г.Самара |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А65-37935/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г.Казани Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 февраля 2019 года по делу N А65-37935/2018 (судья Хафизов И.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г.Казани Республики Татарстан, г.Казань,
к обществу с ограниченной ответственностью "Казанское монтажное управление", г. Казань,
о взыскании задолженности по штрафу за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г.Казани Республики Татарстан (далее - Управление ПФР, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Казанское монтажное управление" (далее - ООО "КМУ", ответчик, общество) о взыскании задолженности по штрафу за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в размере 130 500 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 февраля 2019 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление ПФР просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что страхователь не подлежит привлечению к ответственности в случае, если уточнения представлены им в отношении застрахованных лиц, сведения за которых представлялись за данный отчетный период. По мнению заявителя, в случае представления страхователем сведений на застрахованных лиц, в отношении которых в ранее представленных за данный отчетный период сведениях о работающих у страхователя застрахованных лицах сведения представлены не были, и срок их представления истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением ПФР в ходе проверки правильности, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27 -ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), было установлено, что ответчиком 31.05.2018 предоставлены сведения по телекоммуникационным каналам связи за март 2018 года по форме СЗВ-М "дополняющая" в отношении 261 застрахованного лица, не отраженных в исходной форме. Данные о 261 застрахованном лице (работнике) должны были быть отражены в "исходной" форме отчетности до 15.04.2018. В этой связи был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 05.06.2018 N013S18180015569 за неполноту или недостоверность предоставления сведений.
По результатам рассмотрения акта Управлением ПФР было принято решение от 16.07.2018 N 013S19180016918 о применении к ответчику финансовых санкций за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ в размере 130 500 рублей, из расчета: 261 застрахованное лицо х 500 руб. = 130 500 руб.).
Для добровольной уплаты штрафа ответчику выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.08.2018 N 013S01180023519 со сроком уплаты до 04 сентября 2018 года.
В связи с неисполнением ответчиком требования от 14.08.2018 N 013S01180023519 об уплате штрафа в добровольном порядке, Управление ПФР обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев представленные по делу документы, суд первой инстанции требования заявителя оставил без удовлетворения по следующим основаниям.
Статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлена обязанность страхователя своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а так же для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
На основании пункта 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 данного Закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Форма данных сведений о застрахованных лицах (СЗВ-М) утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142).
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные этим законом.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность работодателей представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в органы Пенсионного фонда РФ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за март 2018 года должны быть представлены предприятием в Управление ПФР не позднее 15 апреля 2018.
В соответствии со статьей 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В статье 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователя за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 -2.2 статьи 11 данного закона, в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 ранее действовавшего Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждены формы "Сведения о застрахованных лицах" (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142), согласно которому в пункте 3 страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы:
- "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Следовательно, при выявлении страхователем ошибок в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах за данный период все исправления и корректировки вносятся в формах "доп" и "отмн".
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с п.37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2016 года N 766н (далее - Инструкция N 766н), при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Управления ПФР, уведомление об устранении имеющихся расхождений вручается страхователю в течение пяти рабочих дней лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Управления ПФР, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Согласно п.37 Инструкции N 766н страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Между тем Управлением ПФР уведомление о представлении соответствующих исправлений ответчику направлено не было.
Таким образом, законодательством предусматривается право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено, что общество первоначально, в установленные сроки 04.04.2018 представило "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (исх) за март 2018 года.
В материалах дела отсутствуют доказательства направления Управлением ПФР в адрес заявителя уведомлений либо иных писем, в которых бы сообщалось о непредставлении отчета СЗВ-М либо о выявленных ошибках либо расхождениях.
Заявителем 31.05.2018 предоставлены сведения по телекоммуникационным каналам связи за март 2018 года по форме СЗВ-М "дополняющая".
Таким образом, дополнительные сведения представлены обществом еще до составления Управлением ПФР акта от 05.06.2018. Данный факт сторонами не оспаривается.
Учитывая, что в рассматриваемом случае общество самостоятельно обнаружило ошибки в переданных ранее сведениях и представило 31.05.2018 по форме СЗВ-М (доп) за март 2018 года сведения в отношении застрахованных лиц, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что общество реализовало право на дополнение и уточнение переданных ранее сведений, предусмотренное статьей 15 Закона N 27-ФЗ, что является основанием для освобождения ответчика от ответственности за совершенное правонарушение и отказа во взыскании с общества соответствующих финансовых санкций.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации А09-11643/2017 19.01.2016 N 2-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.
С учетом данных разъяснений суд первой инстанции посчитал, что представление обществом дополняющей формы к ранее представленным сведениям не является нарушением установленного срока предоставления исходных данных, в связи с чем оснований для взыскания финансовой санкции не усмотрел и отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что страхователь в данном случае подлежит привлечению к ответственности в связи с представлением страхователем сведений на застрахованных лиц, в отношении которых в ранее представленных за данный отчетный период сведениях о работающих у страхователя застрахованных лицах сведения представлены не были, и срок их представления истек, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что к такому страхователю не применяются финансовые санкции, так как дополнительные сведения представлены обществом 31.05.2018 по собственной инициативе еще до составления Управлением ПФР акта от 05.06.2018. Самостоятельное выявление ошибок в отчетности и их устранение путем представления сведений по телекоммуникационным каналам связи за март 2018 года по форме СЗВ-М "дополняющая" в данном случае являются основанием для освобождения общества от финансовых санкций.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 (раздел "Практика применения законодательства о налогах и сборах и об обязательных страховых взносах во внебюджетные фонды" п. 38), определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N303-КГ18-99.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 11 февраля 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления ПФР - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением ПФР в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 февраля 2019 года по делу N А65-37935/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.