Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2019 г. N Ф05-11257/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А40-233472/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
Т.Б. Красновой, С.М. Мухина, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2019 по делу N А40-233472/18, принятое судьей О.В. Сизовой
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы (ИНН7705031674, ОГРН1037739510423)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ИНН7726639745, ОГРН1097746680822)
третье лицо: Государственное унитарное предприятие г.Москвы "Центр-Сити"
о признании незаконным отказа в государственной регистрации
при участии:
от заявителя: Дмитриева Е.А. по дов. от 29.11.2018;
от ответчика: Сухов Д.А. по дов. от 26.12.2018;
от третьего лица: Великанов А.Д. по дов. от 11.05.2018;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее - заявитель, ДГИ, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по г. Москве, заинтересованное лицо) с требованием о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 24.07.2018 N 77/012/202/2018-360 об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - нежилое помещение площадью 22 891,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, Сигнальный проезд, д. 16, стр. 21 (кадастровый номер: 77:02:0009003:1145), обязании зарегистрировать право собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - нежилое помещение площадью 22891,1 2 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, Сигнальный проезд, д. 16, стр. 21 (кадастровый номер: 77:02:0009003:1145).
Решением суда от 16.01.2019 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, Департамент городского имущества города Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обосновании апелляционной жалобы заявитель указал на то, что документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимого имущества и необходимые для регистрации права собственности, были представлены в полном объеме.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы заявителя, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица решение суда поддержал в полном объеме, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, Сигнальный проезд, д. 16, стр.21 (кадастровый номер: 77:02:0009003:1145).
Государственная регистрация была приостановлена в соответствии с п. 5, 7, ч. 4.2 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) на три месяца, о чем заявитель был уведомлен письмом от 24.04.2018.
В связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, Управлением Росреестра по Москве принято решение от 24.07.2018 N 77/012/202/2018-360 об отказе в проведении регистрационных действий со ссылкой на непредставление Департаментом документов, необходимых для государственной регистрации.
Посчитав указанный отказ незаконным и необоснованным, Департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии со ст. 14, п.1 ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
Согласно п.3 ч. 1 ст.29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении - дарственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 1 ст. 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны ответствовать требованиям, установленным, законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав па недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Департамент городского имущества города Москвы обратился с заявлением с государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:02:0009003:1145, расположенного по адресу: г. Москва, проезд Сигнальный, д. 16 стр. 21, пом.1.
В качестве основания возникновения права собственности па указанный объект недвижимого имущества в Управление представлена выписка из Реестра объект недвижимости, находящихся в собственности города Москвы от I4.12.2015 N 05- 112652 (000).
Согласно данной выписке основанием возникновения права собственности города Москвы в отношении данного помещения является Постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991.
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 г. к собственности субъекта РФ относятся объекты недвижимости, перечисленные в соответствующем приложении правообладателям.
Однако указанные приложения к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 не содержат сведений о конкретных объектах недвижимого имущества, а лишь устанавливают критерии отнесения имущества к той или иной форме собственности.
Согласно п. 36 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества па балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отнесение государственного имущества к государственной собственности осуществляется на основании закона.
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 к собственности субъекта РФ относятся объекты недвижимости, принадлежащие перечисленным в соответствующем приложении правообладателям.
Документов, подтверждающих правомерное приобретение или фактическую принадлежность на законных основаниях объекта недвижимого имущества правообладателю, указанному в выписке из реестра имущества, в связи с чем, объект отнесен к собственности города Москвы, не представлено.
Статьей 218 главы 14 ГК РФ предусмотрены иные основания возникновения права собственности на недвижимое имущество, в том числе принадлежащее Российской Федерации.
Документов, подтверждающих правомерное отнесение заявленного к регистрации недвижимого имущества к собственности города Москвы по основаниям, установленным в статье 218 главы 14 ГК РФ или иным законным основаниям также не представлено.
Указанные замечания послужили препятствием для проведения государственной регистрации права собственности Москвы.
