г. Вологда |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А05-10817/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 апреля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малышевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поморский лесной технопарк" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 ноября 2018 года по делу N А05-10817/2018 (судья Шапран Е.Б.),
установил:
Территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами в лице Красноборского обособленного подразделения (адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Бойчука, дом 3, офис 10; ОГРН 1162901060376, ИНН 2902083136; далее - Лесничество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Поморский лесной технопарк" (адрес: 163020, город Архангельск, проспект Никольский, дом 75, корпус 1; ОГРН 1112901007240, ИНН 2901216834; далее - Общество) о взыскании 76 653 руб. 23 коп. долга по договорам аренды лесных участков от 29.09.2014 N 1732 и от 30.09.2016 N 2004 по сроку оплаты на 15.06.2018, из которых 44 826 руб. 46 коп. по минимальным ставкам в доход федерального бюджета, 31 826 руб. 77 коп. в части, превышающей минимальные ставки в доход областного бюджета.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29.11.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Общества в доход федерального бюджета взыскано 3 066 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не проверен на соответствие закону расчет исковых требований, а именно расчет размера арендной платы в областной бюджет, исчисленного с применением коэффициента 1,71. Согласно расчету ответчика коэффициент превышения должен составлять 1,22. Ссылается на то, что ничтожность положений договоров аренды, заключенных между Министерством и Обществом, в части условий о внесении арендной платы в областной бюджет с применением коэффициента превышения подтверждена решением Арбитражного суда Архангельской области от 12.09.2018 по делу N А05-513/2018.
Стороны, третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Истец и третье лицо в отзывах на жалобу против ее удовлетворения возражали.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договоры аренды лесных участков от 29.09.2014 N 1732 и от 30.09.2016 N 2004, по условиям которых арендодатель обязуется предоставить, а арендатор - принять в аренду лесные участки, находящиеся на территории Красноборского лесничества в границах кварталов, указанных в пункте 1.2 данных договоров.
Согласно пунктам 1.1 договоров, договоры аренды заключены и лесные участки предоставлены для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Организация глубокой переработки древесины, изготовление биотоплива, строительство котельных, работающих на древесном сырье", который приказом Минпромторга России от 18.08.2014 N 1612 включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Договоры аренды заключены сроком на 49 лет и зарегистрированы в установленном порядке.
Лесные участки переданы арендатору по актам приема-передачи лесного участка.
В соответствии с пунктом 3.4.2 договора N 1732 и подпунктом "в" пункта 12 договора N 2004 ответчик, как арендатор, обязан вносить арендную плату в объеме и сроки, предусмотренные договором.
В пункте 2.4 договора N 1732 определено, что на период, равный расчетному сроку окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, - 7 лет, к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, применяется понижающий коэффициент 0,5.
В случае досрочного исключения инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов в области освоения лесов арендатор обязан уплатить арендную плату без применения понижающего коэффициента в соответствии с законодательством Российский Федерации.
Аналогичное условие предусмотрено в соглашении N 1 о внесении изменений и дополнений к договору N 2004.
Минпромторгом России 20.07.2017 принят приказ N 2369 об исключении инвестиционного проекта Общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.02.2018 по делу N А05-12276/2017 все договоры аренды лесных участков, предоставлявшихся Обществу для реализации приоритетного инвестиционного проекта, в том числе договоры N 1732, N 2004 расторгнуты. Решение вступило в законную силу 14.06.2018.
Первоначально в связи с исключением проекта Общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов в адрес Общества были направлены протоколы согласования размера арендной платы на 2018 год, в том числе по договору N 1372 в размере 768 894 руб. 66 коп. за год, по договору N 2004 в размере 460 682 руб.
Как следует из протоколов, годовой размер арендной платы, рассчитанный на 2018 год, складывается из минимального размера арендной платы, определенного в соответствии с пунктом 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по ставкам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов" (далее - Постановление N 310) с применением к ставкам установленных Правительством Российской Федерации коэффициентов, то есть без применения понижающего коэффициента 0,5, и с применением коэффициента превышения - 1,71.
В протоколах предусмотрено, что арендная плата уплачивается равными долями, в сроки до 15.02, 15.03, 15.04, 15.05, 15.06, 15.07, 15.08, 15.09, 15.10 и 15.11 в размере 10 % от годового размера по каждому сроку.
При этом арендная плата в части минимального размера вносится в федеральный бюджет, арендная плата в части превышений - в бюджет Архангельской области.
Впоследствии в связи с расторжением договоров аренды в судебном порядке (14.06.2018 в связи с вступлением в силу судебного акта о расторжении договоров) Министерством произведен перерасчет арендной платы пропорционально количеству дней действия договора в 2018 году (с 01.01.2018 по 13.06.2018).
