г. Владимир |
|
19 апреля 2019 г. |
Дело N А79-10055/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.04.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭРКАФАРМ Поволжье" (ОГРН 1176451025013, ИНН 525801001) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.12.2018 по делу N А79-10055/2018, принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭРКАФАРМ Поволжье" о признании недействительными предписаний администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 22.06.2018 N 197, от 22.06.2018 N 199 и от 22.06.2018 N 201.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Муниципальным бюджетным учреждением "Городская реклама" (далее - МБУ "Городская реклама") 20.06.2018 проведена проверка соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Эркафарм Поволжье" (далее - Общество), осуществляющего деятельность по адресу: г. Чебоксары, ул. Гагарина, 5.
В ходе проверки установлено, что на фасаде здания имеется рекламная конструкция: "Забота о здоровье" только в аптеках "Озерки":+Низкие цены, скидки, бонусы +Лекарства в рассрочку +Удобный сервис интернет-бронирования. Забота о здоровье. Аптека озерки. www.6030000.ru. 8-800-775-75-33".
Разрешительная документация на установку рекламной конструкции у Общества отсутствовала.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте выездной проверки от 20.06.2018 N 1103.
Администрацией города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация) 22.06.2018 выдано Обществу предписание о демонтаже рекламной конструкции и удалении информации N 197, согласно которому Обществу необходимо в срок до 21.07.2018 произвести демонтаж рекламной конструкции на фасаде здания и удалить информацию на рекламной конструкции в течении трех дней со дня выдачи данного предписания по адресу: г. Чебоксары, ул. Гагарина, 5.
Кроме того МБУ "Городская реклама" 20.06.2018 установлено, что на фасаде здания имеется вторая рекламная конструкция: "Забота о здоровье" только в аптеках "Озерки": +Низкие цены, скидки, бонусы +Лекарства в рассрочку +Удобный сервис интернет-бронирования. Забота о здоровье. Аптека озерки. www.6030000.ru. 8-800-775-75-33".
Разрешительная документация на установку рекламной конструкции у Общества также отсутствовала.
Указанные обстоятельства отражены в акте выездной проверки от 20.06.2018 N 1105.
Администрацией 22.06.2018 выдано Обществу предписание о демонтаже рекламной конструкции и удалении информации N 199, согласно которому Обществу необходимо в срок до 21.07.2018 произвести демонтаж рекламной конструкции на фасаде здания и удалить информацию на рекламной конструкции в течении трех дней со дня выдачи данного предписания по адресу: г. Чебоксары, ул. Гагарина, 5.
МБУ "Городская реклама" также 20.06.2018 установлено, что на фасаде здания имеется следующая рекламная конструкция: "Забота о здоровье" только в аптеках "Озерки": +Низкие цены, скидки, бонусы +Лекарства в рассрочку +Удобный сервис интернет-бронирования. Забота о здоровье. Аптека озерки. www.6030000.ru. 8-800-775-75-33".
Разрешительная документация на установку рекламной конструкции у Общества отсутствовала.
Указанные обстоятельства изложены в акте выездной проверки от 20.06.2018 N 1107.
Администрацией 22.06.2018 выдано Обществу предписание о демонтаже рекламной конструкции и удалении информации от N 201, согласно которому Обществу необходимо в срок до 21.07.2018 произвести демонтаж рекламной конструкции на фасаде здания и удалить информацию на рекламной конструкции в течении трех дней со дня выдачи данного предписания по адресу: г. Чебоксары, ул. Гагарина, 5.
Не согласившись с предписаниями администрации от 22.06.2018 N 197, от 22.06.2018 N 199 и от 22.06.2018 N 201, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании их недействительными.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.12.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что приложенные к актам фотографии в количестве 6 штук не имеют признаков, позволяющих их идентифицировать приложением к определенному акту. По мнению Общества, достоверно установить относимость актов к конкретному предписанию и определить предмет демонтажа не представляется возможным.
По мнению Общества, спорные предписания налагают на него неконкретизированную (неопределенную) обязанность, а именно: не определено конкретно место, где необходимо устранить нарушения законодательства. В тексте предписаний отсутствуют сведения, позволяющие идентифицировать подлежащую демонтажу рекламную конструкцию и место её расположения на здании, а также не определены признаки отнесения конструкции к рекламной.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из статьи 6, пункта 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Под рекламной конструкцией понимается оборудование, предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности (щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло и др.), а также иные технические средства стабильного территориального размещения. Указанное оборудование или технические средства монтируются или располагаются на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементов зданий строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения общественного транспорта.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения, выдаваемого на основании заявления собственника либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе).