По мнению заявителя, право собственности города Москвы на объекты возникло па основании приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краем, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Однако пунктами 6-9 вышеуказанного Постановления был предусмотрен порядок передачи объектов, а именно: передача объектов, указанных в пункте 3 Постановления, в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации.
Правительство обязано принять окончательное решение в 3-месячный срок со дня регистрации предложений Верховных Советов, Советов народных депутатов указанных национально-государственных и административно-территориальных образований в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Решение о передаче в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов городов Москвы и Санкт-Петербурга предприятий, занимающих доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местном рынке товаров (работ, услуг), принимается Правительством Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
Передача объектов, указанных в пункте 4 Постановления, в муниципальную собственность осуществляется на основании предложений нижестоящих Советов народных депутатов, подаваемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом. Вышестоящий Совет народных депутатов обязан рассмотреть эти предложения и принять окончательное решение в 2-х месячный срок со дня их регистрации в соответствующем комитете по управлению имуществом.
Если по истечении сроков, установленных в пунктах 6 и 7 Постановления, решения соответствующими органами не были приняты, предложения Верховных Советов, Советов народных депутатов считаются удовлетворенными.
В этом случае принятие объектов в собственность оформляется решением Верховного Совета, Совета народных депутатов, внесшего предложения.
Право собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов на объекты указанные в пунктах 3 и 4 Постановления, возникает с момента принятия решения о праве собственности в соответствии с пунктами 6, 7 или 8 Постановления.
Таким образом, подтверждением права собственности города Москвы на Объекты является факт внесения их в утвержденный постановлением Мосгордумы перечень, в соответствии с которым Объекты включаются в реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы.
На государственную регистрацию права собственности города Москвы на спорный объект не были представлены документы, подтверждающие принадлежность Объектов, к собственности города Москвы согласно пообъектному перечню, утвержденному Постановлением Московской городской Думы.
Учитывая изложенное, оспариваемое Заявителем решение об отказе N 77/012/202/2016-2155 от 29.04.2016 в государственной регистрации права собственности в отношении спорного объекта недвижимости правомерно признано судом первой инстанции соответствующим нормам действующего законодательства, и оснований для признания его незаконным не имелось.
Кроме того, в качестве основания для государственной регистрации права собственности Департаментом, в том числе представлена Выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы N 03-1100881 от 31.08.2015.
В Выписке в качестве основания возникновения права указано Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1.
Постановлением N 3020-1 установлен порядок разграничения прав в отношении объектов недвижимости, созданных до 27.12.1991.
В отношении объектов недвижимости, созданных до 27.12.1991, применяются положения Постановления Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее Постановление N 3020-1).
Так, согласно Постановлению N 3020-1 от 27.12.1991 г. к собственности города Москвы относятся объекты недвижимости, принадлежащие перечисленным в соответствующем приложении правообладателям, и отвечающие определенным функциональным критериям.
Кроме того указанные приложения к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 не содержат сведений о конкретных объектах недвижимого имущества, а лишь устанавливают критерии отнесения имущества к той или иной форме собственности.
Согласно п. 36 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отнесение государственного имущества к государственной собственности осуществляется на основании закона.
Документы, подтверждающие правомерное приобретение или фактическую принадлежность на законных основаниях объекта недвижимого имущества правообладателю, указанному в выписке из реестра имущества, в связи с чем, объект отнесен к собственности города Москвы, не представлены.
Вместе с тем статьей 218 главы 14 ГК РФ предусмотрены также иные основания возникновения права собственности на недвижимое имущество, в том числе принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации.
Документов, подтверждающих правомерное приобретение или фактическую принадлежность на законных основаниях, установленных в статье 218 главы 14 ГК РФ, или иным законным основаниям, заявленного к регистрации объекта недвижимого имущества, в связи с чем он отнесен к собственности города Москвы, не представлено.
В соответствии с п.п. 1.4, 1.5 СНиП 3.01.04-87 подготовленные к эксплуатации объекты, законченные строительством, в соответствии с утвержденным проектом заказчик (застройщик) должен предъявлять к приемке государственным приемочным комиссиям.