Размер арендной платы на 2018 год с учетом перерасчета по периоду действия договора N 1732 от 29.09.2014 составил 345 427 руб. 93 коп., по договору N 2004 от 30.09.2016 - 353 889 руб. 66 коп.
Измененный на 2018 год расчет размер арендной платы также включает плату, рассчитанную по минимальным ставкам, и плату, рассчитанную с применением повышающего коэффициента 1,71.
Обществом внесена плата по срокам 15.02.2018 и 15.03.2018 по договору N 1732 от 29.09.2014 в размере 76 889 руб. 27 коп. по каждому сроку, в том числе по 44 964 руб. по минимальным ставкам в федеральный бюджет и по 31 924 руб. 87 коп. в части, превышающей минимальные ставки в бюджет субъекта, и по договору N 2004 от 30.06.2016 в размере 78 776 руб. 62 коп. по каждому сроку, в том числе по 46 068 руб. 20 коп. по минимальным ставкам в федеральный бюджет и по 32 708 руб. 42 коп. в части, превышающей минимальные ставки в бюджет субъекта.
Решением арбитражного суда от 29.10.2018 по делу N А05-10115/2018 с Общества взыскан долг по арендной плате по срокам внесения на 15.04.2018 и 15.05.2018.
Претензионным письмом от 18.07.2018 истец предлагал ответчику в добровольном порядке погасить задолженность за 2018 год в размере 76 653 руб. 23 коп., в том числе:
- 37 870 руб. 05 коп. по договору N 1732, из которых 22 146 руб. 24 коп. по минимальным ставкам в федеральный бюджет и 15 723 руб. 81 коп. в части, превышающей минимальные ставки в бюджет субъекта;
- 38 783 руб. 18 коп. по договору N 2004, из которых 22 680 руб. 22 коп. по минимальным ставкам в федеральный бюджет и 16 102 руб. 96 коп. в части, превышающей минимальные ставки в бюджет субъекта.
Поскольку данная претензия оставлена без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 ГК РФ).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 94 ЛК РФ).
В силу пункта 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В статье 614 указанного Кодекса предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Таким образом, обязанность арендатора по уплате арендных платежей установлена независимо от использования арендованных лесных участков, в связи с этим соответствующий довод подателя жалобы отклоняется судом апелляционной инстанции.
На основании части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.
Согласно части 4 статьи 73 упомянутого Кодекса для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1(2) Постановления N 310 при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, инвестор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Судом первой инстанции установлен факт исключения инвестиционного проекта Общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12.09.2018 по делу N А05-15151/2017 Обществу отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Министерства, выразившихся в издании и направлении заявления от 28.04.2017 N 204-12/3586 "Об исключении приоритетного инвестиционного проекта из перечня" в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.10.2018 по делу N А05-11829/2017, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, Обществу отказано в удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 28 апреля 2017 года N 645р "Об исключении инвестиционного проекта "Организация глубокой переработки древесины, изготовления биотоплива, строительства котельных, работающих на древесном сырье" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжении договоров аренды лесных участков".
Апелляционный суд считает необходимым отметить, что решением Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2019 по делу N А40-172988/2017, вступившим в законную силу, в удовлетворении требования Общества о признании приказа N 2369 недействительным отказано.
В соответствии со статьей 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество обязано уплатить в полном объеме арендную плату в соответствии с условиями договора аренды и пунктом 1(2) Постановления N 310 без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы.
Согласно расчетам истца сумма задолженности по договорам по сроку уплаты 15.06.2018 составляет 76 653 руб. 23 коп., в том числе:
- 44 826 руб. 46 коп. в доход федерального бюджета;
- 31 826 руб. 77 коп. в доход бюджета Архангельской области.
Представленный истцом расчет задолженности проверен судом первой инстанции и признан правильным. Оснований не согласиться с ним у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку ответчиком в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств погашения задолженности, суд первой инстанции правомерно взыскал с Общества долг в заявленном размере.
Расчет ответчика, содержащийся в апелляционной жалобе, не может быть принят во внимание, поскольку коэффициент 1,22 получен путем деления суммы причитающихся платежей арендной платы по действующим договорам аренды на суммарный расчетный размер арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков без учета действующих в субъекте инвестиционных проектов, что не соответствует пункту 1(2) Постановления N 310.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Заявителю при подаче апелляционной жалобы предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы с него подлежит взысканию в бюджет государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 ноября 2018 года по делу N А05-10817/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поморский лесной технопарк" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Поморский лесной технопарк" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.