Из части 10 статьи 19 Закона о рекламе следует, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В этом случае рекламная конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи предписания (часть 21 статьи 19 Закона о рекламе).
Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы (часть 2 статьи 19 Закона о рекламе).
Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" следует, что при применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Закона о рекламе настоящий Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
В силу статей 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец обязан доводить до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место нахождения, режим работы, необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица.
В рассмотренном случае судом первой инстанции установлено, что спорные три конструкции представляют собой панно на стене фасада здания по адресу: г. Чебоксары, ул. Гагарина, 5, и содержат следующую информацию:
- "Забота о здоровье" только в аптеках "Озерки": +Низкие цены, скидки, бонусы +Лекарства в рассрочку +Удобный сервис интернет-бронирования. Забота о здоровье. Аптека озерки. www.6030000.ru. 8-800-775-75-33".
Спорные конструкции (панно), размещенные на фасаде здания, в котором расположен аптечный пункт Общества.
Рассматриваемые панно не являются информационными вывесками, поскольку не содержат обязательную в силу закона для потребителей информацию. Спорные конструкции фактически предназначены для привлечения внимания к Обществу и товарам (услугам), предлагаемым им.
Размещение указанных сведений в совокупности направлено не на информирование потребителя, а на привлечение его внимания к объекту рекламирования, а также на формирование интереса к этому объекту. Исходя из места расположения конструкций, указанная информация адресована неопределенному кругу лиц.
Поскольку спорные рекламные конструкции размещены с нарушением требований Закона о рекламе (без соответствующего разрешения), содержащиеся в предписаниях требования о демонтаже этих конструкций соответствует части 10 статьи 19 Закона о рекламе.
Доводы Общества о том, что баннеры выставлены внутри помещения аптеки, суд первой инстанции правильно посчитал необоснованными, поскольку на фотографиях, приложенных к актам проверки видно, что спорные конструкции установлены со стороны улицы.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28.11.2017 N 1006 утверждены Правила благоустройства территории города Чебоксары (далее - Правила благоустройства территории г. Чебоксары), пунктом 3.3.9 которым определены виды рекламных и информационных конструкций, допустимых к размещению на территории города.
При размещении информационных конструкций в соответствии с Правилами благоустройства территории г. Чебоксары должны быть соблюдены размеры, параметры, виды и типы информационных конструкций. К информационным конструкциям, размещаемым на фасадах зданий и сооружений, установлены обязательные требования (пункт 3.3.9.27 Правил благоустройства территории г. Чебоксары).
В соответствии с Правилами благоустройства территории г. Чебоксары установка информационных конструкций на территории города Чебоксары осуществляется после согласования дизайн-проекта размещения информационных конструкций с Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары в соответствии с Административным регламентом на предоставление муниципальной услуги "Согласование дизайн-проекта размещения информационных конструкций на территории города Чебоксары", утвержденным администрацией города Чебоксары (пункт 3.3.9.21 Правил благоустройства территории г. Чебоксары).
В соответствии с пунктом 3.3.9.20 Правил благоустройства территории г. Чебоксары в целях сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки на территории города Чебоксары не допускается размещать рекламные конструкции на фасадах жилых домов, иных зданий и сооружений (за исключением медиафасадов), сооружениях инженерной инфраструктуры и запрещается размещать средства наружной рекламы на оконных проемах, витражах.
Информационные конструкции, не соответствующие требованиям настоящих Правил, подлежат демонтажу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 3.3.9.70 Правил благоустройства территории г. Чебоксары).
Доводы Общества о неисполнимости предписаний судом первой инстанции обоснованно отклонены, так как из содержания предписаний, актов и приложенных фотографий однозначно следует, какую рекламную конструкцию необходимо демонтировать, а информацию удалить (т.1 л.д.68-72, т.2 л.д.68-72, т.3 л.д.67-71).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно посчитал предписания администрации соответствующими требованиям действующего законодательства и не нарушающими права и законные интересы Общества.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03.12.2018 по делу N А79-10055/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭРКАФАРМ Поволжье" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.