиционного контракта в части реализации Проекта планировки кварталов 2 А и 2 Б г. Химки Московской области, что подтверждается судебным актом по делу N А41-9037/17.
Из представленных заявителем документов и пояснений также следует, что в адрес Администрации и Министерства строительного комплекса МО направлялись письма об устранении препятствий в реализации инвестиционных проектов.
Довод о несоответствии действующих нормативов градостроительного проектирования Московской области, утвержденных Постановлением Правительства Московской области от 17.08.2015 N 713/30 технико-экономическим показателям утвержденного ППТ, отклоняется как необоснованный.
Материалами дела не подтверждается дефицит по общеобразовательным школам и детским дошкольным учреждениям. Обоснованный расчет обеспеченности общеобразовательным школам и детским дошкольным учреждениям по городскому округу Химки Администрацией с учетом региональных норм градостроительного проектирования, действовавших в 2007 году, в материалы дела не представлен.
Кроме того, из текста оспариваемого постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 16.02.2018 N 107 не усматривается, что основанием для его принятия послужил именно дефицит объектов инфраструктуры.
Кроме того, в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие, что со стороны Администрации предпринимаются действия, направленные на создание условий, затрудняющих исполнение ЗАО "Зирос" своих обязательств, и препятствующие реализации инвестиционных контрактов, в том числе: издание впоследствии отмененного приказа от 20.03.2012 N 64 о приостановлении действия разрешения на строительство, в отношении которого заместителем Химкинского городского прокурора вынесен протест, со ссылкой на грубые нарушения действующего законодательства; наличие судебных актов, которым подтверждено, что Администрация не исполняет возложенные на нее обязанности по расселению аварийных жилых домов; отсутствие в обжалуемых ненормативных правовых актах мотивированных оснований для их вынесения в порядке самоконтроля.
Доказательства, подтверждающие несоответствие Проекта планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области, утвержденного постановлением Администрации от 13.06.2007 N 899, нормам действовавшего в момент его утверждения законодательства, в материалы дела не представлены.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2018 года по делу N А41-22022/18 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.