До предъявления объектов государственным приемочным комиссиям объекты принимаются рабочими комиссиями, назначаемыми заказчиком (застройщиком).
Приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения сметной стоимостью до 4 000 000 руб. производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом: министерствами и ведомствами СССР - по объектам, входящим в их систему, если капитальные вложения на строительство объектов выделялись этим министерствам и ведомствам СССР; советами министров союзных республик - по объектам республиканских и союзно-республиканских министерств и ведомств союзных республик и исполкомов Советов народных депутатов, если капитальные вложения на строительство объектов выделялись советам министров союзных республик.
Государственные приемочные комиссии по приемке в эксплуатацию указанных объектов могут назначаться также исполкомами районных, городских и районных в городах Советов народных депутатов с согласия министерств и ведомств - заказчиков (застройщиков) этих объектов.
Пункт 4.14 устанавливает, что в состав государственных приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения включаются: представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, архитектора -автора проекта, органов государственного архитектурно-строительного контроля - ИГАСН (в районах, где такие органы отсутствуют, - районные архитекторы), органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, предприятий Министерства связи СССР и министерств связи союзных республик, профсоюзной организации заказчика (застройщика) или соответствующего совета профсоюзов.
Согласно п.п. 7.6, 7.7 СНиП 3.01.04-87 акт о приемке в эксплуатацию объекта подлежит утверждению исполкомом местного Совета народных депутатов (территориальным органом исполнительной власти).
В соответствии с п. 16.5 Распоряжения Мэра N 106-РМ от 24.04.1992 г. "Об утверждении положений об административном округе и муниципальном округе (районе) в г. Москве" полномочием по утверждению акта по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения и законченных строительством объектов, расположенных на территории округа, обладал префект административного округа.
Именно с даты утверждения акта о приемке объект, принятый Государственной приемочной комиссией, считается введенным в эксплуатацию.
Таким образом, документами, подтверждающими факт создания объекта, являются составленный по установленной форме Акт государственной приемочной комиссии и Распоряжение уполномоченного органа исполнительной власти о его утверждении.
В материалы регистрационного дела вх. N 77/012/202/2018-360 необходимые документы не представлены, доказательств обратного в суд также не представлено.
Более того, согласно представленному Акту приемки от 10.12.1996, составленному рабочей комиссией, в эксплуатацию принимается 1432,85 кв.м бытовых помещений и 8312,4 кв.м складских помещений - итого 9744,95 кв.м.
Однако к государственной регистрации заявлено нежилое помещение общей площадью 27 321,4 кв.м, что в три раза превышает общую площадь принятых рабочей комиссией помещений.
Кроме того, данный Акт не содержит адреса принимаемого объекта.
Таким образом, установлено, что заявленный к регистрации объект недвижимого имущества не вводился в эксплуатацию в 1996 году.
Более того, согласно Распоряжению Правительства Москвы от 14.12.2011 N 2760-р данный объект являлся незавершенным строительством объектом (п. 1).
Как указано судом первой инстанции, Мосгосстройнадзор начал выдавать Разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию с 2007 года в соответствии с Постановлением Правительством Москвы от 03.04.2007 N 211-ПП.
В связи с чем, Управлением был направлен запрос в орган, уполномоченный к 2011 году, на выдачу таких разрешений.
Согласно поступившим в Управление ответам (вх. 1200/2015, 1191/2015 и 1195/2015) объект в эксплуатацию не вводился ни до 2007 года, ни после.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Управления Росреестра по Москве, оформленный письмом от 24.07.2018 N 77/012/202/2018-360 об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества - нежилое помещение площадью 22891,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, Сигнальный проезд, д. 16, стр. 21 (кадастровый номер: 77:02:0009003:1145), является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке. Вопреки доводам жалобы, в Акте рабочей комиссии 1996 г. указано о предъявленном к приемке в эксплуатацию здании, где бытовые помещения составляют площадь 1432, 85кв.м., а складские помещения - 8312, 34кв.м. (т.2 л.д.80), вопреки заявленным на регистрацию 22 891,1 кв.м
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2019 по делу N А40-233472/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.